Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой




Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднении в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

Все это делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм мора­ли и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации социальных установок, аддиктивном (зависимом от вредных привычек) поведении.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

 

Стадии дезадаптации Формы девиантного поведения
Учебная декомпенсация Неподчинение детей, критика действий взрослых Отрицательное отношение к учёбе Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений
  Школьная дезадаптация Нарушение правил поведения в школе срывы уроков Прогулы, отказ от выполнения заданий Курение Грубость, сквернословие
  Социальная дезадаптация Хулиганство Раннее начало половой жизни Драки, нанесение телесных повреждений Употребление алкоголя, пьянство Унижение других Проба наркотиков, токсикомания Побеги из дома
Криминализация среды Следование воровским законам Воровство Вымогательство, рэкет, шантаж Употребление наркотиков

 

Проблемы управления профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде обусловлены следующими объективными и субъективными причинами.

К объективным причинам можно отнесли:

1. Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.

2. Не разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.

3. Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Ориентация школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.

5. Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике девиантного и адиктивного поведения детей.

6. Криминализация социальной среды, её проникновение и влияние на уклад школьной жизни, что выражается в поборах и притеснениях детей со стороны криминально ориентированных подростков на территории школы и за её пределами.

7. Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых положительных результатов.

Субъективные причины:

1. Сведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних к проведению мероприятий общего воспитательного характера без учёта социально-психологические особенностей детей «группы риска», их жизненной ситуации. Отсутствие разработанных и прошедших апробацию программ профилактики, включающих в себя диагностику социального окружения ребёнка, комплекса причин и степени его дезадаптации, индивидуальные программы реабилитации и ресоциализации.

2. Отсутствие моделей и программ, направленных на решение целого комплекса задач профилактики детской безнадзорности, недостаточный для решения её задач уровень квалификации школьных специалистов (психолога, социального педагога, школьного инспектора). Ориентация специалистов на выполнение общего функционала, а не на выявление, предупреждение и решение наиболее актуальных для данной школы проблем.

3. Зависимость наличия ставок социального педагога от финансовых возможностей или волевого решения глав администрации муниципальных образований, что приводит либо к отсутствию такого специалиста в школе, либо его перевода на другую ставку.

4. Выполнение социальным педагогом несвойственных профессии функций, например организации питания для всех детей, что связано с отсутствием чётких представлений специалистов и администрации о целях и содержании социально-педагогической деятельности в школе.

5. Недостаточная координация деятельности педагогов в области профилактики со специалистами из других служб и ведомств, а также отсутствие (за некоторым исключением) программ и планов совместной работы у специалистов школы. Психологи в школах, как правило, занимаются психологическим сопровождением образовательного процесса. Из поля их деятельности зачастую выпадают дети «группы социального риска». В ряде школ психологи практически не взаимодействуют с социальными педагогами, а школьные инспектора пока не могут найти своё место в системе профилактики в условиях образовательного учреждения.

6. Перегруженность работой и эмоциональное выгорание специалистов школы, работающих с детьми и семьями «группы социального риска», отток и перемещение кадров из-за высоких нагрузок и отсутствия быстрых и видимых результатов деятельности.

7. Возложение на школьных инспекторов другой работы по своему ведомству (суточное дежурство, вхождение в опергруппы и др.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: