Тема 1. Философия, круг ее проблем и функции
Предмет философии и круг ее проблем.
Вечные вопросы философии: мир и человек, бытие и сознание. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Природа философских проблем. Структура философского познания.
Функции философии. Философское мировоззрение. Философия и культура. Философия и наука (в том числе и педагогика). Философия и искусство. Философия и политика. Философия в изменяющемся мире.
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2. Философия Древнего мира.
Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство). Философия Индии (санкхья, йога, веданта, буддизм).
Античная философия,ее вклад в постановку и решение философских проблем. Основные черты античной философии. Милетская школа: школа элеатов, натурфилософия Гераклита; философия Сократа: учение о человеке и диалектика; учение Платона об идеях, модель идеального государства. Аристотель: отделение естественно-научного знания от философии; логика и политическая философия. Этика Аристотеля. Аристотель и религиозная философия средневековья.
Тема 3. Философия Средневековья.
Христианская догматика и философская мысль. Влияние античной философии на философию Средних веков. Бог, человек и мир в христианской философии. Патристика. Личность и учение Аврелия Августина. Схоластика. Номинализм и реализм. Проблема взаимоотношения знания и веры. Философский синтез Фомы Аквинского.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Э.Роттердамский, Б.Телезио). Утверждение натурфилософской ориентации (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование научной картины мира.
|
Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин), реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н.Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Тема 5. Философия Нового времени
Философия и научная революция XVII века. Проблема метода познания в философии (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Понятие субстанции в философии XVII-XVIII вв. Проблема человека в философии Просвещения. Развитие идей воспитания (Д.Локк, Ж.Руссо, К.Гельвеций). Становление педагогики (Я.Коменский и др.).
Классическая немецкая философия. Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Г.Лейбниц. Философия И.Канта. Наука и нравственность. Философия Шеллинга. Философская концепция Гегеля. Учение о диалектике. Антропологический материализм и гуманизм Л.Фейербаха.
Философия XIX века. Кризис классической философии в середине XIX века и появление новых философских направлений (позитивизм, марксизм, философия жизни).
Тема 6. Русская философия
Философская мысль в России и французское просвещение. Русская философия XIXвека (П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы, А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский). Философия народничества (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский). Религиозная философия конца XIX – начала XX веков (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Ф. Лосев).
|
Тема 7. Философия XX века
Новые реалии XX века и философская мысль. Критический анализ классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм).
Отношение к разуму и науке в XX в. Возникновение и этапы развития позитивизма (О.Конт, эмпириокритицизм, пост-позитивизм). Становление новой картины мира и философия XX века. Сциентизм и антисциентзм. Технократизм в концепциях индустриального, технотронного и информационного общества. Прагматизм, прагматизм и педагогика. Д.Дьюи.
Проблемы человека в философии экзистенциализма. К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. Экзистенциализм и педагогика. Психоанализ З.Фрейда и его философские аспекты.
Проблема знания и языка в философии ХХ века: аналитическая философия (Б.Рассел, Л.Витгенштейн), герменевтика, феноменология.
РАЗДЕЛ III
ОНТОЛОГИЯ
Тема 8. Проблема бытия в философии
Бытие как исходная категория философского понимания мира. Бытие мира как основа и предпосылка его единства.
Основные формы бытия. Бытие природы, человека в мире природы, специфика человеческого бытия, бытие материального и идеального. Сознание и бессознательное. Социальное бытие.
Проблема субстанции. Монизм и дуализм, плюрализм. Формирование понятия материи. Философская и научная картины мира. Космос и хаос. Современная наука о самоорганизации материи. Связь различных уровней организации материи.
Тема 9. Движение, пространство, время
Движение. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность. Основные формы движения, их соотношение. Современная наука о классификации форм движения. Материя и движение. Движение и развитие. Диалектика.
|
Пространство и время; специфика и взаимосвязь. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой и живой природе, обществе.
Тема 10. Учение о развитии
Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм.
Категории, принципы и законы развития. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Самоорганизация. Изменение, движение, развитие. Всеобщая связь и взаимная обусловленность явлений. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании. Синергетика как новое понимание детерминизма.
РАЗДЕЛ IV