Политические конфликты и кризисы




ДОКЛАД

1.Политический конфликт как социальное явление.

2.Основные типы политических конфликтов.

3.Политические кризисы.

4.Пути и способы разрешения политических конфликтов.

1. Политическая жизнь общества полна противоречий и конфликтов. Они неизбежны и закономерны. Субъекты политики выражают различные, нередко противоположные интересы. Не совпадают их взгляды, позиции, ценностные ориентации и политическое влияние. Это порождает противоречия, конкуренцию и конфликты.

Политические конфликты дестабилизируют общество, но они же предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Их можно назвать важным источником обновления, преобразования социально-политической действительности.

Политический конфликт (от латинского conflictus — столкновение) означает столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов, связанных, в первую очередь, с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, а также с политическими перспективами развития страны.

Понятие политического конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжению ресурсов, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство.

В отношении конфликтов существует две противоположные точки зрения. Такие ученые как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие считают, что конфликты — это аномалия, временное явление, которое может быть преодолено. Можно достичь такого состояния общества, когда конфликтов не будет. Осуществить такое возможно путем установления гармонии баланса интересов конфликтующих групп, построения общества, основанного на социальной справедливости.

Большинство других политологов (К. Маркс, Т. Зиммель, А. Токвилль и др.) рассматривают конфликты как неотъемлемый компонент политической жизни, ее развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют везде и во всем и служат источником обновления, развития. По их мнению, конфликты выполняют такие позитивные функции, как:

-образование групп и установление их границ;

-сигнализация о проблемах, недостатках, получения информации об окружающем;

-поддержание баланса сил и власти;

-стимулирование нормотворчества, модернизации и социального контроля.

Политический конфликт — это одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризущаяся острыми противоречиями и противоборством.

Основные признаки политического конфликта:

-наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

-противостояние интересов, ценностей и целей политических субъектов, их ролей и функций;

-агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне. Формы их проявления— революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, забастовки, блокады, акты неповиновения, политические путчи и перевороты и т. д. Указывая на формы проявления политических конфликтов, важно знать, что конфликты имеют разное проявление в демократических и недемократических системах. В демократических государствах они протекают в рамках политико-правовых норм и неразрушительными методами; разрешаются на основе консенсуса. В недемократических странах осуществляются в наиболее болезненных и разрушительных формах (революциях, бунтах, военных переворотах и т. д.). Первые носят институциональный характер, вторые — не институциональный.

Один из создателей современной конфликтологии Р. Дарендорф основную причину конфликтов видел в борьбе за власть, престиж, авторитет. Конфликт, утверждал он, может возникнуть в любом обществе, любой социальной группе, где есть господство и подчинение. Причина конфликта — в стремлении доминировать.

Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей, главным образом, базисных: в пище, жилье, самосохранении — без чего нормальное существование человека невозможно.

Причинами статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти. Данная причина проявляется в противоречиях между властями и оппозиций (в Беларуси — между властями и БНФ);

-противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества (например, противоречия между государственными структурами и предпринимателями по вопросам условий торговли, налогообложения);

-несовместимость базовых политических целей, интересов, ценностей, политических оценок и исторических событий. Наглядное свидетельство этого — конфликт между различными группами, партиями по поводу развития страны;

-стремление определенных сил идентифицировать себя с определенной группой. Показателем этого можно назвать конфликт русскоязычного населения в Прибалтике с властями в защиту своей культуры, языка, этнической целостности и т. д.;

-ошибки и некомпетентность правящей элиты (задержка зарплаты, неспособность решить вопросы коммунального обеспечения) и многочисленные другие причины.

Субъектами политических конфликтов могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические организации, социально-политические системы. В зависимости от выполняемых ролей, субъекты политических конфликтов подразделяются:

-на первичные или непосредственные участники — забастовщики, митингующие, партизаны и т. д;

-вторичные, стремящиеся быть незамеченными, но вносящие вклад в его разжигание, подстрекательство; при развитии конфликтов они могут стать первичными (примером может служить поддержка США «душманов» в Афганистане, Саудовской Аравией, ваххабитов в Закавказье и т. п.);

-на третьи силы, которые заинтересованы в разрешении конфликта (могут быть представители религии, интеллигенции и других сил).

Объект и предмет политического конфликта внутри страны — государственная власть, а также все то, что является базой власти.

В международном масштабе объектом конфликта может быть территория, природные богатства, независимость государства и другое.

Политические конфликты могут существовать внутри какой-то социальной общности (например, внутрипартийный конфликт), между различными группировками, ветвями власти (пример этому — конфликт между Верховным Советом Беларуси и Президентом республики в 1995 — 1996 гг.), между государствами.

Политические конфликты носят процессуальный характер, то есть представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания выделяют различные стадии, этапы конфликта. Обычно выделяют следующие четыре стадии конфликта.

1.Зарождение и формирование. Эта стадия носит латентный характер, во время которой идет нарастание, накопление недовольства. Выражается оно в словесной перепалке, недоброжелательном поведении, замкнутости и т. п. При изменении ситуации накопившееся недовольство может перерасти в открытый конфликт. Показатель этого — конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Он — проявление недовольства основного населения Нагорного Карабаха (армян) тем, что советские власти передали эту автономную область Азербайджану. И пока народы Азербайджана и Армении жили в одном государстве, сохранялось спокойствие, но распад СССР породил острый конфликт и даже войну. Такое же положение связано с Абхазией, Приднестровьем.

2.Конфликтное поведение. Оно отличается действиями, направленными на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной целей, намерений, интересов. Конфликтные действия могут проявляться по-разному: от словесных перепалок и угроз в СМИ до вооруженной борьбы.

3.Урегулирование или разрешение. Оно возможно в результате победы одной из сторон, либо при достижении договоренности, консенсуса вследствие компромиссного решения, либо исчерпания ресурсов одной стороной или обоими оппонентами.

4.Послеконфликтная стадия, которая предусматривает окончательное разрешение конфликтной ситуации, урегулирование спорных вопросов, налаживание сотрудничества, заключение договоров, устранение основ конфликта.

 

2. Многообразие форм проявления, пути и способы разрешения конфликтов зависят от многих факторов, в том числе и от их типа. Политические конфликты классифицируют по разным критериям: по областям проявления, числу участников, степени остроты, временным показателям и многим другим. Политические конфликты различны. В зависимости от областей проявления они разделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитические — это конфликты внутри политических систем, внутри государства, партии, общественной организации. Причинами их могут быть разногласия в вопросах осуществления власти, кадровой политики, занятия должности. К внутриполитическим конфликтам относятся конфликты между партиями, фракциями. Нередко они возникают в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти.

Внешнеполитические конфликты находят свое проявление в отношениях между государствами, военными блоками (Тройственный союз и Антанта), политическими системами (например, в период холодной войны между СССР и Североатлантическим союзом). В основе таких конфликтов лежат противоположные политические цели, интересы, идеологические разногласия:

-по масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; локальные или региональные (между государствами одного региона) конфликты; глобальный характер носила Вторая мировая война, региональный — война на Ближнем Востоке между палестинцами и Израилем;

-по временным характеристикам конфликты подразделяются на долго- и кратковременные, единичные, периодические и частные; примером долговременного конфликта может служить конфликт между федеральными властями России и сепаратистами в Чечне, между палестинцами и Израилем, между центральными органами власти в Молдове и Приднестровской республикой;

-по динамике развития выделяют вяло- и быстротекущие, быстроразвивающиеся и угасающие, разрастающиеся и сужающиеся и иные конфликты;

-с точки зрения возможности примирения сторон, выделяют конфликты антагонистические — разрешение конфликтов возможно только путем устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон;

-по уровню публичности конфликты подразделяются на открытые (гласные) и закрытые (латентные), когда властные полномочия оспариваются теневыми способами. Открытый конфликт — это митинги, забастовки, марши протеста, боевые действия или военные столкновения, латентный — проявляется в различных видах скрытой деятельности (например, скрытой денежной интервенции, заговорах, фальсификации выборов, тайных операциях и т.п.);

-по ранговым различиям конфликты делятся на горизонтальные (между равными по рангу участниками политического процесса, например, между Верховным Советом и Президентом Беларуси в 1995 — 1996 гг., между исполнительной и законодательной властью России в 1993 г.) и вертикальные — между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, между центральными и местными органами;

-в зависимости от количества и уровня участников конфликты подразделяются на внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Внутриличностный конфликт — это индивидуальный конфликт, характеризующийся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых ролей. Например, у женщины руководителя имеет место конфликт между ролями заботливой жены и матери, с одной стороны, и эффективного руководителя — с другой. Межличностные — конфликты между отдельными людьми, межгрупповые — между группами различных уровней, профессиональными группами и т. д.;

-в зависимости от количества причин выделяют однофакторные (одна причина) и многофакторные (две, и более причин) конфликты, а также конфликты кумулятивные, когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта;

-с точки зрения нормативной регуляции или ее отсутствия политические конфликты делятся на институциональные и неинституциональные. Первые развертываются в рамках закона и принятых процедур (например, разрешаются судом), вторые протекают вне установленных правил (путем осуществления террористических актов, взрывов, взятия в заложники и т.п.).

Многими специалистами выделяется и понятие «ложный конфликт». Это надуманный, не существующий в реальности конфликт. Он, как правило, преподносится средствами массовой информации. В подобных случаях за конфликт выдаются разногласия по некоторым вопросам. Примером ложного конфликта можно назвать разногласия между Беларусью и Россией по вопросам поставки нефтересурсов. Существуют и другие классификации конфликтов.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть конструктивную или деструктивную роль в развертывании политических процессов. Например, революция ведет к устранению отживших порядков и установлению новых прогрессивных форм правления и в этом случае играет конструктивную роль. Военный же переворот, как правило, способствует установлению недемократических, насильственных режимов. В этом проявляется его неконструктивная роль. К конструктивной, политической роли конфликтов относится также мобилизация внимания вокруг нерешенных проблем, стимулирование активности, выявление политических лидеров и другое, негативной — дестабилизация общества, отвлечение участников конфликта от решения конструктивных задач, нарастание враждебности и агрессивности и т. п. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы уметь правильно ориентироваться в происходящих процессах и занимать продуманную позицию.

3. Противоборство субъектов политики и неспособность общества разрешить конфликты может привести к политическому кризису и даже распаду политической системы.

Политический кризис — это такое состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности, во всеобщем недовольстве. Это высшая точка всеобщего недовольства и возмущения. Политический кризис отражает резкое обострение социально политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недовольство народа властью или недоверие народа к власти.

Конкретными проявлениями политического кризиса могут быть:

-паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые функции;

-распространение политических идей, отрицающих ценности политической системы, переживающей кризис;

-наличие двоевластия, которое дезорганизует общество;

-активная оппозиционная деятельность.

Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти и многие другие.

Политические кризисы, как и конфликты, многообразны. Они могут охватывать всю политическую систему общества, так и ее отдельные элементы. Выделяют следующие виды: внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические кризисы могут быть общенациональными и «частными», т. е. кризисами отдельных институтов власти. К последним относятся правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный кризисы. Выделяют также кризис политической системы.

Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Часто его причиной бывает потеря правительством авторитета. Он выражается в невыполнении распоряжений правительства как исполнительными органами, так и отдельными гражданами. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Его может спровоцировать выход из правительства части министров одной из партий правительственной коалиции.

Правительственный кризис может вызвать и конфликт между законодательной и исполнительной властью, потеря правительством поддержки в парламенте и другие причины. Данный кризис завершается уходом правительства в отставку и формированием нового правительства или назначением новых выборов.

Парламентский кризис выражается в кризисе представительных органов власти. Он возникает в том случае, когда основные противоборствующие фракции парламента равны по силе и принятие важнейших решений невозможно. Причиной парламентского кризиса может быть и ситуация, когда решения парламента расходятся с волей народа или большинства граждан страны. Преодоление парламентского кризиса может привести к роспуску парламента и назначению новых выборов.

Конституционный кризис отражает несовершенство конституционных норм государства. Он может быть вызван конфликтом между законодательной и исполнительной властями и связан с тем, что действующая конституция не соответствует развитию страны, узаконивает действия дестабилизирующих факторов и способствует возникновению кризисных ситуаций. Наглядное свидетельство подобного — конституционные кризисы в России в 1993 г., когда противостояние законодательной и исполнительной властей закончилось силовым упразднением парламента, роспуском Конституционного суда и принятием Новой Конституции, а также конституционный кризис в Беларуси в 1996 г. В Беларуси в этом году резко обострился конфликт между Верховным Советом и Президентом, что потребовало уточнения их полномочий, закрепленных в Конституции 1994 года. Парламент отказался рассматривать президентский проект изменений и дополнений действующего основного Закона. В то же время, конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил данный кризис одобрением президентского проекта изменений и дополнений Конституции.

Общенациональный кризис демонстрирует массовое недовольство народа властью и неспособность власти более управлять страной. Пример такого кризиса — ситуация, которая сложилась в России в сентябре — октябре 1917 года. В стране в результате массовой безработицы, продовольственного, финансового кризиса резко возросло недовольство политикой Временного правительства, а правительство не могло управлять по-старому. Развязкой этого кризиса стал приход к власти большевиков.

Специфика кризиса политической системы состоит в том, что он может затрагивать как механизмы власти, ее юридические и конституционные процессы, так и социально-политические отношения, отношения собственности. Он по своей сущности равен общенациональному кризису.

К внутриполитическим кризисам относятся такие кризисы, как кризис легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения.

Кризис легитимности проявляется в падении доверия народа к существующей власти, падении рейтинга ее популярности. Нарушение принципа равенства политического участия общественных групп в формировании власти, возникновение на этой основе чувства своей бесполезности и отказ от дальнейшего участия в этом называется кризисом участия.

Данный кризис находит свое проявление в разного рода бойкотах, резком падении рейтинга популярности властей.

Кризис идентичности (потеря своего политического лица) имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе идеологии, политической культуры, политического имиджа.

Массовое недовольство населения условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ называется кризисом распределения. Обострение противоречий между центральными и местными органами, их стремление к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу каждым проявляется в кризисе проникновения.

И, наконец, внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.

Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962 г. из-за Кубы. Главными его субъектами были СССР и США. Причина кризиса носила обоюдный характер. С одной стороны, Соединенные Штаты стремились ликвидировать политическую власть Фиделя Кастро, который объявил о строительстве социализма на Кубе. С другой стороны, Советский Союз, поддерживая Кубу, разместил там ракетное оружие стратегического назначения. Американцы объявили Кубе блокаду, заявили о досмотре всех судов, следовавших в кубинские порты. В результате возник острый международный кризис, угрожающий перерасти в мировую термоядерную войну. Только трезвая политика обоих государств заставила их сесть за стол переговоров и мирно разрешить этот кризис. Советские ракеты были выведены с Кубы, а США отказались от вторжения на этот остров.

Кризис отношений между мировым сообществом и государством проявился в войне против Ирака в 2003 — 2004 гг. Он был спровоцирован США и их союзниками.

Политические кризисы можно предотвратить путем налаживания диалога, взаимных уступок и компромисса. Разрешение конфликта возможно также революционным путем, проведением глубоких реформ, перестройки общественных отношений.

Таким образом, кризисы и конфликты являются неотъемлемой частью политической жизни.

 

4. За свою историю человечество накопило значительный опыт разрешения политических конфликтов и кризисов. Сложился ряд подходов, путей и способов, этапов их урегулирования и разрешения. Основные пути их урегулирования:

-отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов (например, замалчивание расстрела митингующих рабочих г. Новочеркасска в 1962 году);

-применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам;

-урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие;

-дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной стороны;

-перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин;

-осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт, его упредить;

-достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок;

-уклонение от конфликта, избежание конфликтных ситуаций и другие.

Разрешение конфликта и кризиса есть процесс согласования интересов, урегулирования социально-политических противоречий. В этом плане разрешение конфликта возможно путем придания ему правовой и организованной основы, т. е. институализации конфликта, управления им. Не институализированный конфликт характеризуется отсутствием принципов и правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства. При институциональном конфликте несовместимость сторон выражается в пределах установленных в обществе норм, законов. Достигается предсказуемость поведения участников конфликта.

Управление разрешением конфликта проходит три основные стадии: подготовительную, переговоров, выхода из конфликта и контроля за согласованными решениями.

На подготовительном этапе происходит:

-выяснение причин конфликта, мотивов и характера поведения его участников;

-определение субъектов конфликтов, их замыслов, намерений и ресурсов, а также объекта конфликта;

-структурирование субъектов конфликта, определение лидеров, колеблющихся и т. д.;

-определение степени остроты и время протекания конфликта;

-изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе, прогнозирование его масштабов, остроты и последствий;

-поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликтов;

-организация переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;

-установление и согласование сторонами норм и процедур разрешения конфликтов;

-налаживание коммуникаций участников переговорного процесса, побуждение их к добровольному соглашению, примирению;

-предложение политическим соперникам возможных путей разрешения конфликта.

Вторая стадия переговоров предполагает непосредственный контакт участников конфликта или доверенных лиц, осуществляется путем дискуссии и поиска оптимального решения.

Процесс переговоров — это целая наука и искусство, его успех зависит:

-от способности участников переговоров, их посредников снять психологическую напряженность, недоверие между оппонентами;

-степени проработки спорных вопросов;

-умения концентрировать внимание на сути проблемы, а не на второстепенных, личных свойствах и декларациях соперников;

-акцентирования внимания на том, что приемлемо для обоих сторон, всего общества, что объединяет конфликтующие стороны;

-формирования атмосферы доверия с помощью обмена информацией

и расширения разностороннего общения;

-от формирования позитивного отношения друг к другу, отказ от применения угроз и силы.

Безусловно, все эти и многие другие правила ведения переговоров урегулирования конфликтов не универсальны. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их знания расширяют конфликт логический кругозор политиков, помогают находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.

На третьей стадии выхода из конфликта и его разрешения происходит окончательное оформление договоренности, устранение причин конфликта, определение способа контроля за соблюдением договоренностей.

Политические конфликты и кризисы — драматические моменты в судьбах любого общества. Их роль в общественном развитии двойственна. С одной стороны, они дестабилизируют обстановку, а с другой, служат началом нового этапа развития общества, его прогресса или упадка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: