Роман в оценке В. Г. Белинского




Понятие о народности литературы.

В черновых бумагах Пушкина сохранилось указание поэта, что он начал работу над романом “Евгений Онегин” 9 мая 1823 года в Кишиневе, а закончил в основном 25 сентября 1830 года в Болдине, что составило 7 лет 4 месяца. Но этот итог нельзя признать окончательным: в 1831 году Пушкин вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы, в частности, письмо Онегина Татьяне. Сюжет произведения на первый взгляд незамысловат, его можно пересказать несколькими предложениями. И в то же время из пушкинского романа узнаешь гораздо больше, чем только историю отношений Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Пушкин, создавая роман, стремился изобразить не просто ряд занимательных ситуаций, но и воссоздать широкую картину русской жизни 19-го столетия. Время действия 1-й главы романа - зима 1819 - весна 1820 года. Конец романа - весна 1825 года. В.Г. Белинский считал, что в “Онегине” читатель видел “поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития”. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем, образования тайных обществ.

В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, ее разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая, культурная обстановка эпохи. Действие романа развертывается и в столичных центрах — Москве и Петербурге, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России (“Путешествие Онегина”). Перед читателями проходят картины великосветской и провинциальной жизни, сцены простонародного быта, — целая эпоха, взятая с разных сторон, показана Пушкиным в романе в стихах. Не случайно В.Г. Белинский называл роман “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

Роман открывается подробным рассказом о предшествующей описываемым событиям жизни главного героя. Создавая характер Онегина, Пушкин подчеркивал его типичность. Среда, к которой принадлежал Онегин, формировала его привычки, вкусы, интересы, убеждения. Он получил поверхностное светское воспитание, что было нормой, но необразованным человеком назвать Онегина нельзя. Он знал языки, читал античных и современных авторов, увлекался экономикой, политикой. Светская жизнь, в которую вступил Онегин, тоже тщательно описана Пушкиным. Здесь и прогулки по бульвару, и обеды в ресторане, изображенные с множеством гастрономических подробностей, и посещение театра, и балы. Пушкин не просто перечисляет занятия светского человека, он создает живые картины, полные деталей, характеризующих онегинскую эпоху. Только из описания кабинета главного героя можно узнать о том времени не меньше, чем из главы учебника истории:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

В первой главе романа Пушкин упоминает целый ряд реально существовавших лиц. Это знаменитая актриса Семенова, драматург Шаховской, балерина Истомина. Рядом с ними читатель видит Чаадаева, Каверина, Катенина, Княжнина, других людей, которых знал сам Пушкин. Лирические отступления, которых в романе очень много (27 больших и около 50 лирических вставок) тоже помогают всесторонне показать жизнь русского дворянского общества начала 19 века.

Не только великосветский Петербург изображен в произведении. Есть и другой, трудовой облик северной столицы:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит...

Картины петербургской жизни сменяются зарисовками провинциального быта. Вместе с героем романа, который спешит к умирающему дяде, читатель попадает в один из глухих и по-своему прекрасных уголков деревенской России. Жизнь сельских помещиков во многом отличается от жизни столичного дворянства. Это хозяйственные заботы, заготовка припасов на зиму, дела, связанные с крепостными крестьянами. Здесь часто ездят в гости друг к другу, чтоб вкусно поесть и поговорить о том о сем, жизнь в провинции размеренна и спокойна. Провинциалы хранят верность стародавним русским заветам и обычаям, чего в европеизированном Петербурге не встретишь. Рассказывая о семье Лариных, Пушкин отмечает:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Народная жизнь предстает перед читателем в картинах святочного гаданья, в рассказе няни Татьяны о своей судьбе, в знаменитой песне девушек, в быстрых замечаниях Пушкина о попытках Онегина провести реформы в своем хозяйстве:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Петербург и деревня — это как бы два крайних полюса в пушкинском романе. Суете и внешнему блеску столичных увеселений противопоставлен размеренный, верный традициям провинциальный быт. И московскую столичную жизнь изображает автор. Жизнь в древней “белокаменной” русской столице проще, отношения людей хранят печать патриархальности, семейственности, здесь меньше зависимости от великосветского этикета. А для Пушкина Москва — это символ великой русской истории, город с которым связаны великие события прошлого.

Белинский в статье 8-ой, посвященной “Евгению Онегину”, называл это произведение “самым задушевным” творением Пушкина, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его;...чувства, понятия, идеалы”. Критик считал, что роман является “в высшей степени народным произведением”. Понятие “народность литературы” было впервые выдвинуто немецким ученым Гердером. Под народностью литературы он подразумевал национальное своеобразие, являющееся результатом исторического развития того или иного народа. В национальном своеобразии писателя он видел прежде всего связь писателя с жизнью народа. Немецкие и английские романтики сделали понятие “народность литературы” широко популярным. Кюхельбекер, Бестужев, Вяземский — современники Пушкина — отстаивали понимание народности литературы как национальной самобытности. Им была близка пушкинская формула народности литературы: “Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу”. “Истинная народность, — дополнял определение Пушкина Гоголь — состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”. Быть народным писателем — это значит уметь быть верным действительности при изображении любого сословия, любого явления окружающей жизни, сущности национального характера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: