1. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.; Л., 1937.
2. Бродский И.А. Репин – педагог. М., 1960.
3. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников
Под ред. И.С. Зильберштейна и В.А. Салкова: в 2 т. Л., 1971.
4. Венецианов А.Г. Статьи, письма, современники о художнике. Л., 1980.
5. Виппер Б.Р. Проблема сходства в портрете. М., 1917.
6. Востриков А.Н. История обучения портретированию в русской
художественной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1993.
7. Васильев А.А. История и теория художественного образования.
Краснодар: Куб ГУ, 2003.
8. Васильев А.А. Пленэр. Краснодар: Куб ГУ, 2005.
9. Грабарь И.Э. Серов рисовальщик. М., 1961.
10. Гаврилов О.М., Васильев А.А. Рисунок. Живопись.
Краснодар: Куб ГУ, 2005.
11. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984.
12. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.
13. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование.
М.,1961.
14. Денисенко В.И. Рисунок, живопись, композиция.
Краснодар: Куб ГУ, 2001.
15. Евдокимов И.Е. Суриков. М., 1940.
16. Ершов Г.В. Активизация процесса формирования умений и навыков
передачи пространства на занятия живописью у студентов
художественно-графических факультетов педагогических вузов:
дис. … канд. пед. наук. М., 1993.
17. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959.
18. Йогансон Б.В. О живописи. М., 1960.
19. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., 1952.
20. Крымов Н.П. – художник и педагог: статьи, воспоминания. М., 1960.
21. Кардовский Д. Н. Об искусстве: воспоминания, статьи,письма. М., 1960.
22. Коробко Ю.В. Методы и приемы живописного восприятия цвета: история
формирования. Краснодар: КубГУ, 2004.
|
23. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи,
живописца и скульптора флорентийского. М., 1934.
24. Лунина И.Т. Композиция. Краснодар: КубГУ, 2002.
Мастера искусства об искусстве: в 7 т. М., 1965 –1970.
25. Машковцев Н.Г. Иван Николаевич Крамской (1837–1887): очерк жизни
и творчества. М.; Л., 1944.
26. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя.
2-е изд., доп. М., 1991.
27. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков: теоретик и практик. М., 1953.
28. Мельников А.М. Основы трехслойного метода масляной живописи.
Краснодар: КубГУ, 2003.
29. Очерки по истории русского портрета конца XIX – начала XX века /
под ред. Н.Г. Машковцева, Н.И. Соколовой. М., 1964.
30. Пособие по рисованию / под общ. ред. проф. Д.Н. Кардовского, проф.
В.Н. Яковлева и доц. К.Н. Корнилова. М.; Л., 1938.
31. Пальченков В.Е., Сторчак И.И Взаимосвязь передаваемого
Пространства и структуры живописного изображения в многослойной
масляной живописи. Уч. Пособие. Краснодар, КубГУ, 2005.
32. Советы мастеров: живопись и графика / сост. А.С. Зайцев. Л., 1979.
33. Сокольников М.П. Б.В. Йогансон: жизнь и творчество. М.,1957.
34. Унковский А.А. Живопись фигуры. М., 1968.
35. Саяпина Е.И. Портретная живопись. Краснодар, Куб ГУ, 2004.
36. Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе 1966.
37. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966.
38. Фальк Р.Р. Беседы об искусстве. М., 1981.
39. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., 1933.
40. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2 т. М., 1959.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
1. Аксёнов Ю.Г., Ливидова М.М. Самодеятельному художнику: учеб. задания для начального курса. М., 1973.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М., 1981.
3. Беда Г.В. Живопись портрета: начальный этап обучения: метод. указание для студентов ФХТГ. Краснодар, 1981.
4. Вибер Ж. Живопись и её средства. М., 1961.
5. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961.
6. Живопись. Учебные постановки. М., 1960.
7. Живопись: практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М., 1964.
8. Иогансон Б.В. О живописи. М., 1955.
9.Н.П.Крымов – художник педагог. Статьи, воспоминания. М., 1960.
10. Унковский А.А. Живопись фигуры. М., 1968.
11. Школа изобразительного искусства: учеб.-метод. пособие в 10 вып. 3-е изд. исп. и доп. М., 1989.
12. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. М., 1969.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОРТРЕТНОЙ
ЖИВОПИСИ И МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ.................... 6
2. ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫРУССКОГО
ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА........................................................ 19
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА
В КРАТКОСРОЧНОМ ЭТЮДЕ С НАТУРЫ................................ 46
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА В
ДЛИТЕЛЬНОМ ЭТЮДЕ С НАТУРЫ........................................................ 53
4.1. Стадия построения большой формы и
больших цветовых отношений.................................................... 53
4.2. Детализация формы и цвета................................................ 54
4.3. Стадия завершения и обобщения....................................... 57
4.4. Портретная живопись на пленэре....................................... 58
4.5. Копирование и анализ работ мастеров.............................. 59
|
ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРАТКОСРОЧНЫХ
ЭТЮДОВ............................................................................................... 61
ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЛИТЕЛЬНЫХ
ЭТЮДОВ............................................................................................... 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................. 87
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................. 90
Учебное издание
Ч а л ы й С е м е н А л е к с а н д р о в и ч
ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТА
Учебное пособие
Подписано в печать 11.11.2010. Формат 60´841/16.
Бумага тип. №1. Печать цифровая. Уч.-изд.л.7,5
Тираж 200 экз. Заказ № 10373
Кубанский государственный университет
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Тираж изготовлен в типографии
ООО «Просвещение-Юг»