Цели: способствовать формированию у студентов установки на применение технологий педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе; выявить формы и способы педагогической поддержки, приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия.
1 задание.
До занятия на основе изучения литературы студенты составляют таблицу «Правила педагогической поддержки ребенка», на занятии таблицы анализируются и делается вывод о правилах педагогической поддержки ребенка.
2 задание.
Проектирование. Студенты делятся на 4 группы и в форме «Мозгового штурма» обсуждаются следующие вопросы:
1. Для чего нужна педагогическая поддержка?
2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддрежки?
3. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки?
4. Как можно соотнести личностно-ориентированный подход и педагогическую поддержку?
Каждая группа обсуждает один вопрос (по выбору) и вырабатывает по нему коллективное суждение, которое затем сообщается всем.
3 задание.
Группы готовят творческое представление следующих тактик педагогической поддержки:
защиты;
помощи;
содействия;
взаимодействия.
В выступлении группы должны найти отражение особенности и условия применения каждой тактики, позиции участников учебно-воспитательного процесса, технологические аспекты их действий.
3 задание.
Игра «Аккумулятор проблем»: студенты, играя роли учеников, выделяют несколько проблем, наиболее значимых для детей, их жизнедеятельности и развития.
4 задание.
Каждая группа с помощью метода проектирования и использования памятки «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы» разработать в течение 15 минут проект решения одной из выбранных проблем.
|
Группы по очереди представляют свои проекты, задают вопросы друг другу.
ПАМЯТКА
«Этапы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | содержание деятельности | приемы и методы организации деятельности |
1. Сигнальный | 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:
- неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
- обращение родителей к педагогу или администрации школы;
- тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;
- попытка ребенка прямо или клсвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
| 1. Педагогическое наблюдение 2. Размышления в парах и малых группах 3. Приемы и методы аутогенной тренировки |
2Контактносозидательный | 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению. 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров. 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником | 1. Ситуативное тестирование 2. Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия Приемы «Ты – высказывание» и «Я – высказывание» |
3.Диагностический | 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование») проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы | 1.Способы активного эмпатического слушания: а)приемы невербальной эмоциональной поддержки; б)прием «Парафраз»; в) прием «Редакция» 2.Приемы «проговаривания» |
4 Проектный | 1.Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы | 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В. Хухлаева) 2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования 3.Прием «Анализ способов решения чужой проблемы» 4.Метод договора (С.М. Юсфин) |
5.Деятельностный | 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка | 1.Методы практической деятельности ребенка 2.Методы педагогической поддержки действий учащегося |
6.Результативно-аналитический | 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности 2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы | 1.Приемы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы |
|
|
Литература
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. №3. 2000
2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка// Народное образование.№6. 1998.
3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ! века //Классный руководитель.№3.2000.
4. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. Мн., 2001.
5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
6. Педагогическая поддержка /Сост. и ред. С.Д. Поляков. Ульяновск, 2000.
7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
8. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания /Под ред. Л.И. Семиной. М., 2002