Псих и эргономич процессы




Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Объект исследования эргономики – «человек – машина – производственная среда». В трудовом процессе все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность, работоспособность, здоровье человека. Для того чтобы исключить отрицательные последствия взаимодействия внешней среды и организма, необходимо обеспечить определенные условия функционирования системы «человек – среда». Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться.

 

Цели эргономики:

1) повышение эффективности системы "человек-техника-среда";

2) повышение безопасности труда;

3) обеспечения условий для развития личности в процессе труда

4) правильное распределение функции между человеком и техническими средствами;

5) задействовать высшие функции организма (мышление‚ внимание‚ память‚ сознание).

 

Роль ч-ка в системах безопасности:

1) является объектом защиты

2) выступает средством обеспечения безопасности

3) сам может быть источником опасностей.

 

Основные задачи эргономических разработок:

1) разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации технических систем в условиях влияния окружающей среды

2) информационные процессы: прием‚ оценка и переработка информации‚ принятие и реализация решения

3) разработка и проверка гипотез о перспективах труда человека и связанных с ними технических систем (компьютеризация учеб процесса и тд).

 

При любом труде человек несет мышечную, психическую и нервную нагрузки. Но по мере развития производства меняются условия труда, роль и место человека в трудовом процессе, а с ними претерпевает эволюцию и физиология труда.

 

Безопасность труда является одной из главных целей эргономики. Мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда:

1) система техники безопасности (службы техники безопасности и производственной санитарии)

2) надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсаннадзор, профсоюзы и состоящая в их ведении техническая инспекция труда).

 

В процессе развития производства существенно изменяются условия, характер и содержание труда человека. Черты современного производства:

1) более широкие возможности для облегчения труда, освобождения человека от выполнения однообразных, трудоемких ручных операций

2) быстрый рост энергетических, скоростных и других параметров техники

3) повышение уровня автоматизации технологических процессов (особенно при незавершенной или неполной автоматизации)

4) много трудовых факторов, неблагоприятно влияющих на организм человека

* ограничение общей подвижности

* неравномерность мышечной нагрузки

* повышенная напряженность труда

* однообразие выполняемых действий

* высокие требования к уровню психической активности

5) вредные факторы производственной среды

* интенсивный шум

* вибрации

* неблагоприятный микроклимат

* пыль

* токсические вещества

 

Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека, наблюдаемые в процессе трудовой деятельности. Компоненты психической деятельности:

1) психические процессы - основа психической деятельности

* познавательные

* эмоциональные

* волевые (ощущения, восприятия, память...)

2) псих свойства - устойчивые и постоянные качества личности (характер, темперамент)

* интеллектуальные

* эмоциональные

* волевые

* моральные

* трудовые

3) псих состояния - структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека с производственной средой и оказывающих положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность, производительность и качество труда

* длительные – определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой (удовлетворенность/неудовлетворенность, заинтересованность/безразличие, психологическая атмосфера в трудовом коллективе...)

* временные – возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций

* периодические – связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы

 

Память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, тон, настроение, воля, характер, темперамент влияет на психофизические процессы в организации труда человека.

 

Психическое здоровье

Психическое здоровье - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Психическое здоровье - это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго - изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас - как вариант сексуальной адаптации. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе.

 

По тяжести эти психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

 

Психоз - заболевание, которое способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза - шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения. Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, - это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ. Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

 

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга. Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия - наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, - не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье.

 

Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье:

1) предрасполагающие

2) провоцирующие

3) поддерживающие.

 

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Виды предрасполагающих факторов:

1) генетически обусловленные - зависят от личных особенностей и генетического наследия (шизофрения, некоторые формы слабоумия, аффективные расстройства, эпилепсиия)

2) биологические (пол и возраст)

3) психологические

4) социальные - делятся на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические (проблемы, связанные с семьей, работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны, природные катаклизмы)

 

Суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков». Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

 

Провоцирующие факторы - вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Виды провоцирующих факторов:

1) физические - соматические заболевания и травмы (опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности), кот. могут носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз)

2) социально-психологические - болезненные переживания, навязчивые страхи, которые связанные с реальной действительностью (спидофобия, радиофобия) или пришедшие из далекого прошлого (страхи порчи, колдовства, одержимости).

 

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

 

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;

2) облегчение их тяжести или сокращение длительности;

3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

 

Основные методы лечения, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях:

1) психотерапия

2) лекарственная терапия

3) шоковая терапия и терапия средой.

 

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ - психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным

 

Лекарственная терапия - лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства), шоковой терапией и терапией средой, которая включает трудовую терапию, групповую дискуссию, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля, и широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

 

Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств - гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует. Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей. Насилие над детьми - тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности.

 

Радиац авария

Естеств радиац фон - доза излучения, создаваемого космич излучением и природ радионуклеидами, естественно распределяемыми в воде, воздухе, земле.., а также эл-ми биосферы.

 

Радиац безопасность нас-я - состояние защищ-ти наст и буд поколения от вред для здоровья воздействия ионизирующ излучения. Ионизир излучение возникает при радиоактив распаде ядер превращений, торможении заряж частиц в вещ-ве, кот при взаимодействии со средой образуют ионы разн знаков. ИИ оценивается с пом эквивалентов дозы, кот суммируется в зивертах.

 

Поглощен доза - кол-во энергии ИИ поглощен единицы массы вещ-ва.

 

Техногенно-измененный радиац фон - естеств радиац фон, измененный в рез деят-ти ч-ка.

 

Радиацион авария – наруш-е пределов безопас эксплуатации ядер-энергетич установки, оборудов-я или устр-ва, при кот произошел выход радиоактив продуктов или ионизир излучения за пределы безопас эксплуатации. Радиоактив излуч-я не имеют запаха и внеш признаков, обнаруживаются только спец приборами, вызываются воздействием альфа, бета и гама иониз излучений и обусловлены выделением при аварии непрореагир эл-тов и продуктов деления ядер реакции (радиоак шлак, паль, осколки ядер продукта в источнике аварии) и образованием радиоак материалов и предметов в рез их облучения. Пораж факторы: наруш-е жизн ф-ий органов (кровотеч-я, желудоч-кишеч-тракта, нерв системы) и развитие лучев болезни.

 

Ч-к на загряз тер-ии подвергается:

1) внеш облуч-ю из проходящ радиоактив облака и радио вещ-в, осевших на мест-ти

2) облуч-ю кож покровов при попадании на них радио вещ-в

3) внутр облуч-ю за счет вдыхания загряз воздуха и употр-я загряз пищи и воды.

 

Шкала оценки ядер событий:

7 уровень - глобаль авария с большим выбросом и значит ущербом здоровью (Чернобыль, Фукусима)

6 уровень - тяжел авария со знач выбросом, полн реализацией плана по защите нас-я на огранич тер-и и знач повреждением на актив зоны

5 ур - огранич выброс, опасность для планов мероприятий по защите персонала и опр нас-я на огранич тер-и

4 ур - небольш выброс, повреждение актив зоны, частич облучение нас-я в установл пределах дозы, существ воздействие на здоровье персонала АЭС

3 ур - серьез происшествие с небольш выбросом, облучением в ста пределах и больш загрязнением и переоблучением персонала

2 ур - происш-е сред тяжести с потенциаль последствиями для безопас-ти

1 ур - незначит происш-е с отклонением от разрушения границ функ-я реактора, незначитель для безопас-ти

 

Меры предупрежд-я:

1) надеж оповещ-е нас-я об угрозе или уже произошедш радио аварии

2) укрытие нас-я и исполь-е ср-в индивид защиты

3) исключ-е потребл-я загряз пищи и воды

4) воспрещ-е доступа на загряз тер-ю

 

Меры защиты:

1) быстро защитить органы дых-я ср-ми индивид защиты (противогаз, респиратор, ватно-марл повязка, шарф, платок, полотенце, смочен водой)

2) закрыть окна, двери, отключ вентиляцию, включить радио/телевизор, ждать указаний

3) место – вдали от окон, веранд, балконов

4) продукты – в полиэтилен мешки, воду – в емкости с плотн прилегающ крышками, а потом всё в холодильник, шкаф, кладовку

5) не употреблять раст и живот продукты изготовл после аварии

6) готовность к эвакуации, собрать документы, деньги, цен вещи, продукты, лекарства, ср-ва инд защиты.

 

Йодопрофилактика проводится с целью насыщения щитовид железы препаратами нерадиоак йода, чтобы железа не могла поглощать радиацию. Решение о продлении или отмене йодопрофилактики принимает радиокомиссия после изучения обстановки. К препаратам относятся:

1) таблетки йодиткалия (1 раз в день взрослым и детям от 2 лет - 1 шт по 0,125 гр, детям до 2 лет - 1 шт по 0,04 гр )

2) 5 % настойка йода (взрослым - не более 10 дней 3 раза в сутки на 200 мл воды, детям до 3 лет и беременным - не более 2 суток и доза в 2 раза меньше.

 

Лучевая болезнь — заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений. Бывает острая и хроническая. Степень поражения зависит от дозы, продолжит-ти и равномер-ти облучения и общ состояния организма. У человека лучевая болезнь может быть обусловлена внешним облучением и внутренним — при попадании радиоактивных веществ в организм с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт или через кожу и слизистые оболочки, а также в результате инъекции.

 

Клинич формы острой лучев болезни (развивается сразу):

1) костно-мозговая - при дозе 100-1000 Р, протекает по фазам (легкая, средняя, тяжелая, крайне тяжелая), преимущ-но поражаются кроветвор органы, есть инфекцион осложения

2) кишечная - тяжел первич реакция до 4 суток, рвота, покраснение кожи и слизистых, боли в животе, понос, повыш Т, снижен арт давл-е, обезвоживание, кровточивость, смерть в конце недели

3) токсемическая и церебральная - рвота, понос, наруш-е сознания, коллапс, судороги, нарушение жизненноваж мозг центров, смерть через 3 суток

 

ПП (начинать сразу в очаге заражения):

1) провести санитар обработку и частич дезактивацию одежды и обуви (вытряхивание, выколачивание)

2) защитить органы дыхания (респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки)

3) защитить кож покровы

4) принять мед ср-ва защиты от ионизир излучения

 

Хронич луч болезнь развивается медленно, в рез повторяющегося воздействия мал доз ИИ и при инкорпорации радио вещ-в. Болезнь протекает с годами и периодами обострения. Вызывает угнетение кроветворения, кровоточивость, астенич синдром, смерть от инфекцион и геморрагическ осложнений.

 

Особ-ти луч болезни от инкорпорации:

1) первич реакция и кровточивость выражена слабо

2) скрыт период - 7 дней

3) выпадение волос редко

4) метсные язвенно-некротическ изм-я в местах поступления радио вещ-в (кожа, дых пути, слизистая желуд-кишеч тракта)

 

Диагностика: радиометрич исследование щитовидки, крови, мочи, кала, мокроты на содержание ради вещ-в.

 

Раневые инфекции

Раневые инфекции - раны с попаданием в ткани возбудителей опас инфекций, представляющих угрозу для жизни ч-ка.

 

Столбняк - остр инфекцион заболевание с тяжел токсич поражением нерв системы. Возбудитель: палочка столбняка, кот образует споры и выделяет сильнейш экзотоксин. Может попасть на одежду и бытов предметы из почвы, особенно из чернозема. Инкубационный период: 5-14 дн.

 

Симптомы:

1) тянущие боли в ране

2) судорожное сокращение мышц вокруг

3) повышение температуры

4) судороги жевательных мышц, мимической мускулатуры (сардоническая улыбка), дыхательных и скелетных мышц

5) смерть.

 

Профилактика:

1) плановая вакцинация

2) ведение противостолбнячной сыворотки при наличии раны.

 

Газовая гангрена. Возбудитель: анаэроб палочка газ гангрены, кот попадает в рану из унавожен земли и улич пыли и может размножаться в тканях с выделением силь токсина, вызывающего разрушение тканей с выделением пузырьков газа. Инкубационный период: 3-4 дн.

 

Симптомы:

1) распирающие боли в ране

2) повышение температуры и пульса

3) отек тканей в области раны

4) в ране мышцы в виде вареного мяса,

5) хруст при пальпации

6) смерть в рез тяжел интоксикации.

 

Профилактика:

1) первич хирургич обработка обшир загрязненных ран

2) противогангренная сыворотка

 

Рожистое воспаление - остр прогрессирующ воспаление всех слоев кожи, чаще всего - лица. Возбудитель: стрептококк. Передается контактным путем. Источник: больной рожей, ангиной, скарлатиной, пневмонией. ПМП: немедленно к врачу.

 

Симптомы:

1) внезапно поднимается температура до 39-40 °C

2) озноб, ощущение жара

3) рвота

4) головная боль

5) жгучая боль на поврежденном участке

6) яркая краснота с четкими неровными гранями, могут быть пузырьки с кровяным гнойничковым содержимым.

 

Абсцесс - ограничен скопление гноя в тканях и органах, чаще всего - в подкож клетчатке. Причины:

• попадание микробов в подкожную клетчатку при различных повреждениях кожи

• нарушение правил асептики при подкожных и внутримышечных инфекциях

• нагноение гематом

 

Признаки поверхностного абсцесса:

1) припухлость, покраснение

2) болезненность кожи над абсцессом

3) местное повышение температуры.

 

ПМП:

1) согревающий компресс

2) неподвижность

3) обращение к врачу.

 

Панариций - остр нагноение в области пальца. Часто в быту. Возникает в связи с проникновенем гнойн инф-и (стафило- и стрептококки) в ткань пальца при незначитель травмах (уколы, ссадины, царапины). Неправиль лечение приводит к стойк нарушению ф-й пальца. Виды панариций:

1) поверхностные (кожный, подкожный, подногтевой)

2) глубокие (сухожильный, костный, суставной).

 

Симптомы:

1) покраснение и отек пальца

2) нарастающ боль

 

ПМП:

1) горячие ванночки с марганцовкой

2) повязка с мазью Вишневского

3) обращение к врачу.

 

Раны

Рана – нарушение целостности кожи или слизистой оболочки с возможным повреждением структуры глубоколежащих тканей и органов.

 

Виды ран по происхождению:

1) операционные (в рез хирургич вмешательств, стерильные/асептические)

2) случайные (в быту и на производстве, инфицированные, им способствуют гематомы, наруш кровообращение, нежизнеспособ ткани)

• проникающие - ранящ предмет проникает в полости организма (черепную, грудную, брюшную, суставную)

• непроникающие

 

Виды ран по характеру повреждения:

1) резаные (при травме остр предметом, небольшие повреждения, линейная направленность, хорошо заживают)

2) рубленые (при травме остр тяжел предметом, глубокое повреждение тканей иногда с повреждением костей, сотрясение и ушиб окружающ тканей, плохо заживают)

3) колотые (при ранении колющ предметом, повреждения внутренних органов крупных кровяных сосудов, нервов)

4) ушиблено-рваные (наносятся тупым предметом, большое количество разожженных, пропитанных кровью, нежизнеспособных тканей, болезненны и плохо заживают)

5) укушенные (при укусе животных или ч-ка, инфицированы, может попасть вирус бешенства, плохо заживают, нагнаиваются)

6) огнестрельные (глубок поражение, обильное кровотечение, обширное разрушение тканей, сильная боль, травматический шок)

 

Признаки раны:

• боль

• кровотечение

• зияние

• нарушение функций поврежденного участка тела.

 

ПМП:

1. при поверхностных ранениях:

• промыть

• обработать антисептическим раствором (перекись, марганцовка)

• наложить асептическую повязку

2. при глубоких ранениях:

• остановить кровотечение

• дать обезболивающее

• промыть рану

• обработать кожу вокруг раны зеленкой

• наложить асептическую сухую повязку

• обеспечить покой поврежденного участка тела

• доставить к врачу

• нельзя накладывать повязку с мазью, антисептическими средствами (тк не проникает кислород)

 

Рац питание

Нутрициология – наука о пище, пищевых веществах и других компонентах, содержащихся в продуктах питания, их действии и взаимодействии, роли в поддержании здоровья или возникновении заболевания, о процессах их потребления, усвоения, переноса, усвоении утилизации и выведении из организма; также изучает мотив выбора человеком тех или иных продуктов питания и механизмы влияния этого выбора на его здоровье.

 

Пища – все объекты окружающей природы и продукты их переработки, которые используются человеком для питания. Составляющие пищи:

• макронутриенты (белки, жиры, углеводы)

• микронутриенты (витамины и минеральные вещества)

• вода (растворитель)

• пищевые волокна

 

Среди пищевых веществ выделяют:

• незаменимые (эссенциальные) – пищевые вещества, которые не образуются в организме человека (аминокислоты, полинасыщенные жирные кислоты)

• заменимые – вещества, которые образуются в организме: они легко восполняются при достаточном количестве незаменимых веществ. Рациональное питание - своевременное и правильно организованное обеспечение организма оптимальным

• количество пищи, включающей энергию и пищевые вещества в необходимых количествах и правильном соотношении.

 

Рациональное питание - одна из главных составных частей здорового образа жизни, один из факторов продления активного периода жизнедеятельности. Питание обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм и которые регулируют обменные процессы. Если человек питается неправильно, нерационально, его организм начинает давать сбои, а некоторые заболевания могут даже привести к смертельному исходу. Рациональное питание – физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды.

 

Вопросами полноценного и рационального питания занимается гигиена питания. На научной основе выработаны принципы рационального питания:

1) равновесие между энергией, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности

2) безвредность пищи для организма

3) соответствие рациона питания возрастным особенностям человека

4) разнообразие пищи

5) баланс в рационе питания растительной и животной пищи

6) сбалансированность рациона по содержанию различных веществ (белков, жиров, углеводов, макро- и микроэлементов)

7) технология приготовления пищи и условия её приема должны соответствовать санитарным нормам

8) сбалансированность и умеренность:

• завтрак- 25 %

• обед – 35%

• полдник – 15%

• ужин – 25%

9) регулярность и своевременность (строгое соблюдение времени приемов пищи и промежутков между ними)

10) ограниченное потребление чистого сахара, соли, алкоголя, жира

11) употребление продуктов, богатых клетчаткой

 

Необходимые организму питательные вещества подразделяются на:

1) углеводы (пшеничные и ржаные отруби, хлеб грубого помола, сухофрукты, свёкла, морковь, крупа) - 20-40 г в сутки

2) белки (соя, фасоль, орехи) - 100-120 г

3) жиры (яичные желтки, печень, мозг, икра, растительные масла) - 80-100 г

4) витамины

* живорастворимые (печень морских животных и рыб, сливочное масло, сыр, яйца, морковь, сладкий перец, облепиха, абрикосы, икра, жирные сорта рыб, кабачки, цветная капуста, соя, шпинат, овсяная мука

* водорастворимые (шиповник, черная смородина, клубника, апельсины, капуста, мясо, рыба, хлеб, картофель, зелёный горошек, томат)

5) минеральные элементы

* макроэлементы (содержатся в количествах, измеряемых в 10 и 100 мл на 100 г животной ткани)

* микроэлементы (измеряется мкг на 100 г животной ткани): железо, цинк, медь, марганец, кобальт, йод, фтор, хром, молибден, ванадий, никель, олово, кремний, селен

6) вода.

 

Гиповитаминоз (витаминная недостаточность) – болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм. Гиповитаминоз развивается незаметно: появляется раздражительность, повышенная утомляемость, снижается внимание, память, ухудшается аппетит, нарушается сон. Систематический длительный недостаток витаминов в пище снижает работоспособность, сказывается на состоянии отдельных органов и тканей (кожа, слизистые, мышцы, костная ткань) и важнейших функциях организма, таких как рост, интеллектуальные и физические возможности, продолжение рода, защитные силы организма.

 

Авитаминоз – тяжёлая форма витаминной недостаточности, заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины. Авитаминозы вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке витамина С), рахит и остеопороз (при недостатке витамина D). При одновременном отсутствии (недостатке) нескольких витаминов развивается полиавитаминоз.

 

Гипервитаминоз – острое расстройство в результате интоксикации сверхвы-сокой дозой одного или нескольких витаминов (содержащихся в пище или витаминсодержащих лекарствах). Лечение гипервитаминоза производится отменой приёма витаминов, обильным питьём (форсированный диурез), антидотами.

 

Рац ЖД, отдых

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия.

 

Условия для достижения высокой работоспособности:

1) постепенное вхождение в работу

2) продуманная и отработанная последовательность в труде

3) правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и годовой (спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны)

4) рациональное сочетание умственной и физической нагрузок (гармоничное развитие духовного и физического здоровья человека)

5) правильное питание (получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества)

6) достаточное кол-во свободного времени для ежедневнго и ежегодного отдыха (рекреация)

7) соблюдение режима сна

 

Виды трудовых условий:

1) комфортные (оптимальные условия деятельности и отдыха, к кот. ч-к приспособлен в большей степени и проявляет наивысш. работоспособность, и кот. сохраняют здоровье и целостность компонентов среды обитания)

2) допустимые - уровень веществ, энергии и информации отклоняется от номиналь. значений в допустимых пределах (не оказывают негатив. влияния на здоровье и не вызывают необратимые процессы у ч-ка и среды обитания, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности)

3) опасные (потоки веществ и информации превышают допустимые уровни воздействия, негативно сказываются на здоровье, при длитель. воздействии вызывают заболевания ч-ка и деградацию природ. среды)

4) чрезвычайно-опасные (потоки веществ и информации за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти и вызвать необратимые разрушения в среде).

 

...





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.099 с.