Список вопросов к экзамену (зачету) ИЗЛ. Средние века и Возрождение




Вопросы к зачету для студентов очного отделения

Средневековье.

1. Средние века как историческая и культурная эпоха. Особенности исторического развития, проблемы периодизации. Основные категории средневековой культуры (Конрад, Гуревич).

2. Своеобразие средневековой литературы. Проблемы периодизации.

3. Героический эпос раннего феодализма. Ирландские саги. Жанровые особенности. Основные циклы. Образ Кухулина. Героические черты и черты культурного героя.

4. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как источник знаний о скандинавской мифологии и культуре. Картина мира в песнях о богах. Образы Одина, Бальдра, Локи. Понятие чести в песнях о героях. Роль клада в сказании о нифлунгах.

5. Особенности исторического эпоса развитого феодализма. Основные циклы. Бахтин об отличительных чертах эпопеи. «Песнь о Роланде». Историческая основа и её трансформация. Образы Роланда, Оливье, Карла Великого, Ганелона. Их роль в раскрытии содержания поэмы.

6. «Песнь о Нибелунгах». Немецкий исторический эпос. Исторические и поэтические источники. Трансформация мотивов и образов. Образы Зигфрида, Кримхильды, Хагена, Брюнхильды. Особенности композиции.

7. «Песнь о моём Сиде». Памятник испанского героического эпоса. Связь с Реконкистой. Особенности характеристики главного героя. Восточный план поэмы. Национальное своеобразие эпоса.

8. Куртуазная литература средних веков. Формирование рыцарской культуры. Рыцарский идеал, куртуазная концепция любви. Лирика трубадуров Прованса. Формульность. Основные жанры. Биографии трубадуров. Лирика Б. де Борна и Б.де Вентадорна.

9. Рыцарский роман. Источники. Основные циклы. Артуровский роман. Кретьен де Труа «Ивейн, или Рыцарь Льва». Идея рыцарского становления в романе.

10. «Роман о Тристане и Изольде». Сказание о Тристане и Изольде и инвариант Бедье. Фольклорная основа романа. Ее соотношение с куртуазной традицией.

11. Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль». Образ Парцифаля. Христианские мотивы романа.

12. Литература городских сословий. Городская повесть и городской роман. Фаблио и шванки. Основные циклы. Жанровое своеобразие. Особенности комического.

13. Английские и шотландские народные баллады. Основные циклы. Жанровое своеобразие.

14. Городская лирика и поэзия Ф. Вийона. Основные мотивы лирики Вийона.

15. Городской средневековый театр. Религиозная драма и ее жанры. Миракли. Мистерии. Моралите. Средневековая драма и европейский театр.

16. Комедийный театр Средневековья. Его происхождение и основные жанры (соти, фарсы). Бахтин о народной смеховой культуре Средневековья и Ренессанса.

17. Традиции латинской литературы в литературе Средневековья. Лирика вагантов. Источники, темы, особенности комического.

18. Человек в литературе Средневековья. Особенности понимания и изображения (Д.С. Лихачев).

Возрождение

19. Эпоха Возрождения. Общая характеристика. Многосоставность и противоречивость культуры Возрождения. Особенности эстетики и философии Возрождения. Проблема периодизации.

20. Предвозрождение в Италии. Личность и творчество Данте. «Новая жизнь» и традиции поэзии нового сладостного стиля. Образ Беатриче и неоплатоническая концепция любви.

21. «Божественная комедия» как книга о смысле жизни, земной и посмертной судьбе человека, философско-художественный синтез культуры Средневековья и предвосхищения Возрождения. Картина мира в «Божественной комедии».

22. Особенности и основные этапы итальянского Возрождения. Петрарка как первый гуманист Возрождения. Литературная и научная деятельность. Роль античного наследия в формировании личности. «Книга песен» как поэтическая исповедь. Образ лирического героя.

23. Дж. Боккаччо – создатель европейской новеллы. «Декамерон». Проблематика. Роль обрамления. Специфика композиции. «Декамерон» как новый взгляд на человека. Особенности классической ренессансной новеллы.

24. Высокое Возрождение в Италии. Кружок Л. Медичи. Деятельность Платоновской академии.

25. Кризис Возрождения в Италии. Общая характеристика. Итальянская народная комедия масок.

26. Северное Возрождение и гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского. Его роль в подготовке Реформации и становлении европейского самосознания. «Похвала глупости» как философская сатира.

27. Особенности Возрождения в Германии. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира.

28. Народная книга «История о докторе Фаусте – знаменитом чародее и чернокнижнике». Трактовка образа и его прототип.

29. Социально-исторические предпосылки французского Ренессанса. Его движущие силы и основные этапы. Кружок Маргариты Наваррской. Развитие французской новеллы.

30. Поэзия плеяды. Роль в формировании французской поэзии. Лирика Ронсара.

31. Рабле и его роман «Гаргантюа и Патнагрюэль». Гуманистические идеи. Проблематика. Центральные образы. Традиции народной смеховой культуры и их роль в романе.

32. Кризис Ренессанса во Франции. Монтень «Опыты».

33. Особенности социально-политического развития в Испании. Национальные особенности гуманистического движения. Жанровые разновидности испанского романа. Плутовской роман. «Жизнь Ласарильо с Тормеса».

34. Жизнь и творчество Сервантеса. «Дон Кихот». Реализация пародийного замысла. Дон Кихот как мудрец и безумец. Образ Санчо Панса и буфонно-площадная стихия в романе. Полемика с рыцарским романом и поиск новых романных форм. Роль вставных новелл.

35. Развитие испанской драмы и творчество Лопе де Вега. Трактат «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Жанровая классификация пьес. Народно-героическая драма «Овечий источник».

36. Драма чести «Звезда Севильи» (или «Учитель танцев»). Проблематика.

37. Особенности и периодизация Возрождения в Англии. Т. Мор «Утопия». Томас Мор и Эразм Роттердамский.

38. Развитие английской драмы. Драматурги - елизаветинцы. Жизнь и творчество Кр. Марло. Кр. Марло – предшественник Шекспира. «Трагическая история доктора Фауста».

39. Театр Шекспира как художественная система (Аникст).

40. Шекспир. Шекспировский вопрос и периодизация творчества. Исторические хроники. «Генрих IV». Проблема воспитания идеального государя. Фальстаф и его фон.

41. Особенности и эволюция шекспировской комедии.

42. Проблематика и характер конфликта в трагедии Шекспира. Шекспировские характеры. «Король Лир».

43. Драматургия третьего периода. Драма Шекспира «Буря».

44. Сонеты Шекспира. Образ лирического героя. Шекспир и Петрарка.

 

Вопросы к экзамену для студентов заочного отделения

Средневековье

1. Средневековье как историческая и культурная эпоха. Особенности исторического развития. Хронологические рамки. Роль христианства, народных традиций и античности в развитии средневековой культуры. Особенности средневекового литературного развития. Человек в литературе Средневековья. Особенности понимания и изображения.

2. Две стадии в развитии Средневекового героического эпоса. Мифологический эпос. Эддические тексты как источник знания о средневековой мифологии и культуре. Картина мира в песнях о богах («Старшая Эдда»). Картина гибели мира и ее объяснение. Рок и понятие судьбы в песнях о героях.

3. Кухулин – народный герой ирландского эпоса. Особенности характеристики («Ирландские саги»). Мотивы и образы «Ирландских саг» в европейской литературе.

4. Особенности героического эпоса зрелого феодализма и его основные циклы. М.М. Бахтин об отличительных чертах эпопеи. Трансформация исторической основы. «Песня о Роланде». Роль образов Роланда, Оливье, Ганелона, Карла Великого в раскрытии содержания поэмы.

5. «Песнь о Нибелунгах». Истоки. Трансформация мифологической основы. Образы главных героев. Проблема трагического.

6. «Песнь о моем Сиде». Историческая действительность и эпическая правда. Образ Сида. Восточный план поэмы.

7. Рыцарская (куртуазная) литература. Роль крестовых походов в формировании рыцарского идеала. Понятие о куртуазном универсуме и концепции куртуазной любви. Лирика Прованса, ее особенности, значение, крупнейшие представители, судьбы.

8. Рыцарский роман. Источники и основные циклы. Романы о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Кретьеновский роман. «Ивейн, или рыцарь Льва».

9. «Роман о Тристане и Изольде» (реконструкция Бедье). Развитие внутренней темы. Фольклорная основа. Соотнесенность с культурной традицией. Поэтика романа.

10. Романы о святом Граале. Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль». Тема духовного и нравственного становления.

11. Рождение средневековой драмы. Средневековый театр. Религиозный театр (мистерии, миракли, моралите). Рютбеф «Чудо о Теофиле».

12. Комедийный театр Средневековья. Происхождение. Основные жанры (соти и фарсы). Фарс «Господин Пьер Пателен»

13. Традиции латинской литературы. Поэзия вагантов.

14. Городская новеллистика. Фаблио. Жанровые особенности.

Возрождение

15. Эпоха Возрождения. Хронологические границы. Многосоставность и противоречивость эпохи Возрождения. Понятие о ренессансном гуманизме. Гуманистические теории, их сущность и эволюция. А.Ф. Лосев об обратной стороне ренессансного титанизма. Особенности литературного развития.

16. Общая характеристика итальянского Возрождения. Предвозрождение в Италии. Жизнь и творчество Данте Алигиери. Поэма Данте «Новая жизнь» в свете традиций поэзии «нового сладостного стиля».

17. Поэма Данте «Божественная комедия» как книга о смысле жизни, земной и посмертной судьбе человека, как синтез средневекового миросозерцания и предвосхищение Возрождения.

18. Петрарка – первый европейский гуманист. Биография и творчество. Роль латинского наследия в формировании личности. Поэтическое новаторство «Книги песен». Влияние на развитие европейской поэзии.

19. Боккаччо – создатель европейской новеллы. «Декамерон». Проблематика. Роль обрамления. Особенности классической ренессансной новеллы.

20. Высокое итальянское Возрождение. Кружок Лоренцо Медичи. Кризис Возрождения в Италии. Итальянская народная комедия масок. Происхождение. Жанровое своеобразие.

21. Особенности Северного Возрождения. Гуманизм и Реформация. Гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского, роль в подготовке Реформации. «Похвала глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса.

22. Немецкая народная книга о докторе Фаусте. Фауст как литературный герой. Его исторический прототип.

23. Периодизация и особенности Ренессанса во Франции. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ренессансные идеи и центральные образы. М.М. Бахтин о романе.

24. Возрождение в Испании. Жанровые разновидности испанского романа. «Жизнь Лосарильо из Турмаса» как образец испанского плутовского романа.

25. Роман Сервантеса «Дон Кихот». Пародийный замысел и его реализация. Образ Дон Кихота.

26. Особенности английского Ренессанса. Томас Мор «Утопия». Жанр утопии в новой европейской литературе.

27. Театр английского Ренессанса. «Трагическая история доктора Фауста» Марло. Образ Фауста.

28. Шекспир. Биография. Периодизация творчества. Шекспировский вопрос. Эволюция шекспировской комедии.

29. Исторические хроники Шекспира. Жанровые особенности.

30. Трагедии Шекспира «Король Лир», «Макбет». Шекспировские характеры.

31. Сонеты Шекспира. Шекспир и Петрарка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: