Об употреблении спиртных напитков верующими




Не так давно пастор одной из церквей сказал члену своей церкви, только недавно принявшему водное крещение, (то есть еще духовному младенцу), что Библия не запрещает верующим употреблять спиртные напитки. После чего этот член церкви, мой хороший знакомый, начал пить так, как он это делал когда был неверующим. Пить так, как это делается в России со всеми вытекающими последствиями. Это событие побудило меня написать статью. Я твердо уверен, что если Бог посылал народам пьянство в качестве наказания, то верующим уж точно употребление спиртных напитков будет не на пользу. Многие, читая места из Писания о вине и его употреблении, считают, что Библия даёт нам право пить вино и другие крепкие напитки, но в меру, «не упиваясь». Чтобы правильно понять, что же говорит Бог по этому поводу, надо исследовать эти места Священного Писания в их историческом контексте.

Как пили вино раньше и для чего?

Как известно из истории, раньше вино употребляли и именно как спиртной напиток и просто как дополнение к пищи. Читая Библию, мы увидим то же. Но, говоря об употреблении вина, мы должны сделать некоторое отступление о том, когда и какое вино пили. Дело в том, что в природе, особенно в южных странах, очень мало воды, которую можно пить сразу, черпая из источника. В Библии она даже называется живой водой. Остальная вода требовала обязательного обеззараживания. Самый простой и доступный метод и до сегодняшнего дня — кипячение. Но дело в том, что если все время пить кипяченую воду, то нарушается микрофлора кишечника, и может развиться дисбактериоз. Если добавить в воду небольшое количество вина, (примерно восьмую часть), то в организм человека попадет достаточное число органических веществ, которые избавят от этой неприятной болезни. При этом вы получите напиток, хорошо утоляющий жажду, крепость которого будет чуть больше одного градуса, что никак не будет влиять на ваше состояние. Если же крепость будет выше, то этот напиток будет хуже утолять жажду, и при этом будет влиять на ваше мировосприятие, вы опьянеете. Вывод о том, что вино для питья разбавляли в достаточно больших пропорциях можно сделать из того, что его давали детям и даже младенцам (Плач.2:11,12). Понятно, что ни один нормальный человек не будет давать младенцу хмельной напиток.

Кроме этого, в Библии есть еще места, где написано, что вино следует пить разбавленным:

«1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу» (Прит.9:1,2).

(Обратите внимание: не долила воды в вино, но наоборот растворила вино в воде.)

Но почему именно вино? Разве нельзя использовать сок или какой-нибудь другой напиток? Дело в том, что изготовление вина в то время было единственным доступным способом сохранения виноградного сока - сохранения не только долговременного, но при котором не уничтожаются витамины и полезные вещества. Но мы не должны забывать о том, что хотя вино использовалось повсеместно, употреблялось оно в разбавленном виде1. Исследователи древности говорят о том, что вино на празднествах разбавлялось как минимум 1:2 или 1:4, а для питья даже до 1:122. Известно, что в Спарте специально напаивали рабов, чтобы показать молодым, насколько это состояние позорно3. К сожалению, сейчас отношение к спиртному несколько изменилось. Если раньше употребление неразбавленного вина осуждалось, (например, Александра Македонского осуждали за то, что он пил вино неразбавленным), то сейчас вино пьют в чистом виде. По меркам древних, современные люди - это общество презренных алкоголиков, а уж о России и говорить нечего. Таким образом, войдя в исторический контекст, нам будет легче понять, как верующим относиться к спиртным напиткам.

Что говорит Библия об употреблении вина? Читая Библию, как мы уже упоминали, встречаем места Писания, в которых говорится о том, что люди пьют вино, и это не осуждается Библией. Например, Иисус Христос употреблял вино, и ученики Его тоже были вместе с Ним.

Но вместе с этим, Библия говорит о том, что если кто-то хочет угодить Богу, например, назорей, то не только вина, но и даже плодов винограда не должен употреблять. Думается, Бог оставил это повеление, потому что знает греховное сердце человека, которое может найти себе лазейку для греха. И Господь закрыл эту дверь наглухо так, чтобы у людей даже не было повода смотреть в эту сторону. Запрещалось пить вино и сикеру царям и князьям, чтобы избежать неправедного суда. Дело в том, что слова сильных мира сего весят и стоят очень дорого. Одно слово может погубить или помиловать человека. За слово царя может потом расплачиваться все государство, бесконечно воюя с оскорбленными соседями.

«4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру,

5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Прит.31:4,5).

Запрещалось пить священникам во время служения, потому что, выпив вина, они могли совершить ошибку, и в результате этого погибнуть.

«8 И сказал Господь Аарону, говоря:

9 вина и крепких напитков не пей, ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши,

10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:8-10).

Употребление вина осуждается в притчах царя Соломона, он даже прямо предостерегает против этого и описывает последствия:

«29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? 30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного. 31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 35 [И скажешь]: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Прит.23:29-35).

Вот первое описание зависимого человека.

Все эти слова актуальны до сих пор, как и все, что сказано в Библии.

Говоря об актуальности Библии, ее безошибочности и непогрешимости, мы сталкиваемся, на первый взгляд, со сложной проблемой истолкования мест Писания в которых прямо сказано о том, что есть случаи, когда нужно пить вино и даже сикеру, то есть крепкие спиртные напитки.

Давайте рассмотрим эти места Писания подробнее:

«6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;

7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит.31:6,7).

Дайте сикеру погибающему. Мы, например, даем наркотики людям, страдающим от рака, мы их даем, тем кто испытывает тяжелые физические страдания для того чтобы снять болевой шок. Крепкие спиртные напитки обезболивают. Во время Великой Отечественной войны перед операцией раненым давали в качестве обезболивающего средства спирт. В данном случае речь идет о людях, умирающих в муках. То же касается и огорченных душой. Никто не будет спорить, что душевные муки ничуть не меньше физических, а порой даже сильнее. В этом состоянии человек сосредоточен только на себе и своей проблеме, из которой не видит выхода. Если человек, например, решился на самоубийство или находится в депрессии, не хочет употреблять пищу, не хочет двигаться, потерял интерес к жизни, то ясно, что его надо отвлечь от трагических мыслей и вернуть к жизни. В наше время в этих случаях рекомендуют давать антидепрессанты. В книге Притч предлагается напоить человека, чтобы у него снялся душевный ступор, заработали мысли, чтобы он мог выговориться, выплакаться. При этом немного притупляется душевная боль, и человек может видеть не только себя, но и окружающий мир. Но алкоголем нельзя злоупотреблять. Мы знаем множество примеров, когда людям нравилась такого вида помощь, и они, прибегая к ней слишком часто, становились алкоголиками. Дело в том, что люди связывают чувство облегчения, которое они получали, не с тем, что они выговорились, выплакались и поделились своими печалями с другими, при этом получив поддержку, а с принятием при этом спиртного, которое немного притупило душевные страдания.

Что же, неужели теперь мы можем принимать спиртное в любое время, оправдав себя страданиями души, и пить «горькую» сколько угодно? Конечно же, нет. Ни в коем случае! Вышеназванный рецепт, особенно касающийся духовной части, верен только для неверующих людей, которые не воспринимают духовного врача — Бога. Люди же, верующие, имеющие упование на Бога, понимают, что Бог не дает страданий сверх сил, и все, что происходит - все для их блага. Такие люди уповают на Бога, и депрессия их не коснется. Возьмите пример с Иова. Когда он лишился всего, его реакцией было доверие Богу.

«21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).

Более того, когда Иов страдал от физической боли, он не заливал свою боль «горькой», хоть и роптал на Бога, но не обезболивал себя и не терял рассудок. Для верующих людей только Бог - единственный всемогущий врач, который, кстати, может врачевать и через людей.

Если вы посмотрите историю христианства, то увидите массу примеров, когда верующие люди, черпая силы у Бога, стойко переносили самые различные страдания. У нас есть Бог, Он - наш защитник, мы не можем искать забытья в алкоголе. Последнее, кстати, является как минимум оскорблением Бога, поскольку мы предпочитаем действенной помощи Бога сомнительное удовольствие алкогольного забытья.

Таким образом, это место Писания говорит о том, что спиртные напитки можно применять только в медицинских целях, то есть, переводя на современный язык, речь идет о спиртосодержащих лекарствах. Эта рекомендация, однако, не оправдывает прием спиртного для «профилактики». Например, стопками валерьянку врачи не назначают.

Часто приводят для оправдания употребления спиртных напитков то, что Иисус Христос Сам употреблял вино, и вместе с Ним пили Его ученики. Да, это было, но опять же они пили разведенное вино. Фарисеи ставили Иисусу Христу в вину, что Он пил вино, да еще в общении с мытарями и грешниками. Но мы знаем, что в этих общениях Иисус проповедовал, учил, и после этих общений люди менялись, духовно рождались. Вино в этих общениях употреблялось не для того чтобы захмелеть, а для того чтобы запить пищу. Дело в том, что Христа сравнивали с Иоанном, который вообще не употреблял вина и, более того, питался только медом и акридами, то есть тем, что давал ему Бог. Он старался как можно меньше зависеть от мира и держал себя даже строже, чем назорей. По сравнению с ним, Иисус Христос вел себя более свободно.

Возможно, мы сейчас не спорили бы об употреблении вина, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что Иисус Христос дал позволение пить вино только тогда, когда мы принимаем причастие.

«25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25).

Более того Слово Божие предупреждает, что если это делать недостойно, то Бог будет наказывать болезнями и даже смертью.

«29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30).

Думаю, после этих слов вопрос о вине вообще не должен подниматься. Хотя в Новом Завете есть еще места, которые некоторые трактуют, как позволение к употреблению вина. Например, для профилактики болезней:

«23 Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23).

Если смотреть непредвзято, то это место говорит о том, что в практике ранней церкви вообще не было принято пить вино. То есть Тимофей до этого вино не пил, кроме причастия, но как мы уже говорили ранее, использование только кипяченой воды может привести к проблемам с желудком, что, возможно и произошло у Тимофея, хотя совсем необязательно, могло быть и что-либо другое. Это высказывание Павла говорит о том, что в кругу верующих в повседневной жизни вино не употреблялось. Но позволение Павла говорит лишь о том, что можно употреблять спиртосодержащие лекарства в небольших количествах, для лечения.

Или еще одно место приводят в оправдание ограниченного пития.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

(Еф.5:17-21)

Вырывая слова из контекста, говорят, что упиваться нельзя, но в меру пить можно. То есть пить, но не упиваться. Но разве об этом говорит Павел? Он здесь противопоставляет жизнь мирскую жизни духовной. В восемнадцатом стихе апостол Павел говорит о том, что надо делать вместо употребления вина. Если раньше пили вино, то теперь исполняйтесь Духом. И дальше описывает, как это делать: назидая себя псалмами, славословиями, песнопениями духовными, благодаря за все Бога и повинуясь друг другу в страхе Божием. То время, которое вы тратили на бессмысленные развлечения и удовольствия, теперь посвятите Богу. Это сделает вас духовно сильнее. Фактически здесь вообще запрет на принятие вина.

Кроме вышесказанного, в пользу неупотребления спиртных напитков есть место Писания, где апостол Петр говорит о статусе верующих.

«9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. 11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:9-12).

Мы – верующие, царственное священство, народ святой. Мы – верующие, священники Царя Царей, призванные показывать в себе святость Божью. Мы – верующие, если хотите, цари священников, наивысшее священство в смысле святости. Если не рожденным свыше священникам запрещалось пить во время их служения, то тем более нельзя делать этого нам. Слово Божие говорит, чтобы мы все делали, как для Господа, то есть абсолютно все - с утра и до утра наша задача славить Бога. Я не вижу в этом промежутке времени ни одного мгновения для принятия спиртного, которое хотим мы этого или не хотим, заставит нас сделать что-то противное Богу. Мы живем в греховной плоти, и при даже небольшом принятии спиртного, она начинает показывать свой уродливый вид.

Таким образом, изучив эти места из Писания, можно с уверенностью сказать, что для христиан принятие спиртных напитков возможно в очень небольших дозах только в двух случаях: это участие в причастии и при принятии спиртосодержащих лекарств. Во всех остальных случаях Слово Божие нам права такого не дает.

 

1.wikipedia.org/wiki/Вино_в_Древнем_Риме

2 rosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=2&id_page=38&id_article=455

3 Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б. Знаменитые греки и римляне. СПб.: Эпоха, 1993. С. 28, 33.

Босов Владимир



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: