I. Внутриутробный период (или антенатальный период, или гестационный). Длительность его от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов – 280 дней (10 лунных месяцев, т.к. 1 лунный месяц = 28 дней).
1. Эмбриональная фаза – до 12 недель беременности.
Эта стадия характеризуется закладкой и формированием органов и систем, питание - из желточного мешка, идет формирование плаценты.
В этой стадии различные заболевания беременной женщины могут привести к самопроизвольному аборту, различные тератогенные факторы (действующие на плод) – к порокам развития (эмбриопатиям). Сроки развития и формирования различных органов и систем - “критические периоды” - не одинаковые. Если тератогенный фактор действует в критический период формирования органа или системы, вероятность их повреждения максимальная.
Формирование органов заканчивается за 12 - 14 нед.
2. Плацентарная (или фетальная) стадия – с 12 недели беременности до начала родов.
За 12 – 14 недель беременности формируется плацента и плацентарное кровообращение которые и определяют дальнейшие интенсивные процессы созревания, дифференцировки всех тканей, увеличение длины и массы тела.
Действие вредных факторов в этот период приводит к дисилазии (патологическое изменение органов – аномалии) или гипоплазии (морфологическое недоразвитие органов и тканей), внутриутробной гипотрофии, инфицированию плода, преждевременным родам.
II. Интранатальный период (период родов) – с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины.
В течение данного периода возможны нарушения мозгового кровообращения, родовые травмы, инфицирование плода патогенной флорой родовых путей, развитие асфиксии, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод и т.д.
|
III. Далее следует внеутробный период, начинающийся с момента перевязки пуповины и первого вдоха ребенка.
Он подразделяется на:
1. Период новорожденности (неонатальный период) – начинается от первого вдоха ребенка и по 28 день жизни.
Выделяют: а) ранний неонатальный период – первые 7 дней после родов – самые ответственные в адаптации организма ребенка к новым условиям существования; б) поздний неонатальный период – с 8 по 28 день жизни. Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко нарушается.
Начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное отверстие, артериальный (боталлов) проток, желудочно-кишечный тракт заселяется микроорганизмами.
2. Период грудного возраста (период младенчества) – с 29 дня жизни до 12 месяцев.
Характерны высокие обменные процессы, быстрое нарастание роста, массы тела. Совершенствуются все системы, появляются и совершенствуются двигательные навыки. Но еще сохраняется незрелость анатомических структур и легко возникают срывы, особенно со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
3. Период молочных зубов – от 1 года до 7 лет.
Выделяют:
а) Период раннего детства (преддошкольный или ясельный возраст) – от 1 года до 3 лет.
Это период относительного покоя. Энергия роста замедляется. Созревают центральная и периферическая нервная системы. Происходит становление второй сигнальной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь, совершенствуется психика. Идет интенсивное развитие интеллекта.
|
б) Дошкольный период – с 3 до 7 лет.
Это период “первого вытяжения”. Совершенствуется функции различных органов и систем, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, развиваются тонкие навыки. Начинается смена молочных зубов постоянными. Формируются навыки коллективности, формируется характер. В этом возрасте полезно какое-то время провести в детском саду для формирования навыков общения. В этот период остается высокий уровень травматизма и возможного начала хронических заболеваний.
IV. Период отрочества (пубертатный период или младший школьный возраст) – от 7 до 11-12 лет.
Большинство органов и систем продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Усложняется поведение и характер ребенка. Он овладевает довольно сложными трудовыми навыками.
V. Период полового созревания (старший школьный возраст или период подросткового и юношеского возраста; препубертатный и пубертатный период) – с 11-12 до 18 лет.
Значительно активизируется деятельность желез внутренней секреции, выраженная перестройка эндокринной системы, дисбаланс гормонов, усиленный рост.
Начинается формирование вторичных половых признаков и заканчивается достижение половой зрелости, резко изменяется внешний образ ребенка.