Знание — дело наживное.
Знания никому не в тягость.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Ученику — удача, учителю — радость.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Мир освещается солнцем, А человек — знанием.
За одного ученого двух неученых дают.
Игра «Непоседа»
Чему учится ребенок: правильно использовать в активной речи предлоги «на», «из», «около», «за», «между», «под», «из-за», «из-под»; употреблять в речи порядковые числительные «первый», «второй», «третий» в различных падежах; подготавливать пальцы к письму.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 13).
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Обратите его внимание на ученика-непоседу с портфелем. Предложите ребенку указательным и средним пальцами имитировать движение ног ученика-непоседы и таким образом «повторить» его маршрут по вашему рассказу. Предложите ребенку послушать небольшой рассказ и попросите его одновременно «проходить» пальчиками там, где побывал по сюжету непоседа: «Закончились уроки. Первым выбежал из школы Саша. Оглянулся, увидел во дворе качели. Покатался на качелях, постоял около них, посидел на перекладине, спрятался за
дерево, выглянул из-за него, обежал вокруг, постоял между деревом и качелями, забрался под скамейку, вылез из-под нее, отряхнулся и пошел домой». Предложите ребенку придумать и рассказать, кто был вторым и что он делал; кто был третьим.
Игра «Новое слово»
Чему учится ребенок: образовывать причастия с помощью вопросов; употреблять причастия в речи.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку образовать новое слово, используя вопрос какой? (какая? какое?).
Лексический материал
Девочка рисует. Девочка какая? — Рисующая девочка.
Девочка читает. Девочка какая? — Читающая девочка.
Мальчики учатся. Мальчики какие? — Учащиеся мальчики.
Предложите ребенку составить предложения по вышеперечисленным словосочетаниям, состоящим из существительного и причастия.
Девочка, рисующая цветы, готовит подарок маме.
Девочка, читающая книгу, еще маленькая.
Мальчики, учащиеся в первом классе, помогают малышам.
Игра «Продолжи словесный ряд»
Чему учится ребенок: знакомится со словами, имеющими переносное значение.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 14).
Ход игры: назовите слово (например, бежит) и предложите ребенку посмотреть на картинки и сказать, о чем (или о ком) можно сказать «бежит». Предложите придумать как можно больше слов, которые можно сказать с названным.
Лексический материал
Бежит — ученик, время, молоко из кастрюли, ветер, ручей, вода, корабль.
Свежая — рыба, рубашка, газета, новость, статья, булка, масло.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................................................................................... 3
5—6 лет (старшая группа)
Игра «До свидания, детский сад!».............................................................................................................................. 6
Игра «Кто что делает?»................................................................................................................................................. 6
Игра «Кому что?»................................................................................................................................................................... 6
Игра «Здравствуй, школа!»...................................................................................................................................... 7
Игра «Подбери пару»..................................................................................................................................................... 8
Игра «Назови нужное слово»................................................................................................................................... 8
Игра «Ответь на вопрос»............................................................................................................................................ 8
Игра «Что забыл нарисовать художник?»........................................................................................................... 9
Игра «Сосчитай и назови»............................................................................................................................................ 9
Лет (подготовительная группа)
Игра «Добавь слово»...................................................................................................................................................... 10
Игра «Назови правильно»............................................................................................................................................ 10
Игра «Закончи предложение»................................................................................................................................... 10
Игра «Слова-родственники»........................................................................................................................................ 11
Игра «Цепочка»............................................................................................................................................................ 11
Игра «Загадки»............................................................................................................................................................ 11
Игра «Послушай и объясни»..................................................................................................................................... 12
Игра «Непоседа».......................................................................................................................................................... 12
Игра «Новое слово»........................................................................................................................................................ 13
Игра «Продолжи словесный ряд»............................................................................................................................... 13
Рис. 1. К игре «До свидания, детский сад!» (см. с. 6)
![]() |
Рис. 2. К игре «Кто что делает?» (см. с. 6)
Рис. 3. К игре «Кому что?» (см. с. 6)
![]() |
ъ 3 |
Рис. 4. К игре «Здравствуй, школа!» (см. с. 7)
![]() |
•
Рис. 6. К игре «Назови нужное слово» (см. с. 8)
Рис. 7. К игре «Ответь на вопрос» (см. с. 8)
Рис. 8. К игре «Что забыл нарисовать художник?» (см. с. 9)
![]() |
■
Рис. 9. К игре «Сосчитай и назови» (см. с. 9)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 12. К игре «Цепочка» (см. с. 11)
Рис. 13. К игре «Непоседа» (см. с. 12)
Рис. 14. К игре «Продолжи словесный ряд» (см. с. 13)