Современный человек, в отличие от своих отцов, все реже находит время и возможность для обычного общения с окружающими его людьми и обмена важной жизненной информации. Основную часть информации, необходимой для адекватного поведения в обществе, он получает из теле- и радиопрограмм, газет и других периодических изданий. Особенно ярко эта тенденция проявляется при формировании мнения людей по вопросам, которые не находят отражения в их непосредственном опыте, - например, о политической жизни, экономической конъюнктуре, обстановке в других странах и регионах. В итоге одним из наиболее распространенных понятии современного мира стало понятие «средства массовой информации» (СМИ), объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности, в т.ч. печать, радио, телевидение, Интернет, кино.
Самое действенное информационное оружие современности. Возможности современных средств массовой информации таковы, что они создают для человека своего рода «вторую реальность» или «субъективную реальность», влияние которой на его внутреннюю (психическую) и практическую жизнь не менее значимо, чем влияние объективной реальности. Более того, современная видеотехника способна создавать продукцию, по качеству субмодальностей превосходящую образы реальных событий. К примеру, с помощью специальной техники можно «сгущать краски» (скажем, показывать ярко-красную кровь раненого), насыщать образы более впечатляющим, чем в жизни, цветом; с помощью компьютерной техники моделировать голос и походку людей. Все это может быть использовано, например, для компрометации неугодного политика или улучшения образа того, кто в данный момент рекламируется телепрограммой. Зритель уже не в состоянии отличить подлинные съемки от компьютерных подделок.
|
Исторические предпосылки возникновения средств массовой информации связаны с успехами предпринимательской деятельности, развитием торговли и промышленности, переходом от аграрного к индустриальному обществу и, как следствие, острой необходимостью регулярного информирования. Предшественниками современных СМИ можно считать специальные торгово-осведомительные и корреспондентские бюро, которые информировали своих клиентов о ценах на товар, времени и условиях его доставки, ситуации с торговлей в различных регионах. Научно-технический прогресс, обеспечивший появление принципиально новых средств сбора, переработки и распространения информации, привел к концу XX века к революции в сфере массовой коммуникации. Создание спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, массовое распространение компьютеров и Интернета привели к формированию глобальных, общемировых информационных сетей и возможности распространения нужной информации в любом уголке земного шара. Влияние СМИ на все происходящее в жизни человечества обрело характер в жизни человечества обрело характер всеобщности. СМИ стали главным информационным оружием современного мира.
Оценки растущего влияния СМИ на политику и общество далеко не однозначны, а то и прямо противоположны. Некоторые авторы (например, американский философ О. Тоффлер) видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации - информационного общества; усматривают реальное движение к «антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному успешно разрешить наиболее острые конфликты современного мира.
|
Другие мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично.
Время показывает, что потенциально СМИ способны служить различным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой - что сегодня происходит значительно чаще - духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.
Одна из опасных для духовно-нравственной атмосферы в обществе тенденций СМИ состоит в их стремлении, ради пресловутых рейтингов, эксплуатировать самые низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, радио, печатные СМИ хорошо знают и по полной программе используют тягу человека ко всему трагическому, страдательному. Есть очень точное определение знаменитого итальянского кинорежиссера Ф. Феллини: «Телевидение - это когда миллионы людей смотрят, как другим миллионам плохо ». Известно и весьма циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем интереснее, притягательнее для зрителя (и читателя) информация. Поэтому в первых кадрах телевизионных новостей, на первых полосах газет, смакуя каждую деталь, расписываются большие и малые трагические происшествия. Человека завлекают как зрителя, читателя, апеллируя к самым глубинным и сильным его переживаниям. И в начале XXI в., наперекор всем культурным традициям" и логике разума, большинство людей готовы читать и смотреть то, что может вызывать предельное внутреннее напряжение и даже стрессовое состояние. Плачут, держат во рту валидол, падают в обморок, возмущаются: как можно такое показывать, - но смотрят вопреки своей воле и всему разумному.
|
Вместе с тем для успешной манипуляции сознанием людей как раз и нужна атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, блокирующая творческий, критический разум. Это - лучшая питательная среда для формирования «неподвижного», догматического мышления и проверенное средство подавления познавательной активности человека. На фоне эмоционального дискомфорта можно «вбить» в головы людей любой миф и одновременно довести их до полной социальной апатии.
Еще более разрушительно действие СМИ на политическое и национальное самосознание человека. Ярким примером негативного влияния СМИ на россиян как граждан своего государства и субъектов общественной жизни является их деятельность в постсоветской России. Оно осуществлялась как бы по двум направлениям.
Во-первых, были предприняты хорошо скоординированные действия по компрометации патриотизма, снижению притягательности главной национальной идеи - превращение страны в сильное многонациональное процветающее государство. Этому способствовали, с одной стороны, всяческое восхваление США и всего западного; с другой - очернение отечественной истории, муссирование ее темных страниц, формирование неуважения к собственному народу, представления о русских людях как бездельниках и пьяницах, изначально склонных воровать и брать взятки. Навязывался вывод: «с этим народом ничего не сделаешь (Е.Т. Гайдар), а его традиционный патриотизм представляет собой почти психическое отклонение. Характерно, что жертвами подобного внушения нередко становятся не только дети с их внутренней неустойчивостью, но и взрослые люди, родители. Профессор МГУ В.П. Пугачёв приводит следующий факт. Под влиянием официальной пропаганды одна из матерей, узнав о патриотических настроениях своего сына, привела его к врачу, посчитав, что это гражданское чувство есть болезнь, патология.
Во-вторых, осуществлялось систематическое культивирование в СМИ крайнего индивидуализма и эгоизма, стремления разбогатеть любым способом, преклонения перед иностранными товарами и жизненными ценностями. Обществу особенно подрастающему поколению, навязывалась мораль, основу которой составляют принципы типа «каждый выплывает сам, как может», «победитель всегда прав» и т.п. В результате такой обработки одни из россиян уехали из страны, другие стали действовать «как все», третьи ушли в мир иллюзий с помощью наркотиков, алкоголя или в преступный мир.
Средства массовой информации обладают заведомым преимуществом перед отдельным человеком и даже аудиторией. Люди вынуждены воспринимать информацию, но не могут на нее ответить. Их негативная реакция не находит разрядки и лишь усиливает эмоциональное напряжение. Аудитория зрителей (слушателей, читателей) территориально разобщена, и люди, потребляя информацию, находятся если не в одиночестве, то, по крайней мере, в малых группах и имеют возможность возразить разве что друг другу. При современной системе информирования люди обречены на пассивное исполнение роли лишь объекта воздействия.
Резкое повышение роли СМИ в политической и общественной жизни дало основания для появления целого ряда концепций, обосновывающих приоритетную значимость этого института в жизни общества и наступление эпохи «медиакратии» или «телекратии». Некоторые специалисты говорят даже о возможности появления нового вида мировой диктатуры, основанного на всевластии СМИ - информационного тоталитаризма. У философа А.А. Зиновьева были основания назвать СМИ «безликим божеством западного общества ». Американский социолог Р. Мертон прямо говорит: «Те, кто контролирует взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие ».
Опыт свидетельствует, что роль СМИ как формы власти имеет тенденцию к усилению. В информационном обществе они могут стать главенствующим фактором выработки и регуляции не только политических, но и психологических решений. Сегодня политикой можно назвать лишь то, что прошло через экран телевизора или печатную прессу. Без них нет идей, событий, громких скандалов, даже если они реально существуют. Средства массовой информации, прежде всего телевидение, нынче не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и установкам.
Имея все расширяющиеся возможности воздействия на людей, их психику, СМИ в будущем потенциально могут подмять под себя все другие ветви власти, поставить их в зависимость от собственных интересов. Это создает серьезную опасность для устойчивого развития современного общества, одним из главных принципов которого является принцип разделения властей. Выход из данного положения лежит на путях усиления правового регулирования деятельности СМИ.
В погоне за рейтингом и эффективностью воздействия. Информационность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования информационными агентствами, а также от способа и форм подачи информации. Для достижения нужного эффекта от информации используются самые различные приемы. Назовем некоторые из них:
· частое мелькание на телеэкране членов правящей партии создает впечатление о преобладании ее сторонников среди народа. Тогда как редкие ее критики видятся в этом случае вечно недовольным меньшинством. Здесь используется психологическая боязнь большинства зрителей оказаться среди «белых ворон», поддерживающих меньшинство;
· постановкой специально подобранных вопросов и уходом от нежелательных тем преувеличиваются успехи, например, партии власти и одновременно концентрируется внимание зрителей на ошибках или слабых местах в деятельности оппозиции;
· с помощью иронической интонации, оскорбительных метафор и язвительных, внешне остроумных, реплик или комментариев у зрителей создается негативное отношение к определенным людям или организациям;
· фрагментарной подачей информации и созданием видимости ее глубокого анализа удается не позволить подавляющему большинству граждан сформировать целостную картину тех или иных событий;
· целенаправленно создается ощущение объективности и независимости доводимых до населения фактов или суждений - ссылками на «информированные источники», «собственные источники в правительстве», «источники, пожелавшие остаться неизвестными», «особую осведомленность» данного телеканала (или газеты) о событиях, происходящих в стране и мире.
Одним из важнейших приемов работы с населением считается максимальная оперативность в информировании людей, немедленное доведение до них самых «горячих» фактов. Средство информации, первым сообщившее о значимых событиях, становится более привлекательным для аудитории. В итоге на первый взгляд технический вопрос о скорости передачи сообщения перерастает в стратегический, определяющий рейтинг газеты или телепрограммы, значит, и ее финансовое благополучие. В связи с этим журналисты стремятся не просто к оперативности, а к сверхоперативности. Организуя ради нее всеми правдами и неправдами прямые репортажи с места событий, они готовы допустить любую бестактность в отношении людей и даже поставить под угрозу их жизнь. Например, при проведении контртеррористической операции в ДК на Дубровке, когда шла борьба за жизнь сотен людей, некоторые тележурналисты, ради сверхоперативности и сенсационности своих сообщений, пошли на прямое нарушение Федерального закона «О борьбе с терроризмом» и в режиме реального времени демонстрировали передвижения спецназа, его подготовку к штурму. Проводимая операция была затруднена до предела.
По мнению аналитиков, СМИ постсоветской России в своем стремлении любой ценой привлечь зрителя (читателя), а также в пренебрежении патриотическими установками превзошли даже своих западных учителей. Все это с особой наглядностью проявилось в ходе боевых действий на территории Чечни. Известно, что в семидесятые годы, когда Америка увязла в войне с Вьетнамом, американские СМИ, критикуя, эту войну, вместе с тем не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работающих со стороны Вьетнама. Более того, в большинстве западных стран существует строжайший запрет на использование любых кино-, фото- и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран. Анализируя информационный аспект боевых действий в Чечне, нетрудно увидеть, что для наших СМИ такой проблемы или хотя бы сомнений по этому вопросу не существовало.
СМИ и массовая культура. Усилиями средств массовой информации осуществляется не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и перерождение классической (мировой и национальной) культуры в некий ее бесцеремонно опустошенный и до предела упрощенный вариант - в массовую культуру. Это понятие, обозначающее определенное состояние культуры современного общества, связанное с использованием доступных подавляющему большинству людей стандартов мышления и поведения, отчуждающих их от творчески активной деятельности, получило широкое признание во второй половине XX века. Навязываемая СМИ массовая культура направлена, прежде всего, против духовных глубин сознания человека. Её задача – полностью оккупировать внутренний мир личности, лишить самостоятельности, приучить к безропотному копированию навязываемых извне жизненных стандартов.
Подлинно духовная культура заменяется культурой искусственно выращенных СМИ «звезд». Наиболее успешными проводниками идеологии массовой культуры, прежде всего в молодежную среду, оказываются максимально представленные на телеэкране и в радиоэфире рекламные ролики «мыльные оперы», ток-шоу (многие из которых прямая калька западных аналогов), голливудские а теперь уже и российские, блокбастеры, вся продукция шоу-бизнеса, включая бесконечные беседы (интервью) на всех телеканалах с большими и малыми «звездами».
Ситуация уже критическая. Искусственно провоцируемый интерес вошел и закрепился в сознании значительней части молодых людей. Их «посадили на иглу». Они теперь нуждаются в продукции «звездной» массовой культуры. Подобно тому, как можно нуждаться в наркотике. Доктрина информационной безопасности РФ требует решительного устранения тех слабостей в нашей пропаганде, при которых имеет возможность процветать «девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе ».
Лидер СМИ - телевидение. Среди всех средств массовой информации по эффективности воздействия на внутренний мир личности особое значение принадлежит телевидению. Сегодня оно является не только самым массовым, но и наиболее действенным механизмом проникновения в структуры человеческого сознания. Телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на граждан. Люди больше верят увиденному («своими глазами»), чем услышанному или прочитанному. Зрительная информация легче воспринимается и лучше запоминается, позволяя как бы прочувствовать и пережить вместе с героями происходящее на экране.
Некоторые эксперты полагают, что именно домашний экран способен действовать на человека на уровне подсознания, обеспечивая погружение людей в особую виртуальную реальность, существенно отличную от действительной жизни. Длительное пребывание у телеэкрана все чаще приводит к специфическому виду психологической зависимости - телемании.
Еще раз обратимся к авторитету кинорежиссера Ф. Феллини. По его словам, «с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины - все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности ». И это еще не предел всевластия телевидения. Во второй половине XX века известный американский фантаст Р. Бредбери, хорошо знающий природу и тенденции развития западной цивилизации, в романе «451 градус по Фаренгейту» показал будущее общество, в котором людям запрещено не только проявлять чувства, философствовать, иметь собственное мнение, но даже задумываться о чем-либо. Самый страшный порок в этом обществе - чтение книг. Все должны получать информацию и указания только с экрана телевизора. За чтение книг и неисполнение телевизионных указаний - смерть. Люди вроде бы имеют возможность смотреть новости, сериалы, развлекательные программы, смеяться. Но они - в концлагере обустроенном «колючей, проволокой» современных информационных технологий.
СМИ и молодежь. Известно, что особенно велико влияние СМИ на молодое поколение. Специалисты свидетельствуют: телевидение, видеотехника воздействуют на поведение молодых людей, их нравственные ценности и общесоциальные установки даже сильнее, чем столь авторитетный институт формирования личности, как школа. Поэтому от содержания, в частности, телевизионных передач и отношения к ним молодежи непосредственно зависит принципиальный облик гражданина России XXI века.
Многие российские эксперты в сфере образования встревожены тем, что в последние годы значительная часть школьников нашей страны уже не мыслит свое времяпровождение без просмотра телевизионных программ. Чтение книг, традиционно считавшееся в России основным средством приобретения знаний и нравственного развития, отошло далеко на задний план. И в этом, благодаря усилиям СМИ, мы успешно выполняем задачу «догнать и перегнать» американцев, пока еще занимающих первое место в мире по времени, проводимому у телеэкранов и за компьютерными играми. Как следствие, столь же успешно российские школьники догоняют американских коллег по стереотипности мышления и уровню внушаемости.
Как замечает известный московский журналист A.В. Минкин, в мире российского телевидения «нет справедливости, достоинства, ума... нет Бога, нет книг, нет человеческого языка и почти нет нормальных эмоций. А потому настоящий мир кажется подросткам тихим, серым и скучным, и они начинают раскрашивать его, нюхая и глотая, что попало ».
Специалисты выделяют три направления информационной политики отечественных СМИ, способных отозваться губительными последствиями для сознания молодых россиян.
Первое направление связано с последовательной переориентацией молодежи с традиционного для России положительного героя на суперличность западного образца. В качестве примера для подражания предлагается тот, кому в ходе победного шествия к жизненной вершине, достижению превосходства над другими людьми муки совести и чувство сострадания только помеха. Засилье на телеэкранах и на книжных прилавках худших образцов западной массовой культуры подрывает выработанные веками стереотипы поведения, ослабляет сплоченность и единство народа, навязывает нашим гражданам нормы и принципы чуждой им морали, основанной на культе насилия, жестокости, бездуховности, эгоизма.
Показательны в этом отношении результаты проведенного в России исследования влияния детских мультфильмов на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода зомбирует детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, агрессивность, индивидуализм, расчетливость. Тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям.
Ко второму направлению принадлежат материалы, направленные на дестабилизацию социальной преемственности поколений. Как подтверждают исследования, отчуждение общества от позитивного исторического опыта - ныне одна из опасных особенностей построения информационных потоков в российских СМИ. Не случайно Доктрина информационной безопасности РФ требует более широкого использования в воспитательной и пропагандистской работе, в том числе через СМИ, «культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России ».
Третье направление, фактически являющееся следствием первых двух, связано с расширением масштабов девиантного поведения молодых людей. В результате предлагаемых информационных воздействий общество все чаще сталкивается с такими явлениями среди молодежи, как ослабление способности к самоконтролю за своим поведением, активизация иррациональной сферы сознания, усиление садо-мазохистских наклонностей и т.д. Данные социологических исследований, проведенных ИСПИ РАН, подтверждают наличие корреляционных связей между названными явлениями и возросшей интенсивностью информационных потоков соответствующего содержания в СМИ. Есть прямая связь между преступностью на экране и на улице. Не случайно, как отмечают эксперты, приближение качества продукции российских СМИ к западным, в частности американским, стандартам происходит прямо пропорционально росту и характеру преступности в России.
Согласно социологическим опросам, в современной России более 50% школьников готовы добыть деньги любым способом и свыше трети 15-летних школьников считают допустимыми воровство и рэкет. По данным Комитета РФ по делам молодежи, 6% молодых людей, то есть 2 млн. юных граждан, готовы совершить убийство, если им за это хорошо заплатят. Как отмечает президент Российской социологической ассоциации В.И. Дробеньков, у нас в стране «происходит тотальное приучение населения к антисоциальному, антиправовому и антигуманному поведению, особенно в области трудовых отношений ». И в этой связи уместно обратиться к Доктрине информационной безопасности РФ, настойчиво ратующей за «введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение».
Общение, во все времена привлекавшее человека как средство спасения от своих внутренних проблем, в условиях господства СМИ и нарастания телемании оказалось односторонним и обрело обратную силу. Все более ощутимым становится феномен «одиночества человека в толпе ». Стремительно растет число людей, испытывающих патологический страх перед «другими», страх общения с окружающими, боязнь любой деятельности на публике. Появилась новая болезнь - социофобия. Человек возвращается в свое одиночество, но уже в другом, до предела измененном состоянии.
По мнению специалистов, один из наиболее травмирующих факторов телевизионного влияния на психическое и физическое здоровье детей и подростков составляет содержание того, что они смотрят. Главным образом, это относится к насилию, в избытке, демонстрируемом по телевидению. Как показывают исследования, постоянный просмотр сцен насилия:
· притупляет чувствительность к агрессии;
· уменьшает значимость внутренних факторов, сдерживающих агрессию;
· увеличивает фактические проявления агрессивности в поведении;
· формирует образ социальной реальности, который может быть основой подобных действий.
Американские психологи провели обследование школьников Нью-Йорка и обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте предопределяет вероятность проявления агрессивности после 18 лет. Такие дети в дальнейшем не только чаще нарушали закон, но и проявляли жестокость по отношению к своим женам и детям.
Отчет Национального института психического здоровья США содержит данные, согласно которым к 16-летнему возрасту средний телевизионный зритель наблюдает около 13 000 убийств и множество других актов насилия. Накопленные впечатления почти неизбежно содействуют росту агрессивности, ведут к появлению и усилению проблем в межличностных отношениях. Нужно отметить, что средний 10-летний ребенок в США проводит больше времени перед телевизором, чем в классе, - около 30 ч в неделю. Российские подростки уже приближаются к этому показателю.
Защитные действия. Как обеспечить безопасность подрастающего поколения в современной пучине информационного обвала и обмана? Назовем лишь некоторые рекомендации учителям и самим учащимся.
1) Бороться с чрезмерным увлечением учащимися телевидением необходимо так же серьезно, как с тягой к наркотикам и игровым автоматам. Телемания - опасная болезнь. А экран телевизора - далеко не единственный и уж со
всем не лучший источник полезной для индивидуального развития информации. Нужное в жизни знание всегда многогранно и многоканально. Для овладения им требуются сравнение, обобщение, выбор.
2) Помнить, что в России традиционно важнейшим источником самых глубоких и нужных для человека знаний была классическая литература. Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Шолохова и других российских писателей содержат бесценный, не имеющий аналогов в мире фонд духовности, нравственности, любви к Родине.
3) Противостоять не имеющей родства культуре «звезд» нужно, прежде всего, через возвращение к традициям и обычаям своего народа, воспитание чувства гордости за национальную культуру и на этой основе уважения к культурным традициям разных стран и народов.
4) Не позволять телевидению и другим СМИ обращаться с собой как с безвольной куклой, механическим роботом. Ибо есть истина в утверждении тех, кто манипулирует нашим сознанием: мы обращаемся с людьми так, как они допускают обращаться с собой. Сталкиваясь с попытками информационного внушения, следует помнить об этом и быть внутренне готовым противостоять подобному обращению.
5) Осознать предоставленное Конституцией РФ право на свободное получение объективной информации и активно бороться за это право путем посильного личного участия, как того требует Доктрина информационной безопасности РФ, в работе «общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу ».
Ребенок впервые садится к телевизору, а потом и становится зависимым от него, главным образом, в семье. Поэтому специалисты рекомендуют родителям школьников, прежде всего не только ограничивать просмотр подростками телепередач, но и следить за содержанием того, что их ребенок видит на экране. Нужно помочь детям отличать фильмы и передачи высокого качества от телемакулатуры, формировать у них художественный вкус. А еще лучше - смотреть телевизионные программы вместе с детьми и комментировать их, помогая правильно оценивать и критически относиться к увиденному. Не позволять им оставаться равнодушным к злу и страданиям, вызываемым актами насилия.
В свою очередь, задача школы состоит не только в том, чтобы обучить подростков правильному использованию возможностей видеоэкранных средств, но и в том, чтобы помочь их родителям осознать опасность бесконтрольного просмотра детьми телепередач и видеофильмов; научить родителей помогать своим детям в общении с телевизором. Тема «Ребенок у телевизора» должна стать одной из самых востребованных в программах «родительского университета».