Методические указания к выполнению
Внеаудиторной самостоятельной работы №8
Тема: 2.2 Неметаллы и их соединения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Основные источники:
1. Учебно-методическое пособие по химии для студентов 1 курса, глава 2.2
2. Габриелян О.С. Химия: учебник для 11 кл. - М. ДРОФА, 2018, гл.7, с.265-321
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурс по химии «Алхимик» https://www.alhimik.ru/
2. Видео уроки по химии URLhttps://www.videouroki. net/filecom.php? fileid=98665112
Требования к оформлению работы: (см. Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы)
Студент должен знать:
- знать особенности строения атомов неметаллов;
- знать физические свойства простых веществ неметаллов: водорода, хлора, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода и кремния (основные аллотропические модификации);
- знать химические свойства неметаллов водорода, хлора, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода и кремния;
- знать состав и свойства основных соединений неметаллов (оксидов, водородных соединений, гидроксидов, солей);
- знать в каком виде встречаются эти неметаллы в природе и способы получения этих неметаллов из их соединений
Студент должен уметь:
- записывать электронные формулы для атомов элементов H, Cl, O, S, N, P, C, Si и объяснять особенности их строения;
- правильно объяснять образование ковалентной связи и молекулярной (атомная- как исключение)решетки у неметаллов и ихобщие свойства;
- уметь составлять формулы соединений неметаллов с металлами, с кислородом и водородом; химические реакции в которых эти соединения образуются, объяснять эти реакции с точки зрения ОВР;
- уметь записывать формулы и называть важнейшие соединения неметаллов, уметь составлять уравнения химических реакций, в которые вступают эти соединения, объяснять их с точки зрения ОВР и ТЭД;
- записывать химические уравнения реакций, с помощью которых можно получать неметаллы и их важнейшие соединения.
Виды самостоятельной работы студентов:
1. Выполнение упражненийи решение задач
2.Написание реферативных сообщений
Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения,
алгоритм выполнения самостоятельной работы:
Выполнение упражнений, решение задач.
Iчасть. Галогены. Хлор
Упр.№1. Напишите уравнения взаимодействия хлора со следующими веществами: калий, железо, водород, сера, вода. Поставьте степени окисления элементов. Какие свойства: окислителя или восстановителя проявляет хлор в этих реакциях? Сделайте вывод о химической активности и окислительных свойствах хлора.
Упр.№2. Напишите уравнения взаимодействия раствора соляной кислоты со следующими веществами: оксид железа (II), гидроксид кальция, цинк. Какая из этих реакций относится к ОВР? Определите в ней окислитель и восстановитель. Какая из реакций относится к реакциям нейтрализации? Запишите для нее ионные уравнения. Участвует ли в этих реакциях ион хлора?
Упр.№3. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения? Запишите уравнения этих реакций. При каких условиях они протекают?
NaCl → Cl2 → AlCl3 → BaCl2→HCl
Упр.№4. Какой из галогенов хлор или бром проявляет более высокую окислительную способность и почему? Подтвердите свой ответ уравнением реакции.
Упр. №5. Зачем беременным женщинам рекомендуют употреблять в пищу продукты богатые иодом? Какую роль в организме человека играет иод?
Упр.№5. В каком виде встречаются галогены в природе? Напишите формулы и названия этих соединений. Назовите самое распространенное соединение хлора в природе.
Упр.№ 6. Опишите физические свойства хлороводорода, запишите его формулу. Для чего используют это соединение? Напишите уравнение получения хлороводорода из простых веществ.
Упр. №7. Как распознать соляную кислоту среди других растворов других кислот? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Упр. №8. Какие кислородсодержащие соединения хлора используют в медицине? Для чего?
Упр. №9. Какой объем займет 3,8 г фтора при н.у.?
Упр. №10. Найти массу осадка, который выпадет при добавлении избытка нитрата серебра к раствору, содержащему 2,22 г хлорида кальция.
IIчасть Кислород и сера
Упр.№1. Опишите физические свойства кислорода. Напишите уравнения взаимодействия кислорода с:а) барием, б) водородом. Какие свойства: окислителя или восстановителя проявляет кислород в этих реакциях? Можно ли назвать кислород типичным неметаллом?
Упр.№2. Назовите вещества в генетической цепочке. С помощью каких реакций можно осуществить эти превращения? Запишите уравнения этих реакций. Какие из них являются каталитическими?
А) S → SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4
Б) S →PbS → SO2 → H2SO3→ K2SO3 →K2SO4
B) S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → SO2
Упр.№3. Напишите уравнения взаимодействия раствора серной кислоты со следующими веществами: оксид железа (III), гидроксид калия, цинк. Какая из этих реакций относится к ОВР? Определите в ней окислитель и восстановитель. Какая из реакций относится к реакциям нейтрализации? Запишите для нее ионные уравнения.
Упр. №4. Опишите свойства озона. Сделайте вывод: для чего можно использовать это вещество?
Упр.№5. Как определить в растворах серную кислоту и ее соли? Запишите соответствующие уравнения в молекулярном и ионном виде.
Упр. №6. Как серная кислота взаимодействует с металлами? Почему? Запишите уравнения возможных реакций. Почему не все реакции возможны?
а) раствор серной кислоты с магнием;
б) раствор серной кислоты с ртутью;
в) концентрированная серная кислота с серебром;
г) концентрированная серная кислота с цинком.
Обозначьте в уравнениях степени окисления элементов, определите окислитель и восстановитель.
Упр. №7. В каких соединениях сера проявляет отрицательную степень окисления? Запишите формулы двух таких соединений, назовите их. Встречаются ли они в природе?
Упр. №8. В водороде сожгли 6,4 г серы. Растворили полученное соединение в избытке гидроксида натрия. Определите массу полученной соли.
IIIчасть. Азот и фосфор
Упр.1. Напишите уравнения взаимодействия азота со следующими веществами: магний, калий, кислород, водород, цинк, иод. Поставьте степени окисления элементов. Какие свойства: окислителя или восстановителя проявляет азот в этих реакциях? При каких условиях протекают эти реакции? Сделайте вывод о химической активности и окислительных свойствах азота.
Упр.№2. Закончите уравнения реакций. Какая из них относится к реакциям нейтрализации? Напишите для нее ионные уравнения:
а) HNО3 + BaO →
б) H2O + P2O5→
в) NaOH + H3PO4→
г) H3PO4 + ZnO →
Упр.3. Назовите все вещества в цепочке. С помощью каких реакций можно осуществить эти превращения? Запишите уравнения этих реакций и укажите условия, при которых они протекают.
А) N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 →NaNO3
Б) NH3 → NH4Cl → NH3 → (NH4)2 SO4 → NH4 NO3 → N2O
А) P → P2O5 → H3PO4→ K3PO4→ Ba3(PO4)2→ BaHPO4
Упр.4. Как азотная кислота взаимодействует с металлами? Запишите уравнения возможных реакций:
а) раствор азотной кислоты с магнием;
б) раствор азотной кислоты с ртутью;
в) концентрированная азотная кислота с серебром;
г) концентрированная азотная кислота с цинком.
Обозначьте степени окисления, определите окислитель и восстановитель.
Упр.5 С какими из перечисленных ниже соединений будет взаимодействовать аммиак? Почему? Запишите уравнения возможных реакций. а) азотная кислота; б) кислород; в) серная кислота г) магний д) оксид цинка.
Упр.№6. Напишите уравнения взаимодействия раствора фосфорной кислоты со следующими веществами: оксид хрома (III), гидроксид натрия, магний. Какая из этих реакций относится к ОВР? Определите в ней окислитель и восстановитель. Почему фосфорную кислоту не относят к «кислотам –окислителям»?
Упр. №7. Как определить в растворах солифосфорной кислоты? Запишите соответствующие уравнения в молекулярном и ионном виде. Для чего в основном используют соли фосфорной кислоты?
Упр.№8. Почему в сельском хозяйстве для выращивания растений обязательно используют азотные удобрения?
IV часть Углерод и кремний
№1. Что такое аллотропия? Какие наиболее важные аллотропические модификации Карбона вам известны? Опишите строение и свойства этих аллотропических модификаций. Сделайте вывод: от чего зависят свойства веществ?
№2. Напишите уравнения взаимодействия углекислого газа со следующими веществами: оксид лития, гидроксид калия, кальций. Какие свойства проявляет в этих реакциях углекислый газ?
№3. Назовите все вещества в цепочке.С помощью каких реакций можно осуществить эти превращения? Запишите уравнения этих реакций.
А) С → CO → CO2→ Na2CO3 → Mg(CO3)2
Б) C → CH4 → CO2→ K2CO3 → CO2
B) C3H8 → CO2 → H2CO3 → CaCO3 →Ca(HCO3)2
№4. Напишите уравнения возможных реакций кремниевой кислоты со следующими веществами: оксид алюминия, гидроксид натрия, магний. Поясните, почему не все реакции возможны.
№5. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения? Запишите уравнения этих реакций. Назовите эти вещества.
А) Si → SiO2 →K2SiO3 → H2SiO3 → CaSiO3
Б) H2SiO3 → SiO2 → Si → Mg2Si →SiO2
№6. В трех пробирках находятся растворы сульфата натрия, карбоната натрия и силиката натрия. Как с помощью одного реактива определить, где какой раствор находится? Опишите предполагаемые изменения и запишите соответствующие уравнения.
№7. Запишите формулы оксидов, образованных Карбоном.Охарактеризуйте кислотно-основные свойства этих оксидов.
№8. Найдите массу воды, которая образуется при сгорании 5 м3 метана.
2*. Напишите реферативные сообщения на одну из предложенных тем:
1) Сера – один из важнейших органогенов в организме человека
2) Использование серы и ее соединений в медицине.
3) Роль процессов окисления для жизнедеятельности организма человека. Оксигенотерапия.
4) Азот – один из важнейших органогенов в организме человека
5) Фосфор – один из важнейших органогенов в организме человека
6) Использование азота и его соединений в медицине.
7) Роль кремния в процессе жизнедеятельности человека,
8) Использование в терапии лекарственных препаратов, содержащих кремний.
9) Использование соединений хлора в медицине.
10) Иод – один из важнейших микроэлементов в организме человека.