Урок110-111
Преподаватель Асеева Д.В.
Дата класс: 6
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»
Цель: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине
Этапы урока | Ход урока | деятельность кадет |
Актуализация опорных знаний | Пейзаж – 1. Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам. | Устные ответы Делают записи |
Целеполагание | Постановка цели и задач | Формулируют цель |
Этап осмысления | Слово о художнике В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. Родился в семье художника. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у известных художников: Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками. Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных картин была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи Н.П.Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Работа с презентацией Картина «Зимний вечер» — самая известная работа Николая Крымова. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ Заполнение карты (Приложение) Есть пейзаж природы, городской пейзаж, а на картине Н. П. Крымова сельский пейзаж. Какие чувства вызвала у вас картина?(Чувство спокойствия, умиротворения и тепла). Что изображено на картине? (На этой картине художник запечатлел небольшую деревушку зимой, замёрзшую речку, лес, небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах, купол колокольни, местные жители). Скажите, а что или кто ещё есть на этой картине? (Люди, животные (лошади). - Что-то особенное в картине, в чём оно выражается? (Картина пронизана движением). - Правильно вы всё сказали: лошади едут, люди идут, свет горит. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой. В чем особенность построения картины? Где находится художник? Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».) Передний план Что мы видим на переднем плане? Опишите. (На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку). Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане?(В них мы можем угадать деревенскую детвору). Средний план А что мы видим на среднем плане?Равнина, на которой расположено село.Над заснеженной, раскинулось, засыпающее небо. Укутана, снежным ковром. Небольшие холмы,покрыты тенью. Маленькие кустики, из-под снега. По заснеженной просёлочной дороге. Черточки –тропки, спешащие домой. (На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей). Задний план Что художник изобразил на заднем плане? (На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес). Какого цвета на картине деревья и дома? (Они выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет). Небо Небо на картине одного цвета?(Нет, оно светлое, зеленовато-желтое). Каким изобразил художник небо в предвечерний час? Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок. Какие словосочетания вы можете составить со словом небо?(Небо низкое, чистое.). Золотистое, ленивое, вольное, спокойное, таинственное. Раскинулось, засыпающее. В лучах заходящего солнца. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Деревушка На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. Домики Маленькая деревня (окраина деревни), шапки снега. Огонёк мерцает, тёплый, желтоватый, зовёт домой, золотистый. А что мы видим слева, немного в отдалении от жилых построек?(Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни). Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего является купол церкви?(Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью). Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? Деревья Тёмные, сонные, смирные, огромные, великаны, стражи. За деревушкой нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца. Справа видна могучая сосна с искривлёнными ветками и пышной кроной. Слева, вдали, виднеется густой лиственный лес, а в центре картины – высокие куполообразные деревья рыжевато-коричневого цвета, который они приобретают от лучей заходящего солнца. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой,серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета:рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла. - Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом» Какие же чувства, настроение навеяла увиденная картина? (От увиденного на картине чувство доброты, покоя, гармонии с природой, чувство умиротворения, ощущение выполненной работы, не зря прожитого дня). Этот пейзаж вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега. Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя.Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца Обогащение словарного запаса Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. Используйте синонимы из рамки на стр. 29 (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.) Словарный диктант Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской природы… Изобразил, сумел передать, передаёт, воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает. Подчёркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину… Картина, полотно, холст, пейзаж… Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, даёт возможность… Вызывает впечатление, передаёт ощущение (чего?), вся пронизана (чем?), звучит как (что? гимн красоте и т.п.), доставляет зрителю (что? радость и т.п.), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу (каких?) картин… На переднем плане мы видим (показаны)… Вдали (на заднем плане, в глубине картины) тянется (виднеется, расстилается, показываются)… Вид (чего?) представляет собой (какое?) зрелище... Составление плана сочинения – описания. Примерный план. 1. Вступление О чем можно рассказать во вступлении? Как начать? Учитель:помните, вступление должно быть небольшим, но эмоциональным. Прочитав начало, читатель должен заинтересоваться дальнейшим прочтением всей работы. Н .П. Крымов - художник-пейзажист. Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. На переднем плане картины мы видим Главное место отводится основной части. В ней четко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения. II. Основная часть. Зима в изображении художника: А) передний план: снег; замёрзшая речка. Б) центр картины: тонкая тропинка, протоптанная в сугробах, вереница людей. В) особенности заднего плана: небо; зимняя деревушка; лес. Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался); На фоне…(выделяются, показаны). III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Варианты заключения. («От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».) | Слушают Делают записи В течение урока заполняют карту Устные ответы Делают записи Устные ответы Делают записи Работа в тетрадях и у доски Составляют план |
Этап первичного закрепления | А закончить наш урок мне хотелось бы словами А.А. Пластова: «Я люблю нашу жизнь... Даже обыкновенные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать». Написание чернового и чистового вариантов сочинения | Аналитическая работа Работа над сочинением |
Подведение итогов. Рефлексия | Беседа по вопросам | Устные ответы |
Домашнее задание | Параграф 63, упр. 363 – письменно, упр. 361 – устно. | записывают |
|
|
|
Рабочая карта