Как и любая современная информационная система, ИКИС «Галактика» в своей основе имеет базу данных - совокупность всех необходимых для работы данных, упорядоченных определенным образом. Метод упорядочения данных называют моделью данных. В системе «Галактика» использована наиболее распространенная модель данных -реляционная.
Основные понятия, относящиеся к базам данных, изучаются в курсе «Информатика», а также в начальных разделах курса «Информационные системы в экономике», поэтому здесь мы лишь кратко напомним основные понятия.
Вся информация, хранящаяся на магнитном носителе (накопителе на жестком магнитном диске - НЖМД) в базе данных системы, представлена в виде совокупности связанных таблиц. Каждая таблица состоит из некоторого числа строк и столбцов. Каждая строка таблицы относится к некоторому объекту (например, работнику предприятия, бухгалтерской проводке и т.п.) и носит название записи. Каждый столбец таблицы относится к определенному свойству описываемых таблицей объектов. Таким образом, каждая запись состоит из отдельных элементов - полей, описывающих различные свойства объекта.
В каждой таблице число полей во всех входящих в нее записях одинаково.
В теоретических разделах курса «Информационные системы в экономике» хранящаяся в базах данных информационных систем информация классифицируется на справочную (сравнительно долгоживущую) и оперативную (часто обновляемую).
В документации и интерфейсах системы «Галактика» справочная информация подразделяется на каталоги, классификаторы и справочники.
Каталог - таблица или группа связанных таблиц, содержащих систематизированную информацию, имеющую долгосрочный характер и предназначенную для ввода данных в экранные формы методом выбора из каталога. Например, для ввода информации о наименовании предприятия-контрагента, его адресе, платежных реквизитах и т.д. используется специальный каталог, содержащий перечень организаций, с которыми ваше предприятие имеет контакты. Информация по каждой организации вводится в каталог один раз, тщательно проверяется, а затем многократно используется, что экономит время и снижает вероятность ошибки. Задача формирования, например, платежного поручения сводится к простейшему выбору из каталога предприятия-плательщика и предприятия-получателя и вводу суммы платежа.
Справочник - в общем случае свод информации какого-либо характера, хранящейся в виде таблиц в базе данных. Отличие справочников от каталогов заключается главным образом в их назначении. Информация справочников используется при расчетах, формировании отчетов, для вывода по запросу, но не для ввода данных в экранные формы.
Классификатор (классификация) - понятие несколько более сложное, чем каталоги и справочники. Иногда классификаторами называют каталоги или справочники, информация в которых упорядочена особым образом, а именно распределена по категориям в соответствии с общностью каких-либо признаков. Но в более широком смысле классификатор представляет собой систему, по которой проводится классификация элементов информации.
Любая запись таблицы базы данных может иметь один или несколько символьных кодов, которые будут определять место данной записи в созданной таким образом структуре информации. Именно эта система кодов, позволяющая структурировать информацию, и называется классификатором.
Таблица базы данных может быть связана с несколькими классификаторами, таким образом, при просмотре подобных таблиц можно выбирать классификацию.
Использование классификаторов позволяет формировать отчеты с учетом классификации, а также обрабатывать отдельные группы записей таблиц базы данных, объединенных в соответствии с общностью каких-либо признаков, что бывает удобно при больших объемах информации.
Система «Галактика» имеет внутреннюю классификацию, заложенную в программный код изделия, и, кроме того, позволяет пользователю самому конструировать различные классификаторы (пользовательская классификация). Пользовательские классификаторы создаются, как правило, на этапе настройки системы.
Для пользовательской структуризации информации предусмотрены встроенная и внешняя классификации. Различия между ними заключаются в том, что для встроенной классификации в программе заранее определен объект классификации - конкретная таблица базы данных, внешнюю же классификацию полностью определяет пользователь.
Настройка и редактирование встроенных классификаторов проводятся в специальном окне настройки классификаторов. Это окно можно открыть из тех модулей системы «Галактика», в которых предусмотрена встроенная классификация.
Создание внешних классификаторов осуществляется в модуле Настройка.
После запуска системы «Галактика» на экране отображается Главное меню системы, представляющее собой панель с набором экранных кнопок, с помощью которых можно запустить нужный модуль. Наименование и функции модуля можно узнать из всплывающей подсказки.
Набор экранных кнопок зависит от состава системы, приобретенной пользователем.
Для того чтобы увидеть модули, не поместившиеся на экране, можно воспользоваться кнопками на концах панели.
Если Главного меню не видно, его можно вывести на экран из любого модуля нажатием комбинации клавиш [Shift] + [F10].
Для запуска модуля достаточно щелкнуть мышью по соответствующей кнопке Главного меню.
Кнопки Главного меню снабжены всплывающими подсказками, которые появляются при установке указателя мыши на кнопку меню. Всплывающая подсказка содержит название модуля, соответствующего кнопке, и краткое описание функций, выполняемых данным модулем.
Для перемещения панели Главного меню необходимо установить указатель мыши на логотип корпорации «Галактика» в левом верхнем углу панели, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместить панель в удобное для вас место на экране.
Щелчком правой кнопки по панели Главного меню можно открыть контекстное меню, предназначенное для управления свойствами Главного меню системы.
С помощью контекстного меню можно менять расположение и состав отображаемых кнопок (пункт меню «Настройка порядка и видимости кнопок»). Можно оставить на панели только необходимые пользователю модули.
Для удаления кнопки с панели следует снять значок «v» против названия соответствующего модуля.
Отметим, что с помощью пункта «Закончить сеанс работы» контекстного меню можно завершить работу с системой «Галактика».
Рассмотрим теперь интерфейс, обеспечивающий работу пользователя с модулями системы «Галактика».
После активизации одного из модулей системы в заголовок соответствующего окна выводится название текущего модуля, а непосредственно под заголовком появляется строка меню текущего модуля.
В заголовке окна видны название и версия загруженной системы - это может быть система «Галактика» или инструментальный комплекс Support.
Состав Строки меню зависит от конкретного модуля. Как правило, Строка меню содержит следующие пункты: «Документы», «Операции», «Отчеты», «Администратор (-А-)», «Настройка (=Н=)» и =. Унификация пунктов меню в различных модулях облегчает процесс освоения и использования системы, однако конкретный состав пунктов меню в модулях может отличаться от вышеприведенного.
Строка меню модуля содержит пункт, обозначенный символом =. За ним скрывается набор сервисных функций, общий для всех рассматриваемых модулей системы.
Меню «Документы» предназначено для заполнения, просмотра, обработки и печати всевозможных накладных, ордеров, карточек учета, актов и т.пМеню «Операции» используется для проведения расчетов, ввода информации, формирования накладных и т.д.
Меню «Отчеты» дает возможность сформировать отчеты.
Меню «Администратор» позволяет получить доступ к функциям контроля и администрирования системы.
Меню «Настройка» содержит функции настройки режимов работы данного модуля.
Меню, как правило, многоуровневые. Пункты меню по определенной логике объединены в группы, подгруппы и т.д. с двумя или тремя уровнями вложенности.
В названиях конечных пунктов меню могут упоминаться «горячие» клавиши, предназначенные для быстрого вызова данной команды.
Часть пунктов меню может быть выделена светло-серыми буквами. Подобные пункты недоступны для пользователя. Причиной тому может быть режим работы модуля, при котором выбор данного пункта не имеет смысла или доступ к данному пункту запрещен для конкретного пользователя администратором системы.
Панель инструментов содержит кнопки, дублирующие часто используемые команды. Состав кнопок соответствует текущему режиму работы модуля.
Некоторые кнопки имеют изображения, стандартные для Windows-приложений, например кнопка Калькулятор. Ряд кнопок предназначен для вызова специфических сервисных функций системы «Галактика».
Кнопки панели инструментов снабжены подсказками, которые всплывают при установке указателя мыши на соответствующую кнопку. Однако следует помнить, что подсказки появляются не мгновенно, а примерно через 1 с после наведения курсора на кнопку. Подсказка содержит информацию о назначении кнопки и «горячих» клавиш.
Важно помнить, что с помощью клавиши [F1] на экран вызывается достаточно подробная контекстная подсказка, разъясняющая работу активизированного модуля.
Для настройки системы «Галактика» имеется специальный модуль - Настройка. Войти в этот модуль можно из Главного меню системы. Для этого необходимо перейти на соответствующую кнопку панели Главного меню. Поскольку приходится довольно часто использовать функции данного модуля, удобно установить эту кнопку на самую крайнюю позицию панели Главного меню.
Модуль Настройка содержит как общесистемные настройки, так и настройки каталогов, классификаторов, справочников.
Рассмотрим вначале общесистемные настройки.
Через модуль Настройка возможно занесение данных в такие общесистемные каталоги, как Организации и банки, Подразделения и склады, Курсы валют. Открыть каталог можно с помощью пункта меню =Настройка= -» Заполнение каталогов -» Организации и банки. В результате появляется двухпанельная экранная форма Организации и банки.
В верхней панели содержится список всех организаций, с которыми работает ваше предприятие, а также сведения о вашем предприятии.
Есть также иерархическое представление списка, в котором показана принадлежность организаций к определенным группам, например к покупателям продукции вашей организации. Для изменения представления необходимо в контекстном меню выбрать пункт «Переключить резким отображения».
Группы организаций представлены папками с соответствующими именами. Для того чтобы просмотреть остальные организации, принадлежащие к этой группе, следует использовать вертикальную полосу прокрутки.
Нижняя панель окна Организации и банки содержит реквизиты банков, обслуживающих предприятие, выделенное (подсвеченное) в верхней панели окна. Нижняя панель не редактируется и автоматически заполняется информацией из окна Редактирование атрибутов организации и ее банков, которое открывается двойным щелчком мыши (или нажатием клавиши [F4]) по наименованию требуемой организации или группы.
Для ввода новых организаций в список организаций и банков используется клавиша [F7], которая открывает окно Редактирование атрибутов организации и ее банков.
После ввода новой организации в список не надо принимать каких-то специальных мер по сохранению этой информации -нажатие клавиши [Esc] обеспечивает не только возврат в предыдущее окно, но и сохранение введенной информации.
Для создания новой группы организаций можно использовать команду Создать группу организаций контекстного меню.
Работа с группами возможна только в иерархическом режиме просмотра списка организаций и банков, порядок перехода к которому был изложен выше.
Для добавления организации в группу необходимо:
• установить курсор на данную группу;
• выполнить команду контекстного меню Добавить организацию в текущую группу / Разнести текущую организацию по группам.
Могут быть случаи, когда одна организация принадлежит одновременно к двум и более группам. С помощью контекстного меню можно пометить группы, в которые необходимо включить текущую организацию.
С помощью контекстного меню можно выполнять также следующие действия:
• поиск контрагента по расчетному счету;
• просмотр ежедневных балансов взаиморасчетов с контрагентами относительно вашей организации;
• получение информации о состоянии взаиморасчетов с контрагентом на текущий момент времени;
• получение информации о состоянии взаиморасчетов с контрагентом как покупателем на текущий момент времени.
Для редактирования атрибутов организации и ее банков необходимо установить курсор на наименование организации и нажать клавишу [F4]. Окно соответствующей формы состоит из трех панелей, причем следует иметь в виду, что размеры книжной страницы не позволяют показать всю имеющуюся в данном окне информацию.
В верхней панели заполняются поля, содержащие реквизиты предприятия:
• Тип организации - тип предприятия, например ООО, АООТ, АОЗТ и т.п.;
• Наименование организации - официальное наименование предприятия, которое будет использоваться в формируемых ИКИС «Галактика» документах. Разработчики ИКИС рекомендуют начинать наименование собственного предприятия с пробела. В этом случае ваше предприятие будет возглавлять список;
• Внутренний учетный номер - предназначен для создания собственной (внутренней) нумерации клиентов и поставщиков;
• ИНН, ОКПО, ОКДП, ОКОНХ, Индекс организации (почтовый индекс), Адрес организации, Тел., факс;
• Государство и Город - заполняются выбором из каталогов, которые открываются клавишей [F3] в соответствующем поле либо щелчком по кнопке разворачивающегося списка.
При необходимости можно отредактировать каталог городов (переход в окно редактирования каталога городов проводится с помощью клавиши [F4]), а также добавить в каталог новый город нажатием клавиши [F7]. Ввод данных из каталога в форму осуществляется клавишей [Enter].
Поле Государство заполняется аналогичным образом.
С помощью кнопки Маршруты движения можно открыть окно выбора роли контрагента для последующей настройки маршрутов движения. Вам предлагаются следующие варианты: Контрагент как заказчик; Контрагент как грузополучатель; Контрагент как автотранспортное предприятие. После выбора необходимого варианта открывается табличная экранная форма, содержащая информацию по маршрутам данного предприятия в соответствии с выбранной ролью контрагента (как заказчика, грузополучателя или как автотранспортного предприятия). Введенные маршруты используются в контуре Логистика и модуле Автотранспорт.
На этом заканчивается ввод реквизитов предприятия. Переходим к вводу реквизитов банков, клиентом которых является данное предприятие. Эти реквизиты отражены в правой нижней панели Окна редактирования атрибутов организации.
Поля Наименование банка и БИК/код МФО банка можно заполнять либо выбором из каталога банков (открывается нажатием клавиши [F3], в этом случае поля заполняются одновременно), либо набором с клавиатуры. В последнем случае реквизиты банка автоматически попадают в каталог банков, и пользователь сможет в дальнейшем использовать их, если какое-то предприятие-контрагент также пользуется услугами этого же банка.
Далее с клавиатуры заполняются счета.
ПРИМЕР: Первый счет 40702810700000000079 - это счет АО «Саратовские зори» в коммерческом банке АКБ «Экспресс-Волга». Согласно «Плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ» первые пять цифр 40702 означают, что это счет негосударственного коммерческого предприятия, цифры 810 - расчет ведется в российских рублях. Остальные позиции счета сгенерированы банком и являются уникальными для данной организации.
Второй банковский счет в правой нижней панели окна - корреспондентский счет АКБ «Экспресс-Волга» в Банке России (об этом свидетельствуют первые пять позиций 30101). Этот счет, необходимый для проведения межбанковских операций, является одним и тем же для всех клиентов банка, поэтому данный счет целесообразно ввести в каталог банков. Это избавляет пользователя от необходимости каждый раз вводить корреспондентский счет с клавиатуры.
Для каждого предприятия можно ввести несколько обслуживающих банков. Каждый следующий новый банк вводится нажатием клавиши [F7], с помощью которой открывается незаполненная нижняя панель окна. Переход от одного банка к другому (смена содержимого нижней панели) осуществляется клавишами [Page Up] и [Page Down]. После занесения в базу данных все банки данного предприятия будут перечислены в нижней панели окна.
В левой нижней части окна расположена панель Группа, содержащая полный список групп, в состав которых входит рассматриваемая организация.. Для включения организации в группу необходимо использовать контекстное меню в каталоге Организации и банки. Разумеется, прежде необходимо выйти из режима редактирования, нажав клавишу [Esc].
ЗАДАНИЕ:
- Введите данные о собственной организации, которые будут использоваться в лабораторных работах. Наименование: ОАО «Вымпел», ИНН: 6452001053; ОКПО: 10780665; Адрес: 414000 Россия, Астрахань, ул. Московская, 100; Тел., факс: 8512-51-33-89. Банк организации: Инкомбанк, Астраханский филиал; БИК- код банка - 046311822; Счет -40702810700000000099; Счет в РКЦ - 30101810600000000810; Адрес, банка -414056 Астрахань, ул. Мичурина, 1. Применять налоги - всегда.
- Введите атрибуты организации-контрагента. Для ввода новой организации в окне Организации и банки нажмите клавишу [F7]. Заполните следующие поля: Наименование - АО «Саратовские зори»; Входит в состав корпорации - не устанавливать флажок; ИНН-6452001071; ОКПО - 107806669; Индекс организации - 410600; Государство - Россия; Город - Саратов; Адрес организации - ул. Радищева, 90; Тел., факс - 8452-29-34-89; Применять налоги - всегда. Включить организацию в группу Поставщики. Нижняя панель окна Редактирование атрибутов организации. Заполните следующие поля: Наименование банка -АКБ «Экспресс-Волга»; БИК-код банка-0463П808; Счет -40702810700000000079; Счет в РКЦ - 30101810600000000808; Адрес банка - 410300 Саратов, Мирный пер., 4
- Введите атрибуты организации-контрагента. Для ввода новой организации в окне Организации и банки нажмите клавишу [F7]. Заполните следующие поля: Наименование - АОЗТ «Темпус-99»; Входит в состав корпорации - не устанавливать флажок; ИНН -7702788877; ОКПО - 135886223; Индекс организации - 110345; Государство - Россия; Город - Москва; Адрес организации - Балаковский пер., 23; Тел., факс - 095-58533322; Применять налоги - всегда. Включить организацию в группу Покупатели. Нижняя панель окна Редактирование атрибутов организации. Заполните следующие поля: Наименование банка - АКБ «Поиск»; БИК-код банка - 044345675; Счет - 40702810500000000511; Счет в РКЦ -30101810200000000999; Адрес банка - 110345 Москва, ул. Саратовская, 1.