Развитие позитивной самооценки.




В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включать комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством “агрессивность”, отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями “Я образа”. Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка “Я - плохо”, которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного “Я образа”, в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

 

“Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания ”. Упражнение проводится в небольшой группе (5-6 человек).

Один ребенок-доброволец усаживается на “горячий стул”, остальные дети располагаются полукругом.

Ход игры:

1. ведущий просит детей внимательно посмотреть на сидящего на стуле (правило - “быть доброжелательным”). Дети должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и высказать свои представления о том, каким был ребенок, сидящий на стуле в более раннем детстве (ассоциации свободные - конкретный возраст не обязателен):

  • как он выглядел внешне;
  • какая была любимая одежда;
  • какая была любимая еда;
  • чем любил заниматься;
  • какие игрушки были любимыми;
  • какой был характер;
  • кто любимые сказочные герои;
  • на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы и т. д.);

2. пока дети высказываются, ребенок, сидящий на “горячем стуле”, молчит. После того, как выскажутся все дети, ведущий задает вопрос ребенку, сидящему на “горячем стуле”: “Что из того, о чем говорили дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем? Что ты любишь делать сейчас?”;

3. после того, как все дети побывают на “горячем стуле”, проводится обсуждение:

понравилось ли тебе быть на “горячем стуле”; если понравилось, то, что именно; что не понравилось;

где ты себя лучше чувствовал: на “горячем стуле” или в группе;

4. занятия можно закончить рисунком на тему “Мои любимые детские воспоминания”.

“Мне в тебе нравится... ”

Упражнение выполняется в небольшой группе. Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая подушка.

Ход игры:

1. дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами “Мне в тебе нравится...” Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т. п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;

2. через несколько секунд (8-10 секунд) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами “А мне в тебе нравится...”, заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;

3. не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:

  • получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;
  • сами передавали его и говорили комплимент соседу;
  • что было для них труднее, а что проще;
  • что они чувствовали, когда нить объединяла их?

Лучше, если ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках

клубок.

“Копилка хороших поступков ”.

Это упражнение предлагается проделывать в конце учебной недели. Цель данного упражнения - научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за неделю, вместо того, чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.

Ход игры:

1. попросите детей подумать о прошедшей неделе и мысленно вспомнить (день за днем) о всех хороших поступках, которые им удалось совершить на прошедшей неделе;

2. пусть дети возьмут лист бумаги и фломастером запишут три хороших поступка, которые более значимы для них, чем все остальные. Например, выполнили сложные и неприятные для них дополнительные домашние задания, выучили наизусть длинные стихотворения, сами вычистили ботинки;

3. после того, как дети запишут свои хорошие поступки, пусть они похвалят себя одним спокойным предложением за все три события. Например: “Марина, ты на самом деле здорово это сделала!” или “У меня это действительно хорошо получилось!” Пусть они запишут это хвалебное предложение на свой лист с хорошими поступками цветными фломастерами.

“Тетрадь моих достижений”.

Пусть каждый ребенок заведет тетрадь своих достижений и будет регулярно заполнять ее как минимум в течение года. Это поможет детям доводить сложные дела до конца и выработать внутреннюю последовательность в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения, даже самый небольшой, успех имеет значение. Необходимо относиться с пониманием к ведению ребенком такой тетради, он нуждается в одобрении и поддержке.

Инструкция:

“Я хочу, чтобы вы завели одну очень особенную тетрадь. Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехови достижений. Вы никому не обязаны показывать ее:

1. давайте начнем с того, что украсим обложку это тетради. Возьмите лист бумаги и напишите на ней большие буквы: “МОИ ДОСТИЖЕНИЯ”. Внизу напишите свое имя. Если вам придет в голову какая-то другая фраза, то напишите ее (помогите детям придумать интересные альтернативы). Раскрасьте буквы восковыми мелками или фломастерами, выбрав для этого цвета, которые больше всего вам нравятся. Когда закончите работу, приклейте этот лист на обложку тетради;

2. теперь вы можете начать заполнять первую страницу тетради. Вспомните свой особенно замечательный успех. Нарисуйте картинку этого успеха на первой странице свое тетради. Раскрасьте ее в самые любимые свои цвета”.

Важно, чтобы, заполняя тетрадь в течение года, ребенок имел возможность вклеить в тетрадь самые лучшие свои работы по разным предметам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: