СМИ КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ




 

Современный человек, в отличие от своих от­цов, все реже находит время и возможность для обычного общения с окружающими его людь­ми и обмена важной жизненной информации. Ос­новную часть информации, необходимой для адек­ватного поведения в обществе, он получает из теле- и радиопрограмм, газет и других периодических изданий. Особенно ярко эта тенденция проявляет­ся при формировании мнения людей по вопросам, которые не находят отражения в их непосредствен­ном опыте, - например, о политической жизни, эко­номической конъюнктуре, обстановке в других странах и регионах. В итоге одним из наиболее распространенных понятии современного мира стало понятие «средства массовой информации» (СМИ), объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности, в т.ч. печать, радио, телевидение, Интернет, кино.

Самое действенное информационное оружие современности. Возможности современных средств массовой информации таковы, что они создают для челове­ка своего рода «вторую реальность» или «субъек­тивную реальность», влияние которой на его внут­реннюю (психическую) и практическую жизнь не менее значимо, чем влияние объективной реаль­ности. Более того, современная видеотехника спо­собна создавать продукцию, по качеству субмо­дальностей превосходящую образы реальных со­бытий. К примеру, с помощью специальной техники можно «сгущать краски» (скажем, показывать ярко-красную кровь раненого), насыщать образы более впечатляющим, чем в жизни, цветом; с помощью компьютерной техники моделировать голос и походку людей. Все это может быть использовано, например, для компрометации не­угодного политика или улучшения образа того, кто в данный момент рекламируется телепрограммой. Зритель уже не в состоянии отличить подлинные съемки от компьютерных подделок.

Исторические предпосылки возникновения средств массовой информации связаны с успе­хами предпринимательской деятельности, развитием торговли и промышленности, переходом от аграрного к индустриальному обществу и, как следствие, острой необходимостью регулярного информирования. Предшественниками современных СМИ можно считать специальные торгово-осведомительные и корреспондентские бюро, которые информировали своих клиентов о ценах на то­вар, времени и условиях его доставки, ситуации с торговлей в различных регионах. Научно-тех­нический прогресс, обеспечивший появление принципиально новых средств сбора, перера­ботки и распространения информации, привел к концу XX века к революции в сфере массовой коммуникации. Создание спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, массовое рас­пространение компьютеров и Интернета при­вели к формированию глобальных, общемиро­вых информационных сетей и возможности рас­пространения нужной информации в любом уголке земного шара. Влияние СМИ на все про­исходящее в жизни человечества обрело характер в жизни человечества обрело характер всеобщности. СМИ стали главным информационным оружием современного мира.

Оценки растущего влияния СМИ на полити­ку и общество далеко не однозначны, а то и пря­мо противоположны. Некоторые авторы (напри­мер, американский философ О. Тоффлер) видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации - информационного общества; ус­матривают реальное движение к «антибюрок­ратическому, ищущему, мыслящему, творчес­кому государству», способному успешно разре­шить наиболее острые конфликты современного мира.

Другие мыслители, констатируя опустошаю­щее и разрушающее воздействие СМИ на лич­ность, общество и культуру в целом, оценивают возрастающую роль информационной власти весь­ма пессимистично.

Время показывает, что потенциально СМИ способны служить различным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жиз­ни, способствовать личностному становлению. Но с другой - что сегодня происходит значитель­но чаще - духовно порабощать, дезинформиро­вать, иногда не желая того, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Одна из опасных для духовно-нравственной ат­мосферы в обществе тенденций СМИ состоит в их стремлении, ради пресловутых рейтингов, экс­плуатировать самые низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевиде­ние, радио, печатные СМИ хорошо знают и по пол­ной программе используют тягу человека ко все­му трагическому, страдательному. Есть очень точ­ное определение знаменитого итальянского кинорежиссера Ф. Феллини: «Телевидение - это когда миллионы людей смотрят, как другим мил­лионам плохо ». Известно и весьма циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем интереснее, притягательнее для зрителя (и читателя) информация. Поэтому в первых кад­рах телевизионных новостей, на первых полосах газет, смакуя каждую деталь, расписываются большие и малые трагические происшествия. Че­ловека завлекают как зрителя, читателя, апелли­руя к самым глубинным и сильным его пережива­ниям. И в начале XXI в., наперекор всем культур­ным традициям" и логике разума, большинство людей готовы читать и смотреть то, что может вызывать предельное внутреннее напряжение и даже стрессовое состояние. Плачут, держат во рту валидол, падают в обморок, возмущаются: как можно такое показывать, - но смотрят вопреки своей воле и всему разумному.

Вместе с тем для успешной манипуляции со­знанием людей как раз и нужна атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, блокирующая творческий, критический разум. Это - лучшая питательная среда для формирования «неподвиж­ного», догматического мышления и проверенное средство подавления познавательной активнос­ти человека. На фоне эмоционального дискомфорта можно «вбить» в головы людей любой миф и одно­временно довести их до полной социальной апа­тии.

Еще более разрушительно действие СМИ на политическое и национальное самосознание че­ловека. Ярким примером негативного влияния СМИ на россиян как граждан своего государства и субъектов общественной жизни является их де­ятельность в постсоветской России. Оно осуществ­лялась как бы по двум направлениям.

Во-первых, были предприняты хорошо скоор­динированные действия по компрометации пат­риотизма, снижению притягательности главной национальной идеи - превращение страны в сильное многонациональное процветающее го­сударство. Этому способствовали, с одной сто­роны, всяческое восхваление США и всего за­падного; с другой - очернение отечественной истории, муссирование ее темных страниц, фор­мирование неуважения к собственному народу, представления о русских людях как бездельни­ках и пьяницах, изначально склонных воровать и брать взятки. Навязывался вывод: «с этим на­родом ничего не сделаешь (Е.Т. Гайдар), а его тра­диционный патриотизм представляет собой почти психическое отклонение. Характерно, что жерт­вами подобного внушения нередко становятся не только дети с их внутренней неустойчивостью, но и взрослые люди, родители. Профессор МГУ В.П. Пугачёв приводит следующий факт. Под вли­янием официальной пропаганды одна из матерей, узнав о патриотических настроениях своего сына, привела его к врачу, посчитав, что это гражданс­кое чувство есть болезнь, патология.

Во-вторых, осуществлялось систематическое культивирование в СМИ крайнего индивидуализ­ма и эгоизма, стремления разбогатеть любым спо­собом, преклонения перед иностранными товара­ми и жизненными ценностями. Обществу особенно подрастающему поколению, навязывалась мораль, основу которой составляют принципы типа «каждый выплывает сам, как может», «по­бедитель всегда прав» и т.п. В результате такой обработки одни из россиян уехали из страны, дру­гие стали действовать «как все», третьи ушли в мир иллюзий с помощью наркотиков, алкоголя или в преступный мир.

Средства массовой информации обладают за­ведомым преимуществом перед отдельным чело­веком и даже аудиторией. Люди вынуждены вос­принимать информацию, но не могут на нее отве­тить. Их негативная реакция не находит разрядки и лишь усиливает эмоциональное напряжение. Аудитория зрителей (слушателей, читателей) территориально разобщена, и люди, потребляя информацию, находятся если не в одиночестве, то, по крайней мере, в малых группах и имеют воз­можность возразить разве что друг другу. При со­временной системе информирования люди обре­чены на пассивное исполнение роли лишь объек­та воздействия.

Резкое повышение роли СМИ в политической и общественной жизни дало основания для появ­ления целого ряда концепций, обосновывающих приоритетную значимость этого института в жиз­ни общества и наступление эпохи «медиакратии» или «телекратии». Некоторые специалисты го­ворят даже о возможности появления нового вида мировой диктатуры, основанного на всевластии СМИ - информационного тоталитаризма. У фи­лософа А.А. Зиновьева были основания назвать СМИ «безликим божеством западного общества ». Американский социолог Р. Мертон прямо гово­рит: «Те, кто контролирует взгляды и убежде­ния в нашем обществе, прибегают меньше к фи­зическому насилию и больше к массовому внуше­нию. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие ».

Опыт свидетельствует, что роль СМИ как формы власти имеет тенденцию к усилению. В информационном обществе они могут стать главенствующим фактором выработки и регуля­ции не только политических, но и психологичес­ких решений. Сегодня политикой можно назвать лишь то, что прошло через экран телевизора или печатную прессу. Без них нет идей, событий, громких скандалов, даже если они реально суще­ствуют. Средства массовой информации, прежде всего телевидение, нынче не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и установ­кам.

 

Имея все расширяющиеся возможности воздей­ствия на людей, их психику, СМИ в будущем по­тенциально могут подмять под себя все другие вет­ви власти, поставить их в зависимость от собствен­ных интересов. Это создает серьезную опасность для устойчивого развития современного общества, одним из главных принципов которого является принцип разделения властей. Выход из данного положения лежит на путях усиления правового регулирования деятельности СМИ.

В погоне за рейтингом и эффективностью воздействия. Информационность граждан, в том числе по­литиков, прямо зависит от того, как, с какими це­лями и по каким критериям отбирается информа­ция, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования информационны­ми агентствами, а также от способа и форм подачи информации. Для достижения нужного эффекта от информации используются самые различные при­емы. Назовем некоторые из них:

· частое мелькание на телеэкране членов пра­вящей партии создает впечатление о преобладании ее сторонников среди народа. Тогда как редкие ее критики видятся в этом случае вечно недовольным меньшинством. Здесь используется психологичес­кая боязнь большинства зрителей оказаться среди «белых ворон», поддерживающих меньшинство;

· постановкой специально подобранных воп­росов и уходом от нежелательных тем преувели­чиваются успехи, например, партии власти и од­новременно концентрируется внимание зрителей на ошибках или слабых местах в деятельности оп­позиции;

· с помощью иронической интонации, оскор­бительных метафор и язвительных, внешне ост­роумных, реплик или комментариев у зрителей создается негативное отношение к определенным людям или организациям;

· фрагментарной подачей информации и со­зданием видимости ее глубокого анализа удается не позволить подавляющему большинству граж­дан сформировать целостную картину тех или иных событий;

· целенаправленно создается ощущение объективности и независимости доводимых до на­селения фактов или суждений - ссылками на «ин­формированные источники», «собственные источни­ки в правительстве», «источники, пожелавшие ос­таться неизвестными», «особую осведомленность» данного телеканала (или газеты) о событиях, про­исходящих в стране и мире.

Одним из важнейших приемов работы с насе­лением считается максимальная оперативность в информировании людей, немедленное доведение до них самых «горячих» фактов. Средство инфор­мации, первым сообщившее о значимых событи­ях, становится более привлекательным для ауди­тории. В итоге на первый взгляд технический воп­рос о скорости передачи сообщения перерастает в стратегический, определяющий рейтинг газеты или телепрограммы, значит, и ее финансовое бла­гополучие. В связи с этим журналисты стремятся не просто к оперативности, а к сверхоперативнос­ти. Организуя ради нее всеми правдами и неправдами прямые репортажи с места событий, они го­товы допустить любую бестактность в отношении людей и даже поставить под угрозу их жизнь. На­пример, при проведении контртеррористической операции в ДК на Дубровке, когда шла борьба за жизнь сотен людей, некоторые тележурналисты, ради сверхоперативности и сенсационности своих сообщений, пошли на прямое нарушение Феде­рального закона «О борьбе с терроризмом» и в ре­жиме реального времени демонстрировали пере­движения спецназа, его подготовку к штурму. Про­водимая операция была затруднена до предела.

По мнению аналитиков, СМИ постсоветской Рос­сии в своем стремлении любой ценой привлечь зри­теля (читателя), а также в пренебрежении патрио­тическими установками превзошли даже своих за­падных учителей. Все это с особой наглядностью проявилось в ходе боевых действий на территории Чечни. Известно, что в семидесятые годы, когда Аме­рика увязла в войне с Вьетнамом, американские СМИ, критикуя, эту войну, вместе с тем не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работающих со стороны Вьетнама. Более того, в большинстве западных стран существует строжайший запрет на использование любых кино-, фото- и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран. Анализируя информационный аспект боевых действий в Чечне, нетрудно увидеть, что для наших СМИ такой проблемы или хотя бы сомнений по этому воп­росу не существовало.

СМИ и массовая культура. Усилиями средств массовой информации осу­ществляется не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и перерождение классической (мировой и национальной) куль­туры в некий ее бесцеремонно опустошенный и до предела упрощенный вариант - в массовую культуру. Это понятие, обозначающее опреде­ленное состояние культуры современного обще­ства, связанное с использованием доступных по­давляющему большинству людей стандартов мышления и поведения, отчуждающих их от творчески активной деятельности, получило широкое признание во второй половине XX века. Навязываемая СМИ массовая культура направлена, прежде всего, против духовных глубин со­знания человека. Её задача – полностью оккупировать внутренний мир личности, лишить самостоятельности, приучить к безропотному копированию навязываемых извне жизненных стандартов.

Подлинно духовная культура заменяется культурой искусственно выращенных СМИ «звезд». Наиболее успешными проводниками идеологии массовой культуры, прежде всего в молодежную среду, оказываются максимально представленные на телеэкране и в радиоэфире рекламные ролики «мыльные оперы», ток-шоу (многие из которых прямая калька западных аналогов), голливудские а теперь уже и российские, блокбастеры, вся продукция шоу-бизнеса, включая бесконечные беседы (интервью) на всех телеканалах с большими и малыми «звездами».

Ситуация уже критическая. Искусственно про­воцируемый интерес вошел и закрепился в сознании значительней части молодых людей. Их «по­садили на иглу». Они теперь нуждаются в продук­ции «звездной» массовой культуры. Подобно тому, как можно нуждаться в наркотике. Доктрина информационной безопасности РФ требует решительного устранения тех слабостей в нашей пропаганде, при которых имеет возможность процветать «девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе ».

Лидер СМИ - телевидение. Среди всех средств массовой информации по эффективности воздей­ствия на внутренний мир личности особое значе­ние принадлежит телевидению. Сегодня оно явля­ется не только самым массовым, но и наиболее дей­ственным механизмом проникновения в структуры человеческого сознания. Телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздей­ствия на граждан. Люди больше верят увиденному («своими глазами»), чем услышанному или про­читанному. Зрительная информация легче воспри­нимается и лучше запоминается, позволяя как бы прочувствовать и пережить вместе с героями про­исходящее на экране.

Некоторые эксперты полагают, что именно до­машний экран способен действовать на человека на уровне подсознания, обеспечивая погружение людей в особую виртуальную реальность, суще­ственно отличную от действительной жизни. Дли­тельное пребывание у телеэкрана все чаще при­водит к специфическому виду психологической зависимости - телемании.

Еще раз обратимся к авторитету кинорежис­сера Ф. Феллини. По его словам, «с помощью гип­нотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действи­тельности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины - все постепенно угаса­ет под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности ». И это еще не предел всевластия телевидения. Во второй половине XX века известный американс­кий фантаст Р. Бредбери, хорошо знающий при­роду и тенденции развития западной цивилиза­ции, в романе «451 градус по Фаренгейту» пока­зал будущее общество, в котором людям запрещено не только проявлять чувства, фило­софствовать, иметь собственное мнение, но даже задумываться о чем-либо. Самый страшный по­рок в этом обществе - чтение книг. Все должны получать информацию и указания только с экра­на телевизора. За чтение книг и неисполнение те­левизионных указаний - смерть. Люди вроде бы имеют возможность смотреть новости, сериалы, развлекательные программы, смеяться. Но они - в концлагере обустроенном «колючей, проволо­кой» современных информационных технологий.

СМИ и молодежь. Известно, что особенно велико влияние СМИ на молодое поколение. Специалисты свидетель­ствуют: телевидение, видеотехника воздейству­ют на поведение молодых людей, их нравственные ценности и общесоциальные установки даже сильнее, чем столь авторитетный институт формиро­вания личности, как школа. Поэтому от содержа­ния, в частности, телевизионных передач и отно­шения к ним молодежи непосредственно зависит принципиальный облик гражданина России XXI века.

Многие российские эксперты в сфере образо­вания встревожены тем, что в последние годы зна­чительная часть школьников нашей страны уже не мыслит свое времяпровождение без просмотра телевизионных программ. Чтение книг, традици­онно считавшееся в России основным средством приобретения знаний и нравственного развития, отошло далеко на задний план. И в этом, благода­ря усилиям СМИ, мы успешно выполняем задачу «догнать и перегнать» американцев, пока еще занимающих первое место в мире по времени, про­водимому у телеэкранов и за компьютерными иг­рами. Как следствие, столь же успешно россий­ские школьники догоняют американских коллег по стереотипности мышления и уровню внушаемо­сти.

Как замечает известный московский журна­лист A.В. Минкин, в мире российского телевидения «нет справедливости, достоинства, ума... нет Бога, нет книг, нет человеческого языка и почти нет нормальных эмоций. А потому на­стоящий мир кажется подросткам тихим, се­рым и скучным, и они начинают раскрашивать его, нюхая и глотая, что попало ».

Специалисты выделяют три направления ин­формационной политики отечественных СМИ, способных отозваться губительными последстви­ями для сознания молодых россиян.

Первое направление связано с последовательной переориентацией молодежи с традиционного для России положительного героя на суперлич­ность западного образца. В качестве примера для подражания предлагается тот, кому в ходе побед­ного шествия к жизненной вершине, достижению превосходства над другими людьми муки совести и чувство сострадания только помеха. Засилье на телеэкранах и на книжных прилавках худших об­разцов западной массовой культуры подрывает выработанные веками стереотипы поведения, ос­лабляет сплоченность и единство народа, навязы­вает нашим гражданам нормы и принципы чуж­дой им морали, основанной на культе насилия, жестокости, бездуховности, эгоизма.

Показательны в этом отношении результаты проведенного в России исследования влияния дет­ских мультфильмов на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продук­ции такого рода зомбирует детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждеб­ность, агрессивность, индивидуализм, расчетли­вость. Тогда как отечественные мультфильмы, на­оборот, воспитывают доверие к людям, коллекти­визм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям.

Ко второму направлению принадлежат мате­риалы, направленные на дестабилизацию соци­альной преемственности поколений. Как подтвер­ждают исследования, отчуждение общества от позитивного исторического опыта - ныне одна из опасных особенностей построения информацион­ных потоков в российских СМИ. Не случайно Док­трина информационной безопасности РФ требует более широкого использования в воспитательной и пропагандистской работе, в том числе через СМИ, «культурного, духовно-нравственного на­следия, исторических традиций и норм обще­ственной жизни, с сохранением культурного до­стояния всех народов России ».

Третье направление, фактически являющееся следствием первых двух, связано с расширением масштабов девиантного поведения молодых лю­дей. В результате предлагаемых информационных воздействий общество все чаще сталкивается с такими явлениями среди молодежи, как ослаб­ление способности к самоконтролю за своим пове­дением, активизация иррациональной сферы со­знания, усиление садо-мазохистских наклонностей и т.д. Данные социологических исследований, про­веденных ИСПИ РАН, подтверждают наличие корреляционных связей между названными яв­лениями и возросшей интенсивностью информа­ционных потоков соответствующего содержания в СМИ. Есть прямая связь между преступностью на экране и на улице. Не случайно, как отмечают эксперты, приближение качества продукции российских СМИ к западным, в частности амери­канским, стандартам происходит прямо пропор­ционально росту и характеру преступности в России.

Согласно социологическим опросам, в совре­менной России более 50% школьников готовы до­быть деньги любым способом и свыше трети 15-летних школьников считают допустимыми во­ровство и рэкет. По данным Комитета РФ по де­лам молодежи, 6% молодых людей, то есть 2 млн. юных граждан, готовы совершить убийство, если им за это хорошо заплатят. Как отмечает прези­дент Российской социологической ассоциации В.И. Дробеньков, у нас в стране «происходит то­тальное приучение населения к антисоциально­му, антиправовому и антигуманному поведению, особенно в области трудовых отношений ». И в этой связи уместно обратиться к Доктрине ин­формационной безопасности РФ, настойчиво ра­тующей за «введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах мас­совой информации для проката программ, про­пагандирующих насилие и жестокость, антиоб­щественное поведение».

Общение, во все времена привлекавшее чело­века как средство спасения от своих внутренних проблем, в условиях господства СМИ и нараста­ния телемании оказалось односторонним и обрело обратную силу. Все более ощутимым становится феномен «одиночества человека в толпе ». Стре­мительно растет число людей, испытывающих патологический страх перед «другими», страх об­щения с окружающими, боязнь любой деятельно­сти на публике. Появилась новая болезнь - социофобия. Человек возвращается в свое одиночество, но уже в другом, до предела измененном состоя­нии.

По мнению специалистов, один из наиболее травмирующих факторов телевизионного влияния на психическое и физическое здоровье детей и подростков составляет содержание того, что они смотрят. Главным образом, это относится к наси­лию, в избытке, демонстрируемом по телевидению. Как показывают исследования, постоянный просмотр сцен насилия:

· притупляет чувствительность к агрессии;

· уменьшает значимость внутренних факто­ров, сдерживающих агрессию;

· увеличивает фактические проявления аг­рессивности в поведении;

· формирует образ социальной реальности, который может быть основой подобных действий.

Американские психологи провели обследование школьников Нью-Йорка и обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте предопределяет вероятность проявления агрессивности после 18 лет. Такие дети в дальнейшем не только чаще нарушали закон, но и прояв­ляли жестокость по отношению к своим женам и детям.

Отчет Национального института психического здоровья США содержит данные, согласно кото­рым к 16-летнему возрасту средний телевизион­ный зритель наблюдает около 13 000 убийств и множество других актов насилия. Накопленные впечатления почти неизбежно содействуют росту агрессивности, ведут к появлению и усилению проблем в межличностных отношениях. Нужно отметить, что средний 10-летний ребенок в США проводит больше времени перед телевизором, чем в классе, - около 30 ч в неделю. Российские подро­стки уже приближаются к этому показателю.

Защитные действия. Как обеспечить безопасность подрастающего поколения в современной пучине информацион­ного обвала и обмана? Назовем лишь некоторые рекомендации учителям и самим учащимся.

1) Бороться с чрезмерным увлечением уча­щимися телевидением необходимо так же серь­езно, как с тягой к наркотикам и игровым авто­матам. Телемания - опасная болезнь. А экран телевизора - далеко не единственный и уж со­
всем не лучший источник полезной для индиви­дуального развития информации. Нужное в жизни знание всегда многогранно и многока­нально. Для овладения им требуются сравнение, обобщение, выбор.

2) Помнить, что в России традиционно важней­шим источником самых глубоких и нужных для человека знаний была классическая литература. Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Шолохова и других российских писате­лей содержат бесценный, не имеющий аналогов в мире фонд духовности, нравственности, любви к Родине.

3) Противостоять не имеющей родства культу­ре «звезд» нужно, прежде всего, через возвраще­ние к традициям и обычаям своего народа, воспи­тание чувства гордости за национальную культу­ру и на этой основе уважения к культурным традициям разных стран и народов.

4) Не позволять телевидению и другим СМИ обращаться с собой как с безвольной куклой, ме­ханическим роботом. Ибо есть истина в утверж­дении тех, кто манипулирует нашим сознанием: мы обращаемся с людьми так, как они допускают обращаться с собой. Сталкиваясь с попытками ин­формационного внушения, следует помнить об этом и быть внутренне готовым противостоять подобному обращению.

5) Осознать предоставленное Конституцией РФ право на свободное получение объективной инфор­мации и активно бороться за это право путем посиль­ного личного участия, как того требует Доктрина ин­формационной безопасности РФ, в работе «обще­ственного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу ».

Ребенок впервые садится к телевизору, а по­том и становится зависимым от него, главным образом, в семье. Поэтому специалисты рекомен­дуют родителям школьников, прежде всего не только ограничивать просмотр подростками телепе­редач, но и следить за содержанием того, что их ребенок видит на экране. Нужно помочь детям от­личать фильмы и передачи высокого качества от телемакулатуры, формировать у них художе­ственный вкус. А еще лучше - смотреть телеви­зионные программы вместе с детьми и комменти­ровать их, помогая правильно оценивать и крити­чески относиться к увиденному. Не позволять им оставаться равнодушным к злу и страданиям, вы­зываемым актами насилия.

В свою очередь, задача школы состоит не толь­ко в том, чтобы обучить подростков правильному использованию возможностей видеоэкранных средств, но и в том, чтобы помочь их родителям осознать опасность бесконтрольного просмотра детьми телепередач и видеофильмов; научить родителей помогать своим детям в общении с те­левизором. Тема «Ребенок у телевизора» должна стать одной из самых востребованных в програм­мах «родительского университета».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: