Билет 8
Правила слушания, ведения беседы
Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика
Педагогическая задача
Правила слушания, ведения беседы.
С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества. Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо.
Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.
Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств, выделение главного «фигуры из фона».
Понимание — это точная расшифровка поступающей информации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях. Каждый слышит то, что понимает.
Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.
· Повысить эффективность внимания:
|
приготовившись слушать;
полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя;
дослушивая до конца, прежде чем ответить;
приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.
Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.
Вы слушаете критически, когда:
· задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами;
· обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами;
· нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.
· Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях.
Большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания:
· бездумное восприятие, когда речь является фоном деятельности;
· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;
· неумение проанализировать содержание сообщения, установить связь между ним и фактами действительности.
Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов:
Объективные факторы:
· шумы и помехи;
· акустические характеристики помещения;
· микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).
Субъективные факторы:
· пол слушателя (считается, что мужчины являются боле внимательными слушателями);
· темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);
· интеллектуальные способности.
|
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:
· слуховая способность;
· внимательность;
· способность к пониманию;
· способность к запоминанию.
Ø Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.
Виды слушания:
В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания:
· активное,
· пассивное,
· эмпатическое слушание.
Активное слушание - предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы), адекватную обратную связь. (Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.)
Пассивное слушание - предполагает эмоциональную невключенность в общение, уточняющие вопросы (чтобы были отреагированы негативные эмоции), «угу-реакции» (минимальные словесные реакции), осознание своих собственных «Я-слушаний» (своих мыслей, переживаний).
Эмпатическое слушание - для разделения эмоциональных переживаний собеседника, которое предполагает:
· настрой на слушание;
· создание доверительной атмосферы;
· отражение переживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника;
· выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях.
· Когда мы проявляем эмпатию, мы пытаемся понять или испытать то, что понимает или испытывает другой человек.
|
Существуют три варианта проявления эмпатии:
· эмпатическое реагирование
Эмпатическое реагирование — это переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека.
· принятие перспектив
Принятие перспективы — представление себя на месте другого — наиболее частая форма эмпатии.
· симпатическое реагирование
Симпатическое реагирование — чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.
Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, необходимо:
· Проникнуться уважением к человеку, сосредоточившись на том, что он говорит.
· Сконцентрировать внимание на понимании вербальных и невербальных сигналов.
· Использовать для выяснения эмоционального состояния человека поведенческие сигналы.
· Попытаться испытывать те же чувства вместе с человеком; или представить себе, что бы вы чувствовали в сходных обстоятельствах, или испытать чувства заботы, сострадания по отноше-нию к этому человеку.
· Отреагировать согласно вашим чувствам.
Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений. При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами его эффективности.
Принципы эффективного слушания основываются на готовности и желании слушать. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.
В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:
· умение концентрироваться;
· умение анализировать содержание;
· умение слушать критически;
· умение конспектировать.
Рассмотрим перечисленные умения.
1. Умение концентрироваться.
Умение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание работать над улучшением навыков и постоянное внимание к говорящему. Концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы.
2. Умение анализировать содержание.
Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания. С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Необходимо отмечать, как приводятся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.
3. Умение слушать критически.
Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюмирование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Анализируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весомость аргументации.
4. Умение конспектировать.
Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фактов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанному. Развитию навыков конспектирования способствует соблюдение принципов рациональности. Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты. Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.
При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:
· Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.
· Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.
· Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.
· Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.
· Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.
· Периодически просматривайте записи.
v В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
Ведение беседы.
Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.
Данное определение выделяет несколько ключевых черт:
· Беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжительность выступлений.
· Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.
· Беседа предполагает экспромт, то есть участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить.
· Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.
Выделяют два типа бесед:
· непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;
· деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.
Деловая беседа может быть:
· стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым).
· нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).
Варианты развития диалога в беседе:
· расспрос одного участника другим с целью получения информации;
· сообщение определенной информации другому партнеру;
· внимательное слушание партнера.
Техника расспроса в беседе:
разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;
стимулировать начало высказывания партнера;
стимулировать развернутость высказывания;
уточнять и оценивать поступающую информацию.
Техника информирования в беседе:
сформировать установку на восприятие;
заинтриговать (темой, новизной, позицией);
последовательно изложить суть информации.
Техника слушания в беседе:
1-й тип. Слушание как понимание смысла:
· мобилизация внимания;
· уточнение содержания;
· перефразировка.
2-й тип. Техника слушания как сопереживание:
· понять эмоциональное состояние;
· проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;
· себя поставить на место партнера;
· оценить ситуацию с позиции партнера.
При анализе беседы обратить внимание на:
· эмоциональное впечатление от беседы;
· приемы поощрения собеседника, использованные в процессе проведения беседы;
· особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки и др.;
· вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;
· характер окончания беседы;
· задачи, решенные в результате беседы.
Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение. Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качество, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость. Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует навыки предоставления достоверной информации, поддерживает баланс между временем разговора и слушания (соблюдая очередность в беседе), поддерживает последовательность разговора, демонстрирует вежливость и не нарушает этических норм.
Успешность деловой беседы зависит:
· от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);
· от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).
v В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом.
v Одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно, только будучи внимательным и активным слушателем.
Навыки такого слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективного слушания:
· Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.
· Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.
· Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.
· Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
· Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.
· Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.
· Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.
· Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.
· По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.
· Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.