Введение
Наука представляет собой познавательный вид деятельности каждого человека, который направлен на изучение и вынесение обоснованных объективных и системно-организованных знаний об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире. В процессе данной деятельности происходит активная деятельность по сбору и анализу конкретных данных, их систематизация и синтез на основе имеющихся новых знаний, позволяющих проводить научно-обоснованное прогнозирование на проявление данного действия в будущем. Объект науки представляет широчайшую область действительности исследуемых явлений в окружающей среде. Предмет науки – это часть конкретного исследуемого объекта, т.е. предмет науки является областью объективной реальности, которую впоследствии изучает наука. Таким образом, науки отличаются друг от друга только своим предметом.
Понятие науки занимает одно из главнейших мест в философии, поскольку является формой познания мира. Философское видение окружающего мира должно иметь конкретное представление о науке, ее развитии и доступности.
Истоки научных знаний уходят в глубокую древность. Известно, что множество различных знаний было накоплено в древних традиционных культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая в форме практических знаний о природе и обществе, разнообразными познаниями в области медицины, астрономии, математики, механики, географии и т.п. Однако сам характер этих научных сведений был сугубо практическим. К тому же носителями и хранителями знаний являлись служители религиозных культов - жрецы.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный).
|
Классическая наука имеет своей парадигмой механику, картина мира строится на принципе жесткого детерминизма (лапласовского), ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
Неклассическая наука (первая половина XX века) связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности, т.е. произошло усложнение научных представлений о мире, возможностях познания.
Постнекалиссическая наука (XX - XXI вв.) имеет своей парадигмой идею становления и самоорганизации. Постнеклассическая наука характеризуется пониманием крайней сложности исследуемых объектов, а попытки изменять радикально сверхсложные объекты влекут возможность катастроф и других непредвиденных последствий.
Наука в древнем Вавилоне. Концепция
Вавилоняне освоили научные достижения всех своих предшественников, начиная с шумеров, и сделали множество новых открытий. Особенно развита была математика — наука, необходимая для измерения полей, строительства величественных дворцов и храмов.
В эпоху древневавилонского царства в Южном Двуречье существовали уже известные зачатки научных знаний, имевшие практическое приложение к быту и хозяйству. Главным образом эти зачатки относятся к области астрономии и математики и связаны со счетом времени и землемерным делом, а также с регулированием оросительной сети и потребностями обмена и ростовщичества.
Практические потребности привели в начале II тысячелетия к. известному развитию математических знаний. Важным достижением вавилонской математики было создание так называемой «позиционной системы», т. е. признание того, что один и тот же знак может иметь различную числовую значимость в зависимости от «позиции», от положения среди других цифр. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятеричная система вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов. В этом отношении вавилонская математика опередила даже греческую и римскую. Однако большим препятствием на пути развития математики была шестидесятиричная система исчисления. Происхождение этой системы в точности неизвестно: возможно юна была связана с теми «священными» числовыми категориями, какие были получены при выработке счета времени: 7 — по числу дней лунной фазы и 12—по числу месяцев в году. Наличие в этой системе числа 60==12х5 показывает, что она была связана и с первоначальной, повсюду распространенной в первобытную эпоху системой счета по пальцам руки. Что касается математических.знаний, то в начале II тысячелетия вавилонянам были известны четыре правила арифметики, возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня, а также некоторые геометрические положения, необходимые для измерения площадей. Геометрические формулы применялись при измерении земельных участков — полей, садов, усадеб. До нас дошли чертежи и планы земельных участков с сопровождающими их вычислениями.
|
Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему в последствие названную как теорема Пифагора, о свойствах прямоугольных треугольников (впервые она встречается в клинописных текстах времён царя Хаммурапи), могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).
|
Скорее всего, чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни.
Среди вычислительных задач на клинописных табличках встречаются задачи на арифметические и геометрические прогрессии, представления о которых у вавилонян были более развиты, чем у египтян. Методы решения в основном опирались на идеи пропорциональной зависимости и среднего арифметического. Вавилонские писцы знали правило суммирования и членов арифметической прогрессии.
В клинописных текстах содержатся первые задачи на проценты - ведь Вавилон стоял на пересечении торговых путей, и здесь рано появились денежные знаки и кредит. Было у вавилонян и правило для приближённого вычисления квадратных корней.
Большое число задач сводится к уравнениям или системам уравнений первой и второй степеней. Их записывали без символов, в своей особой терминологии. Разговорным языком вавилонян был аккадский, но в науке в качестве терминов они употребляли шумерские слова. Каждое из таких слов изображалось одним знаком и потому выделялось в общем тексте на фоне более позднего по происхождению слогового письма.
Искусство решения уравнений достигло высокого уровня в XVIII в. до н. э., в эпоху царя Хаммурапи. Обычно в задачах требовалось найти «длину» и «ширину» или «множимое» и «множитель», для которых были сформулированы различные условия. Произведение длины и ширины именовалось «площадью». В задачах, сводящихся к кубическим уравнениям (а были и такие!), появлялось третье неизвестное -- «глубина», и произведение всех трёх величин называлось «объёмом».
Хотя терминология указывает на геометрическое происхождение задач, для вавилонян это были, прежде всего, просто числа, вот почему они свободно складывали длину с площадью и т. п. В древнегреческой математике (и ещё долгое время после) этого делать было нельзя.
Таковы достижения древних вавилонян в алгебре. Их успехи в геометрии были скромнее и относились в первую очередь к измерению простейших фигур. Наряду с теми фигурами, которые встречались в геометрических задачах египтян, кубом, параллелепипедом, призмой, цилиндром -- вавилоняне изучали некоторые правильные многоугольники, сегмент круга, усечённый конус. Вероятно, было известно правило для вычисления объёма усечённой пирамиды. Длину окружности рассчитывали, утраивая диаметр, т. е. для р брали значение 3- С тем же значением р определяли площадь круга.
Открытия, сделанные математиками Междуречья, поражают своим размахом. Ведь именно здесь появилась первая позиционная система счисления, и в итоге техника вычислений оказалась даже выше, чем у греков. Здесь впервые была разработана алгебра линейных и квадратных уравнений и рассмотрены первые неопределённые уравнения, возникшие из геометрических задач.
Вавилонские традиции можно проследить в работах Герона и Диофанта, а ещё позднее у Аль-Хорезми и других основателей алгебраической школы страны арабского Востока. Преобразование математики из совокупности отдельных расчётов и правил в стройную логическую систему, в которой эти приёмы и правила получили строгое обоснование, стало главным делом античных учёных.
Вследствие потребностей высокоразвитого ирригационного земледелия наряду с математикой в Вавилонии больших успехов достигла и астрономия. Основы звездной карты в той мере, в какой она может быть установлена без применения телескопа, были созданы в Вавилонии и, вероятно, через хеттское общество переданы европейским странам Средиземноморья. В своём дальнейшем развитии вавилонская астрономия оказала значительное влияние на греческую науку. Но вавилонская астрономия не смогла оторваться от тех религиозных воззрений, которые подчиняли себе изучение в то время любого конкретного явления окружающего мира. Вавилонская астрономия была тесно связана с астрологией, и между ними трудно провести чёткое разграничение.
Медицина и химия были переплетены с магией. Тщательно разработанные колдовские действия сопутствовали, например, изготовлению плавильной печи, установке её и работе на ней. Наши сведения о вавилонской химии, к сожалению, ещё ограниченны вследствие трудности понимания соответствующих клинописных текстов, часто намеренно, в магических целях, затемнявшихся древними писцами.
Зоология, ботаника и минералогия нашли своё выражение в одних лишь длинных списках названий животных, растений и камней. Впрочем, эти списки могут быть отнесены скорее к филологическим справочникам, которыми были столь богаты писцовые школы Вавилонии, обращавшие большое внимание на изучение языка, его словарного состава и грамматики.
Интерес к проблемам языка в значительной мере был обусловлен тем, что у вавилонских жрецов вымерший к тому времени шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Кроме того, без знания шумерского языка нельзя было правильно применять для аккадского языка письменность, сложившуюся первоначально на основе шумерского языка. Поэтому вавилонские писцы были поставлены в необходимость изучать наряду со своим, аккадским языком ещё и второй, чуждый им язык. Это изучение заставляло их более сознательно относиться и к своему родному языку. Наряду со словарным составом вавилоняне стали впервые изучать и грамматику.
Меньшие достижения, нежели языкознание, имеет вавилонская историография. Несколько хроник свидетельствуют лишь о зачатках исторических знаний.
Среди памятников вавилонской литературы до нас дошли произведения, в которых можно найти зачатки философской мысли. Некоторые произведения такого рода стоят под непосредственным влиянием традиционной религиозной идеологии. Проповедь беспрекословной покорности перед волей всесильных богов, внушение людям обязанности работать на богов и царей и оправдание духовного рабства - такова мысль подобных произведений. Например, так называемая 'Поэма о невинном страдальце' ставит вопрос о причинах человеческих страданий и отвечает, что постичь эти причины невозможно, ибо 'кто постигнет замысел богов на небесах?'.
Вавилон стал светочем культуры. Это вавилоняне назвали планеты именами богов. (А римляне после просто подобрали каждому вавилонскому божеству свой аналог: Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Нергал — Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн.) Это вавилоняне ввели семидневную неделю, поделили год на 12 месяцев, сутки на 24 часа, а час на 60 минут. Это они изобрели часы — солнечные и водяные; придумали четыре действия арифметики, таблицу умножения, арифметическую и геометрическую прогрессии. Первые банки тоже появились в Вавилоне. Вавилонские банкиры применяли безналичный расчёт, выписывали и оплачивали чеки, выдавали кредиты и принимали вклады под проценты.
Среди памятников вавилонской литературы до нас дошли произведения, в которых можно найти зачатки философской мысли. Некоторые произведения такого рода стоят под непосредственным влиянием традиционной религиозной идеологии. Проповедь беспрекословной покорности перед волей всесильных богов, внушение людям обязанности работать на богов и царей и оправдание духовного рабства - такова мысль подобных произведений. Например, так называемая 'Поэма о невинном страдальце ставит вопрос о причинах человеческих страданий и отвечает, что постичь эти причины невозможно, ибо 'кто постигнет замысел богов на небесах?'.