Использование детских музыкальных инструментов на уроках музыки.




Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою ярко выраженную тембровую «индивидуальность», то есть особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа, валторны и клавесина? Поэтому очень важно еще со школьной скамьи заинтересовать детей многообразием звучания музыкальных инструментов.

Результаты работы на уроке зависят от инструментария, поэтому необходимо учитывать ряд требований к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. Выделяют следующую структуру школьного инструментария:

 


  • ударные инструменты без определенной звуковысотности (буковые палочки, бубен, барабан, треугольник, румба, трещотки, тарелки, кастаньеты, маракасы);

  • ударные, имеющие определенную высоту звуков (металлофоны, ксилофоны);

  • клавишные инструменты (детские рояли, пианино, аккордеоны, баяны);

  • электромузыкальные инструменты (детские органолы «Малыш», «Анюта», «Пилле»);

  • духовые инструменты (детские кларнеты, саксофоны, триолы, симоны, свирели, флейты);

  • струнные щипковые инструменты (детские гусли, лютни, цитры, цимбалы, арфы);


Буковые палочки не обязательно должны быть буковыми, однако изготавливать их необходимо из довольно твердого дерева. Прием игры на них самый обычный - удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики. Возможно также скользящее движение одной палочки о другую.
Деревянные ложки - звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки.

При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где (в центре или ближе к рамке, или по раме) и как (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев) сделать удар.
Барабан обычно используется в произведениях маршевого характера или в песнях, где поется про этот инструмент.
Треугольник. Игра на треугольнике требует особой сноровки в связи с возможностью вращения его по оси во время ударов. Сделанный коротким кольцевой шнурок надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки, что частично предотвращает закручивание треугольника. Динамика имеет широкий диапазон - от рр до ff.

Колокольчики – имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Звук извлекается путем удара по колокольчику металлической палочкой.

Румба (пандейра) имеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.
Трещотки - их видов много, тембр их различен, поэтому в своем разнообразии они могут применяться в детском оркестре в соответствии с замыслом для определенного музыкального произведения.

Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка.

Коробочка – небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекается барабанными палочками.

Тарелки - довольно сложный для исполнительства музыкальный инструмент, так как необходимо ударять ими друг о друга скользящим движением. Более простой способ игры - подвешивание одной тарелки и удар по ней палочкой или ложкой, покрытой в несколько слоев мягкой материей.
Кастаньеты - лучше использовать парные, которые предполагают три способа игры. Первый - это удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй - резкие встряхивания инструмента и третий – наиболее сложный - удерживая кастаньеты по центру, резко разворачивать их то вправо-вниз, то влево-вниз.

Маракасы издают своеобразный звук, похожий на шорох. Игра на них тоже требует определенного навыка, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.

Металлофоны бывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш знакомого всем фортепиано и является наиболее рациональным при игре. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце (между ногтевой и второй фалангами) и придерживаться большим пальцем. Первоначально необходимо научиться свободно держать и раскачивать молоточек, что даст возможность ощутить массу молоточка, его сопротивление, а при последующей игре на инструменте позволит ударять точно по середине металлической пластинки, не «прилипая» к ней молоточком.
Ксилофон имеет более резкий звук, потому что его пластинки изготавливаются из древесины твердых пород. Приемы игры на нем те же, что и на металлофоне.
Детские пианино выпускаются с диатоническим и хроматическим строем. Обычный прием игры на них - легкое стаккато, потому что детские инструменты не имеют промежуточной детали - шпиллера, подбрасывающего молоточки у обычного фортепиано.
Детские аккордеоны - прототипы обычных инструментов. В связи с тем, что подготовка игры на них занимает достаточно много времени, игру на них можно рекомендовать не на уроке, а в процессе внеклассных занятий с последующим введением их в состав детского оркестра.
Детские баяны, гармоники имеют много различных решений как в тональном плане, так и в композиционном. Наиболее приемлемым для игры в детском оркестре является баян «Малыш» - копия взрослого инструмента. Пожалуй, главной трудностью при игре на аккордеонах и баянах является правильная смена меха, не «ломающая» мелодическую фразу. Этот навык игры, прежде чем играть в оркестре, необходимо ребенку усвоить, отрепетировать на примерах простейших попевок.

Детские органолы (ЭМИ) - имеют фортепианную клавиатуру, регуляторы громкости и тембра и являются украшением звуковой палитры как на уроке в классе, так и на репетициях детского оркестра. Основной прием игры на них - легато. Есть еще Эмми «Фаэми» и «Фаэми-М», но это инструменты с более сложной системой управления, с большими исполнительскими возможностями, использовать их можно в детском оркестре.

Триола - детский духовой язычковый инструмент. Выпускается настроенным в тональности соль мажор. Имеет широкие динамические исполнительские возможности. Надо заметить, что при умелом использовании имеющихся на инструменте звуков, можно использовать его при исполнении фрагментов произведения и элементов аккомпанемента в различных тональностях - ми минор, ля минор, до мажор и т.д.

Детские саксофоны являются несколько аналогичными по технике извлечения звука. Но они попадают в категорию игрушек, поэтому на них тяжело играть в связи с большим количеством расхода вдуваемого воздуха и они, чаще всего, настроены неточно.

Симона - духовой язычковый инструмент с фортепианной клавиатурой. Прилагающиеся к нему два различных по форме мундштука позволяют извлекать различные по тембровой характеристике звуки. Играют на инструменте правой рукой, левая рука поддерживает инструмент за имеющийся снизу ремешок - ручку. Возможности исполнения инструмента широкие. Ограничением является диапазон - от си малой октавы до соль второй октавы.
Инструменты типа «Мелодия » - имеют тот же принцип звукоизвлечения, но диапазон у них гораздо шире, что позволяет использовать эти инструменты в различных по характеру музыкальных произведениях. Строй их хроматический, клавиатура баянная.

Вермона - более сложная для исполнения, относится к категории духовых инструментов. Звук извлекается посредством колебаний воздуха. Звучание инструмента напоминает детскую свистульку, он располагает восемью звуками в тональности до мажор. Изменение силы звука может повести к изменению самого звука, поэтому надо научиться прежде всего подавать струю воздуха ровной силы. Инструмент увлеченно принимается детьми как на уроках музыки, так и во внеклассных занятиях.
Детские флейты, свирели имеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные по своей характеристике звуки. На уроке можно использовать игру на двух-трех звуках, особенно хорошо эти инструменты звучат в терцию, использовать при этом можно до двух десятков инструментов. При соответствующей домашней тренировке эти инструменты можно широко использовать в детском оркестре. Игра на этих инструментах представляет широкое поле деятельности - это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия, и совмещение различных по характеру приемов игры (например, легато), и музыкально - ритмическое разнообразие, и прием «цепного» дыхания.
Детские гусли, лютни, цимбалы, арфы, цитры предполагают три приема игры - щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия, инструмента, а также характера исполняемой мелодии). У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки, что позволяет использовать ее как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра. В ряде школ ансамбль цитр используется в классе как средство активизации музыкально-творческих способностей.
Флексатон - инструмент с постепенно изменяющимся звуком - представляет собой ручку с изогнутой металлической пластинкой, удары язычка по которой позволяют извлекать звук. Второй конец изогнутой пластинки надевается на большой палец, увеличение изгиба повышает звук, уменьшение – понижает. Игра на инструменте требует особой сноровки, умения точно найти нужную высоту ноты при изгибе пластинки с одновременным раскачиванием инструмента для извлечения звука. Флексатон не рекомендуется использовать на уроке, однако в оркестре он является замечательным тембровым украшением.

Существует множество других простейших инструментов, которые учитель, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, может вводить и в урок музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: