Краткая характеристика и структура ПФИ.




Технологический процесс ПФИ в полном объему от момента обращения к полиграфологу до подготовки итогового документа с изложением результатов исследования состоит из 9 этапов:

1. ознакомление с фабулой дела/ситуации/произошедшего в прошлом события, которое вызвало применение полиграфа. Ознакомление дает возможность полиграфологу в рабочем порядке выяснить причины по которым инициатору мероприятия возникла потребность провести ПФИ, и установить наличие факторов правового, методического и организационного характера, затрудняющих или исключающих корректное применения метода. Такими факторами могут быть: отсутствие добровольного согласия на проведение ПФИ, наличие факторов при которых применение полиграфа запрещено, дефицит времени, отсутствие места проведения, и т.д..убедившись в отсутствии препятствий в проведении метода инициатор мероприятия совместно с полиграфологом определяют совокупность вопросов, которые необходимо решить с помощью ПФИ, а так же оптимальные условия и сроки проведения. Нередко в ходе этого этапа выясняется, например, что для качественного выполнения ПФИ необходимо получить какую то доп. инф, провести какие либо следственные мероприятия, временно отложить проведение ПФИ на более поздний срок. Ознакомительный этап являясь определяющим в организации ПФИ завершается одним из 3-х исходов:

-приятие решение о целесообразности применения полиграфа

-приятие решения о дополнительной подготовке к применению полиграфа

-мотивированным отказом от применения полиграфа

Принимая в итоге одно из 3 перечисленных выше решений полиграфолог возлагает на себя всю полноту ответственности за выполнение или не выполнение ПФИ и тем самым исключает возможность метрически не корректного или недопустимого применения полиграфа.

2. изучение материалов дела. Полиграфлог внимательно знакомится со всеми имеющимися в распоряжении инициатора мероприятия материалами и решает при этом несколько частных задач:

-специалисту необходимо вникнуть в суть исследуемого события, усвоить представленный материал в тем, что бы держать в памяти все необходимые обстоятельсва исследуемого события которые понадобятся ему в дальнейшем при проведении пред тестовой беседы и тестирования

-изучая дело специалист выбирает сведения трех категорий: достоверные данные о человеке и о произошедшем событии, какие либо факты или сведения, которые не качаются исследуемого события, но которые проверяемое лицо будет скрывать по тем или иным причинам, выдвигаемые заказчиком версии, о возможном причастии лица к исследуемому событию, отобранные в результате изучения материалов сведения служат полиграфологу информационной базой для следующего этапа ПФИ

3. выбор методик и тестов для тестирования на полиграфе и формулирование вопросов для них. Тесты называют еще вопросниками. Мировая практика накопила огромный опыт проведение проверки на полиграфе и сформировала огромный алгоритмы их осуществления по конкретным классам расследуемых дел. Вместе с тем следует подчеркнуть, что данный этап является бесспорно творческой часть подготовки ПФИ и требует от полиграфолога хороших знаний теории и технологии ПФИ

4. организация тестирования на полиграфе. Полиграфолог и инициатор мероприятия решают технические вопросы, осуществляют выбор оптимального времени и места в проведении ПФИ. Осуществляют целесообразность проведения аудио и видео записи процесса исследования. На этом же этапе обсуждается возможный ход и итог процедуры ПФИ, полиграфологу необходим еще до начала проверки просчитать ее возможные исходы и тем самым выбрать оптимальную тактику предтестовой беседы и последующего тестирования на полиграфе. Т.О., итогом подготовки к тестированию на полиграфе являются:

- создание методтически корректных рабочих условий для выполнения тестирования

-совокупность вопросников для тестирования на полиграфе.

- детальное знания полиграфологом деталей дела

 

5. педтестовая беседа. В зависимости от конкретной ситуации такая беседа может длится от 30минут до нескольких часов. В ходе нее полиграфолог знакомит исследуемое лицо с методом ПФИ. Так же предтестовая беседа позволяет установить необходимый психологический контакт с проверяемым, приблизительно оценить его адекватность предстоящему тестированию, получить необходимую информацию о его жизни, настроить "психику исследуемого лица на программу тестирования", а программу тестирования настроить, подстроить психике исследуемого. От предтестовой беседы зависит качество проведения. В ходе предтестовой беседы полиграфолог обязательно выслушивает от исследуемого его трактовку изучаемого события.

6. тестирование на полиграфе. Это основной этап всего процесса проведения ПФИ. В ходе тестирования непосредственно перед применением каждого из тестов, полиграфолог обсуждает с исследуемым содержащиеся в этом тесте вопросы и при необходимости редактирует их. Число применяемых тестов определяется исключительно специалистом исходя из фабулы дела, условий проведения тестирования, его личного опыта, и может исчисляться от 4-5 до нескольких десятков тестов или вопросников, в зависимости от сложность поставленной задачи и количества необходимой информации.

7. анализ полиграмм и интерпретация результатом. Полиграмма это - графическая запись зарегистрированных физиологических реакций в ответна стимул трех физиологических функций организма человека: ССС, Кгр, дыхание. На данном этапе происходит анализ графического отображения на экране компьютерного полиграфа динамики физиологических процессов регистрируемых с помощью полиграфа, а затем осущ интерпретация этих психофизиологических данных. Изучая тест за тестом полиграфолог анализирует физиологические реакции исследуемого лица в ответ на заданные вопросы. На основании оценки реакций полиграфолог выносит суждение о субъективной значимости для исследуемого заданных ему вопросов. Далее опираясь на ряд логических правил теста полиграфолог приходит к заключению о наличии либо отсутствии у человека скрываемой информации.

8. послетестовая беседа. Ее проведение зависит от результатов выполнения тестирования. Если было выявлено, что исследуемый скрывал что либо на задаваемые вопросы, то сразу после окончания тестирования рекомендуется провести с ним послетестовую беседу и попытаться склонить его к признательным показаниям. При этом полиграфолог не обвиняет проверяемого во лжи, а лишь указывает ему на 1 или несколько вопросов вызывают у него выраженную реакцию. И просит дать этим реакциям объяснение. Как указывает отечественный опыт и зарубежных специалистов после указанного психологического воздействия не редко исследуемые лица скрывавшие до ПФИ достоверные сведения дают признательные показания

9. подготовка итогового документа. Такой документ отражает полученные результаты, описывает ход условия ПФИ, дает ответы на поставленные вопросы. Такой документ может называться: справка о результатах, акт исследования, и т.д в процессуальных условиях: заключение специалиста, заключение эксперта

 

04.12.2014

По списку будет 2 вопроса - на экзамене. Автомата не будет.

 

Методика контрольных вопросов. (МКВ)

Базовый логический принцип в том, что все исследуемые, которые не причастны к устанавливаемому событию для них будут более значимы контрольные вопросы, чем на проверочные, поэтому будут демонстрировать на них более выраженными физиологические реакциями. Напротив, причастные исследуемые будут более фиксируемы более на проверочных вопросах, демонстрируя на них более выраженные физиологические реакции. Устойчивое различие в выраженности между физиологическими реакциями на контрольные и проверочные вопросы и является тем основанием, которое использует полиграфолог для вынесение причастности или не причастности исследуемого лица к изучаемому событию. Основным тактическим достоинством теста МКВ является то, что они могут быть применены абсолютно к любым ситуациям. Недостатки МКВ - то, что методика имеет обвинительный уклон, это проявляется в повышенной опасности принятия ошибочного решения по типу ложной тревоги. Т.Е в не валидном принятии специалистов обвинительной версии, при наличии явления гиперреактивности. Гиперреактивность - это явление, при котором человек даже не причастный все равно будет реагировать на него наиболее выражено и устойчиво.

4. выявление ситуационно значимых стимулов. Была разработана в 80 гг. она строится на феномене установки Узнадзе. Методика использует целевую и смысловую установки.

 

Требования к вопросам.

Вопросы используемые при составлении специальных тестов являются одним из главных инструментов обеспечивающих проведение ПФИ.

1. вопросы должен быть сформулирован таким образом, что на него можно ответить односложно да/нет. В этих вопросах не должны участвовать вводные слова: где, когда, куда, каким образом - поскольку постановка этих вопросов не предполагает односложного ответа

2. вопросы должен иметь сную четкую формулировку, при это должен быть максимально коротким. Чем вопрос проще и короче, тем он боле ясен и понятен для психики исследуемого лица. Громоздкий вопрос затрудняет понимание исследуемым лицом смысла, который несет в себе вопрос. С другой стороны, время затраченное на громоздкий вопрос является достаточно длительным, что затрудняет регистрацию физиологических показателей.

3. вопрос должен содержать в себе только одно действие или один факт. Нельзя задавать вопрос в такой форме: пропавшую документацию взяли и вынесли из офиса, Вы?

4. вопрос должен иметь одно единственное смысловое наполнение. Строго соответствующее целям ПФИ.

5. вопрос не должен побуждать исследуемое лицо к субъективной оценке или толкованию его содержания. Вы считаете себя честным человеком, вы регулярно употребляете крепкие спиртные напитки? Такие вопросы вводят в заблуждение.

6. формулировка вопроса не должны выражать недоверие специалиста к исследуемому лицу, поскольку это может привести к суждению человека о том, что он уже назначен виновным и проверка носить сугубо формальных характер. "Признайтесь именно вы стреляли в эту машину".

7. в поле исследования категорически запрещается использовать опросы относительно национальности, политических убеждений, религиозных воззрений, семейного положения, сексуальных предпочтений, кроме случаев, если это не являемся целью проверки.

8. при формулировании проверочных вопросов желательно избегать эмоциогенных слов, таких как - кража, убийство, ограбление, изнасилование и т.д.., эти вопросы заменяются на более мягкие.

9. специалисту необходимо использовать тот лексикон, который характерен для исследуемого лица.

10. вопросы никогда не формулируются в будущем времени. Не корректный вопрос - будущей зимой вы поедите в Москву. Во втором полугодие будет совершен теракт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: