Индивидуальное задание
Тема:
"Понятие и классификация
административно-правовых отношений"
Выполнила:
Михальчук Оксана Владимировна
Направление «Менеджмент»
2 курс группа 11
Ст. преподаватель Гордеева Е.В.
Зачётная книжка № 140123
Одесса - 2016
Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
Любая отрасль украинского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву – регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.
Административно-правовые отношения - это результат влияния административно-правовых норм на поведение субъектов сферы государственного управления, в результате которого между ними возникают стали правовые связи государственно-властного характера. Таким образом, административно-правовая норма содержит абстрактную конструкцию административно-правового отношения. Сущность такой конструкции заключается в том, что норма от имени государства определяет надлежащее поведение каждого из своих адресатов. Она устанавливает обязательные правила, по которым происходит "общение". Эти правила формулируются в виде взаимных прав и обязанностей.
С момента вступления такой нормы в силу отношения между сторонами строятся в рамках ее предписаний. Если к моменту принятия нормы (вступление нормой силы) управленческих связей между ними не существовало, то они формируются. Если же такие связи существовали, то они, во-первых, упорядочиваются, как того требует норма, во-вторых, приобретают характер юридических связей или правовых отношений. Поскольку речь идет об административно-правовых нормах, то эти юридические связи будут административно-правовыми отношениями.
|
Административно-правовые отношения всегда имеют государственно-властный характер, то есть один из субъектов всегда наделен государством властными полномочиями относительно других участников административно-правовых отношений.
Возникновение административно-правовых отношений - это, по сути, объективизация общей управленческой воли государства в реальном поведении конкретных субъектов. Данный процесс состоит из трех последовательно осуществляемых этапов.
1) Определяется необходимость (целесообразность) и возможность установки конкретного административно-правового отношения;
2) Создается соответствующая юридическая конструкция, своеобразный абстрактный макет (склад) административного правоотношения. Закрепляется определенная абстракция в административно-правовых нормах. Например, нормы Закона Украины от 26 июня 1992 p. "О чрезвычайном положении" содержат достаточное количество абстракций, которые могут сформировать правоотношения только при определенных обстоятельствах (введение чрезвычайного положения);
3) Это реализация норм и, как следствие, возникновения устойчивых, государственно-властных правовых связей между адресатами норм, т.е. административно-правовых отношений.
|
Возникают (изменяются и прекращаются) административные правоотношения при наступлении конкретных жизненных обстоятельств, которые принято называть юридическими фактами. Они квалифицируются как юридические, поскольку предусмотренные в административно-правовых нормах (прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции или санкции).
Например, Закон Украины "О защите прав потребителей» содержит норму, согласно которой Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей и его органы имеют право запрещать хозяйствующим субъектам реализацию потребителям товаров, которые ввезены на территорию Украины без документов, подтверждающих их надлежащее качество. Здесь юридическим фактом будет факт завоза на территорию Украины потребительских товаров без соответствующих документов. В случае его возникновения органы государственного управления реализуют свое право на запрет продажи таких товаров.
Закон Украины "О дорожном движении" от 10 ноября 1994 p. содержит норму, согласно которой каждый гражданин, не имеющий медицинских противопоказаний, может в установлено м порядке получить право на управление мототранспортными средствами и мотоколясками - за достижения 16 лет автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более 8 пассажиров) - с 18 лет; автобусами и груз ними автомобилями, оборудованными для перевозки более 8 пассажиров - с 19 лет. В данном случае юридическим фактом будет достижение соответствующего возраста. С наступлением юридического факта гражданин приобретает субъективного права, которого раньше не было.
|
Диспозиция обязывающей или уполномочивающей административно-правовой нормы предписывает, каким может и по должна быть поведение активной стороны. Действия лиц, осуществляемые в соответствии с предписаниями диспозиции нормы, т.е. действия, которые представляют собой реализацию прав и обязанностей, являются юридическими фактами. Итак, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.
Нередко нормы права связывают юридические последствия не только с наличием того или иного обстоятельства, но и с ее от сути. Так, получение права на управление транспорт ними средствами обусловлено не только наступлением соответствующего возраста, но и отсутствием медицинских противопоказаний (физических недостатков и заболеваний). Сюда же входят невыполнения обязательств. Так, невыполнение гражданином обязанности перерегистрации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия является юридическим фактом и влечет административную ответственность по ст. 192 КоАП Украины; невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей влечет административную ответственность по ст. 184 КоАП.
Очень часто для возникновения правоотношения требуется совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий. К примеру, для получения права на управление транспорт ним средством необходимо наличие таких юридических фактов: наступления соответствующего возраста, отсутствие медицинских противопоказаний, подготовка в соответствующем учебном заведении (или самоподготовка по соответствующей программе) получения соответствующего удостоверения.
Юридические факты можно классифицировать по различным критериям:
1. По наступившими последствиями, юридические факты делятся на:
а) правообразующие - правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений, например, совершение административных право нарушений.
б)правоизменяющие - правоизменяющие факты изменяют существующие правоотношения. Так, признание за правонарушителем невозможности уплатить штраф может привести к вынесению постановления о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество правонарушителя (ст. 308 КоАП). Такой юридический факт (вынесения постановления) изменяет содержание административных правоотношений между сторонами, хотя правоотношения сохраняются.
в) правопрекращающие - правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Такими являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнение юридического обязательства. Например, уплата правонарушителем штрафа (исполнение постановления о наложении взыскания) прекращает административно-деликтные отношения, возникшие в связи с совершением правонарушения.
2. Зависимости от наличия или отсутствия связи факта с волей субъекта их разделяют на действия и события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта и делятся на действия правомерные и неправомерные.
Правомерны действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Примером таких правомерных действий, которые расцениваются нормами как юридические факты, являются: обращения предприятия, создаваемого за регистрацией; представления проекта на экспертизу и т.д.. Важным видом правомерных действий является индивидуальные правовые акты органов государственного управления, т.е. акты, относящиеся к конкретному адресату и делу. Прямое следствие принятия таких актов - возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Так, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия нарушают требования административно-правовых норм. Для сферы государственного управления наиболее характерным видом неправомерных действий является различные правонарушения. Юридическим фактом этой же категории есть неправомерное бездействие. Например, бездействие, следствием которого стало невыполнение законных требований прокурора, принадлежит к юридическим фактам, которые влекут за собой возникновение административно-деликтных отношений (ст. 185 КоАП).
Административно-правовые отношения характеризуются следующими особенностями:
1. Административно-правовые отношения складываются преимущественно в особой сфере общественной жизни - сфере государственного управления. Здесь нужно подчеркнуть, что они вы возникают в связи с осуществлением органами государственного управления своих управленческих функций, то есть в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
2. Административные правоотношения возникают в случае обязательного участия соответствующего органа государственного управления или другого носителя полномочий государственно-властного характера.
Итак, для этих отношений характерна наличие обязательного субъекта с государственно-властными полномочиями, субъекта исполнительно-распорядительной деятельности. Эта особенность административных правоотношений прямо вытекает из властной природы государственного управления.
3. Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Однако, согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения. Административные правоотношения могут возникать вопреки желанию второй стороны. Данная особенность не вытекает из тех обстоятельств, что одна из сторон наделена властными полномочиями (например, министерство), а вторая - может не иметь (гражданин).
В случае обращения гражданина в министерство, последнее, независимо от своего "желание", обязано на такое обращение отреагировать и решить дело гражданина.
Аналогичный выглядит ситуация и в том случае, когда второй стороной является не гражданин, а нижестоящий орган управления, предприятие, учреждение, организация. Понятно, что органы управления имеют право порождать административные правоотношения в одностороннем порядке, руководствуясь интересами государства и задачами, стоящими перед ними. Таким образом, административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон без согласия другой.
4. Споры, возникающие между сторонами административных правоотношений, как правило, решаются во внесудебном порядке, то есть путем прямого юридически властного распоряжения правомочного органа.
5. Если участник административно-правовых отношений нарушает требования норм административного права, то он ответственен перед государством в лице его органа.
Нарушение норм административного права означает посягательство на интересы государства.
Перечисленные особенности административных правоотношений позволяют сделать вывод о том, что не любые общественные отношения в сфере государственного управления входят в круг административно-правовых. Такими относи нами прежде всего является, возникающие "в связи" и "по поводу" практической реализации задач и функций государственного управления и исполнительной власти в частности.
Виды административно-правовых отношений. Существует несколько критериев классификации административных правоотношений.
В зависимости от выполняемых функций они делятся на:
а) регулятивные; к регулятивных относятся те, которые связаны с реализацией положительных задач государственного управления. Это организация работы аппарата управления, руководство ниже структурами, удовлетворения запросов граждан и т.п..
б) правоохранительные; наиболее известный вид правоохранительных отношений - отношения административно-деликтные. К ним относятся отношения, которые являются связями по поводу ответственности за административные проступки. Они возникают между правонарушителем и правоприменительным органом (его должностным лицом). Эти отношения также имеют организующее значение. Оно заключается в том, что из-за принятия мер воздействия, предусмотренных административно-правовой нормой, орган государственного управления (то есть государство) стремится юридическими средствами обеспечить надлежащую (правомерное) поведение человека.
Административно-правовые отношения могут иметь место:
1. между органами государственного управления;
2. между органами государственного управления и органами общественных организаций;
3. между органами государственного управления и гражданами.
По составу участников выделяют:
1) отношения между главой государства - Президентом Украины и всей системой государственного управления вообще и исполнительной власти в частности;
2) отношения между высшим органом исполнительной власти, которым по Конституции Украины (ст. 113) является Кабинет Министров Украины, и всей системой государственного управления вообще и исполнительной власти в частности;
3) отношения между органами государственной власти одного иерархического уровня (министерствами, комитетами, районными государственными администрациями и т.д.);
4) отношения между органами государственной власти различного иерархического уровня (областная государственная администрация - районная государственная администрация);
5) отношения между органами исполнительной власти и органами государственного управления, статусом органа исполнительной власти не наделены (министерство транспорта - отделение железной дороги);
6) отношения между управленческими структурами государства и органами местного самоуправления (районная государственная администрация - исполнительный комитет городского совета);
7) отношений между органами государственного управления и структурами самоорганизации населения, объединениями граждан, включая профессиональные союзы, негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями;
8) отношения между органами государственного управления и лицом (гражданами, лицами без гражданства, иностранцами).
Зависимости от отраслевой принадлежности выделяют:
а) материальные административные правоотношения;
Материальные правоотношения - это отношения пассивного типа. Они выражают статическую функцию права. Такие отношения складываются на основе запретных административно-правовых норм, то есть норм материальных. Отношения такого типа, возникнув однажды, могут длительное время оставаться "неподвижными", статическими. Так, отношения между гражданином, который получил право на льготы, и органом государственного управления, который предоставляет эти льготы, будут находиться в статичном состоянии (оставаться материальными) до тех пор, пока гражданин не сочтет нужным реализовать данное право.
б) процессуальные административные правоотношения.
Процессуальные отношения - это отношения активного типа. Они выражают динамическую функцию права. Для их возникновения требуется процессуальная норма. Такие отношения постоянно находятся в развитии, то есть являются динамическими. Как правило, они состоят в процессе решения управленческих дел (например, дел об административных право нарушениях).
В зависимости от содержания выделяют:
а) отношения в сфере общего управления (управленческая сфера Кабинета Министров, областной государственной администрации)
б) в сфере отраслевого управления (управленческая сфера отраслевых органов государственного управления)
в) в сфере межотраслевого управления (управленческая сфера межотраслевых органов государственного управления).
По видам деятельности административно-правовые отношения делятся на те, которые возникают в:
- отрасли экономики
- социально-культурной сфере
- административно-политической сфере.
Административно-правовые отношения делятся на функциональные и территориальные; внутренние и внешние; имущественные и неимущественные; такие, которые защищаются в административном порядке, и такие, которые защищаются в судебном порядке; субординации и координации;
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Литература:
1. Кодекс Украины об административных нарушениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 1999 года). Харьков, «Одиссей», 1999год.
2. Битяк Ю.П., Зуй.В.В Административное право Украины (общая часть). Учебное пособие. Харьков. Одиссей, 1999г, с.95- 103