ГАОУ ВПО
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Выпускная работа
По метапредметному курсу
«УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»
В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Подготовка участников конкурсных метапредметных испытаний»
Слушатели
Мухайлова Нина Ивановна
Дускаева Светлана Рифнуровна
Азмагулова Гульчачак Хасановна
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
образовательных технологий
высшей школы ПГНИУ
Губайдуллин Радик Азгамович
Пермь, 2017
Введение
Сотрудничество – это способность человека осуществлять совместную деятельность (трудиться совместно). Оно позволяет людям решать задачи по масштабу затрат, сложности, трудоемкости превышающие возможности одного индивида. Также способность к сотрудничеству является одним из результатов общего образования.
В современном мире способность действовать в команде, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.
Поэтому задача современного учителя состоит в том, чтобы помимо предметных знаний ученик получил и жизненный опыт, овладел способами деятельности. Умел организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Описание образовательной практики
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Результат |
1 час 2 час | Вводное занятие | Познакомили с понятием «учебное сотрудничество», с правилами учебного сотрудничества. Обсудили такие понятия как «группа», «команда», «тезис», «антитезис», «аргумент», «контраргумент». Объяснили механизм рассуждения, выстраивания своего выступления в команде. | Понимание механизма работы в группе. Понимание структуры выступления |
Формирование групп | Игры на формирование группы | Пройти процесс формирования – стали командой: образовались 2 группы по 3 человека. Каждая группа придумала название, девиз. Выбрали лидера. | |
3 -5 час | Тренинговые упражнения, направленные на развитие умения находить аргументы к тезисам | Из набора тезисов команды выбирали один на каждое занятие. 1. Мобильный телефон нужен каждому? 2. Телевизор смотреть полезно? 3. Книги ил компьютер: кто победит в будущем? Первой группе было дано задание: найти 3 аргумента «за». Ребята 2 группы готовили контраргументы к данному тезису. В течение 10 минут в группе каждый участник предъявлял свои аргументы к данному тезису. Затем они обсуждали и выбирали наиболее сильные аргументы. При этом они могли пользоваться интернетом. После этого лидер группы начинал выступление. Они отстаивали свою точку зрения перед другой группой и перед учителем. Было выбрано три эксперта, помощники учителя, которые оценивали выступление групп по критериям. В ходе занятий развивалось умение организовывать учебное сотрудничество как со сверстниками так и с учителем. | В ходе занятий ребята научились аргументировать и отстаивать свою точку зрения внутри группы и перед оппонентами. Для них характерно было сотрудничество, когда они достигали своих целей за счет совместной деятельности друг с другом и компромисс, когда все участники группы достигали своих целей за счет частичных уступок друг другу. |
6 час | Испытание | ТЗ.Будущее гаджетов «Разнообразие гаджетов, окружающих любого современного человека, все время растет. USB-холодильник, спортивные часы, портативный глюкометр, смартфон,…список каждый может продолжить. Обычный человек часто не в состоянии разобраться во всех этих новинках. Разнообразие гаджетов в будущем будет увеличиваться или на смену узкоспециализированным гаджетам придут гаджеты-универсалы, которые будут выполнять много функций?» В течение 20 минут группы обсуждали будущее гаджетов. Первая группа подбирала аргументы к тезису «Разнообразие гаджетов в будущем будет увеличиваться». Вторая группа - на смену узкоспециализированным гаджетам придут гаджеты-универсалы, которые будут выполнять много функций» Остальные ребята и учитель выступления оценивали по критериям. В итоге победила вторая группа, которая отстаивала точку зрения гаджетов-универсалов. | На этом этапе мы увидели уровень сформированности группы и умение отстаивать свое мнение перед оппонентами в лице сверстников и учителя. |
7 час | Рефлексия | Провели анкетирование. Были заданы такие вопросы: 1) понравилось ли вам участие в курсе «УС»? 2) что конкретно вам понравилось (не понравилось? 3) хотели ли бы вы участвовать в дальнейшем в таких мероприятиях, в метапредметной олимпиаде? | В результате 100% ребят сказали, что такой курс им понравился. понравилось работать в команде – 10 чел было интересно – 12 занимательно – 3 было весело и можно просто посидеть – 1 интересно, потому что активно участвовал – 2 соревноваться между командами – 10 интересно, потому что надо было доказать- 5 100% утвердительно. |
Выводы:
Учебное сотрудничество означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. Конечно тех занятий, которые мы провели в качестве апробации, мало. И основные аспекта способности к учебному сотрудничеству, такие как формирование группы, поиск и принятие группового решения, предъявление группового решения, пока решены частично. Чтобы осознать всю важность этой деятельности нужно больше времени.