Памятка для взрослых. Подростковый суицид
ЧЕРТЫПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику";
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
ПРИЧИНЫПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА
Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
Резкое повышение общего ритма жизни
Социально-экономическая дестабилизация
Алкоголизм и наркомания среди родителей
Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
Алкоголизм и наркомания среди подростков
Неуверенность в завтрашнем дне
Отсутствие морально-этических ценностей
Потеря смысла жизни
Низкая самооценка, трудности в самоопределении
Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
Безответная влюбленность
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЯ
|
Биологические
Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)
Социальные
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ:
Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
Будьте внимательным слушателем
Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
Помогите определить источник психического дискомфорта
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
1. Потеря аппетита или импульсивное обжорство;
2.Бессоница или повышенная сонливость;
3.Тревожное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
4.Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
5.Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, неуверенность в себе;
6. Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнение работы, которая раньше приносила удовольствие;
7.Погруженность в размышления о смерти;
8.Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;
9.Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
10.Отсутствие перспективы в будущем;
|
11.Завуалированные попытки попрощаться..
Правила обхождения с детьми, проявившими суицидальные наклонности:
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы друг с другом;
2. Будьте внимательны к состоянию ребёнка;
3. Дайте возможность ребёнку высказаться;
4. Поддерживайте позитивные черты характера ребёнка;
5. Подчёркивайте временный характер проблемы.
Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо.
6. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации сопряженной с риском для жизни;
2.Расскажите о номерах телефонов, которыми он может воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни;
3.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
4.Не иронизируйте над ребёнком, если в какой – то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его.
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.