Тренинг № 2. «Искусство общения. Конфликты»




Навыки общения с людьми требуются нам каждый день. Некоторые полагают, что эффективное общение – это что-то из арсенала бизнес-психологии, а людям, которым не нужно вести деловых переговоров, учиться общаться ни к чему. И это большая ошибка, которая может дорого обойтись.

Искусство эффективного общения

Общение с людьми – это искусство. Чтобы овладеть им, необходимо знать много тонкостей и обладать особыми навыками, многие из которых, казалось бы, не имеют отношения к коммуникации. Однако именно их наличие делает людей блестящими ораторами и интересными собеседниками. Что поможет нам «прокачать» свои коммуникативные способности?

Наблюдательность

Шерлоку Холмсу достаточно было одного взгляда на человека, чтобы узнать о нем всю подноготную. Наблюдательность нужна не только сыщикам. Отмечая особенности поведения, внешности, мимики собеседника, мы можем сделать выводы о том, что это за человек и в каком стиле с ним лучше всего общаться. Кроме того, наблюдательность тесно связана с памятью – еще одним важным качеством хорошего собеседника.

Память

Чем больше информации о человеке мы запомним, тем более успешным будет наше общение с ним. Если вы будете помнить все, что собеседник вам рассказал, вы сможете продемонстрировать свой интерес к нему. Он будет искренне польщен.

Широкий кругозор

«Ой, я в этом ничего не понимаю!». После таких слов мало кто захочет продолжать свой захватывающий рассказ о футболе, здоровом питании или последних международных новостях. Не нужно быть экспертом широкого профиля, чтобы иметь представление о самых разных сторонах жизни. Интересные собеседники не замыкаются в своем мирке – они интересуются тем, что происходит вокруг и могут поддержать разговор на любую тему.

Чуткость

Умение считывать эмоции собеседника можно назвать чуткостью, хотя на самом деле это – одно из следствий наблюдательности. Психолог Пол Экман, консультировавший следователей из ЦРУ и ФБР, достиг в этом умении небывалых высот. Он выявил, как малейшие сокращения лицевых мышц могут выдавать наши истинные чувства и мысли. Его книги обрели такую популярность, что на основе этих сугубо научных трудов был снят популярный сериал о независимом эксперте, умеющем безошибочно определять ложь. Овладеть этим искусством под силу каждому – для обыденной жизни достаточно научиться видеть основные эмоции и знать азы языка тела.

Язык телодвижения – залог успеха

Важно, что вы говорите, но еще важнее – как вы это делаете. Представьте себе оратора, который горбится, бубнит себе под нос – многие ли прислушаются к его словам? Порой невербальные сигналы намного значимее слов. Оценивая собеседника, мы не только слушаем, о чем он рассказывает – мы подсознательно обращаем внимание на его позу, тембр голоса и скорость речи. Основные невербальные знаки универсальны, они одинаково воспринимаются во всем мире. Как держать себя, чтобы к вам прислушивались?

Взгляд

«Тяжелый взгляд», «Смотрит косо» или же «Глаза горят», «Смотрит ласково» – даже в разговорной речи люди, не имеющие понятия о психологии, отмечают силу взгляда. С помощью особых психологических тренингов можно научиться смотреть на собеседника правильно – открыто, но не угнетая, не отводя взгляда и постоянно давая человеку понять, что он вам интересен. Психологи различают разные типы взгляда для различных ситуаций – деловой, социальный и интимный взгляд.

Мимика

Человек способен подсознательно распознавать и интерпретировать самые незаметные движения лицевых мышц. Мимика – важный источник знаний о собеседнике. Зная мимические проявления эмоций, мы не только понимаем настроение других, но и сами можем посылать им нужные сигналы.

Жесты

Мы склонны прислушиваться к тем людям, которые стоят перед нами в открытой позе – то есть ничем не отгораживаются. Прижатая к груди сумочка, руки, скрещенные или спрятанные в карманах, поза «нога за ногу», сжатые кулаки – все это говорит о желании собеседника выстроить препятствие между вами, отгородиться. И наоборот, открытая поза, плавные и неторопливые жесты и раскрытые ладони сигнализируют окружающим: «Я спокоен, доброжелателен и открыт к диалогу». Ассы общения нередко пользуются методом отзеркаливания, с небольшой задержкой повторяя позу и жесты собеседника – это подсознательно располагает людей раскрыться. Однако таким приемам нужно учиться.

Постоянная тренировка навыков общения

Исследователи из Оксфорда выяснили, что в среднем каждый человек регулярно общается с 20 людьми – это друзья и приятели, члены семьи, коллеги и соседи. Ученые на этом не остановились – они просканировали мозг добровольцев и выяснили, что те, чей круг общения шире среднего, демонстрируют повышенную активность нейронов в зоне мозга, отвечающей за функции общения, а также лучшую связь между разными отделами мозга. Это не врожденное качество, а результат регулярной тренировки коммуникативных навыков. Чем больше количество людей, с которыми мы говорим, тем легче нам находить с ними общий язык. Ищите возможности поболтать с незнакомцами, с людьми из самых разных социальных групп, с теми, чьи интересы заметно отличаются от ваших. Общение с незнакомыми людьми сделает вас более гибким собеседником.

Упражнения по развитию навыков общения

Чтобы преодолеть робость и научиться общаться с людьми, необходима помощь специалиста. Но существуют и простые упражнения, которые помогут вам развить коммуникативные навыки. Ждать чудес от них не стоит, но их выполнение подготовит почву для более серьезной работы над собой.

Разговор со стулом

Каждый день говорите вслух – но не с людьми, а с предметами. Кстати, беседовать со стулом или геранью намного сложнее, чем с настоящим собеседником. Именно поэтому это столь действенный тренинг. Попробуйте несколько минут говорить на определенную тему – для начала просто расскажите, как у вас идут дела. Можно мысленно составить план разговора и придерживаться его. Это поможет научиться связно выражать свои мысли.

10 незнакомцев

Поставьте себе цель – каждый день затевать непринужденные беседы с незнакомыми людьми. Спросите мнение продавщицы о сортах хлеба, узнайте у первого встречного, как пройти в поликлинику, поболтайте о погоде с консьержкой в подъезде, попросите у соседа немного соли. Это избавит от страха заговорить первым.

Я все помню

Развивайте память – старайтесь запоминать, во что одеты окружающие вас люди, что они держат в руках, какого цвета у них глаза, что они вам сказали. Вечером проверьте, многих ли вы можете вспомнить в деталях.

Хвалю!

Попробуйте сказать комплимент каждому, с кем вы будете беседовать в течение дня. Неважно, что вы будете хвалить – внешность («Какое элегантное пальто!»), личные качества («С тобой всегда весело») или умения («Как вы ловко с кофе-машиной управляетесь!»). Главное, чтобы комплименты были искренними.

Тренинг: Решение и избежание конфликтов.

Цели:

-Выработка у детей навыков справляться с собственными негативными эмоциями

-научить самоконтролю

-выход из критических ситуаций

-научиться говорить «нет»

Задачи:

1. Информирование участников о причинах появления конфликтов.

2. Формирование навыков предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

3. Сплочение группы.

Сегодня мы с вами также постараемся понять, как можно избежать конфликта

С чем у вас ассоциируется поликлиника, ЖЭК, банк...? Да, все сразу вспомнили огромные очереди. Какая категория людей в этой очереди наиболее отличается? Да, ворчливые, скандальные и злые люди. Почему же они такие? Вероятнее всего эти люди одиноки, им не с кем поговорить, и весь эмоциональный ком преобразуется в негативный. Эмоции копятся и затем выплескиваются на других без их ведома. В психологии этот прием называется «перенос на других». Им успешно воспользовалась Ольга Бузова, когда начала петь. «Почему страдаю только я, пусть страдают все». Но этот способ не всегда эффективен, потому что есть возможность встретить такого же человека и тут… назревает конфликт.

Если вы сомневаетесь, то вот несколько признаков того, что это точно он:

- Вам кажется, что тот, с кем вы говорите сейчас, еще не сказал ни одного умного слова.

- Кровь буквально начинает закипать у вас в жилах на каждую реплику оппонента.

- Вас начинает раздражать не только рядом стоящий идиот, который несет полную ахинею, но и все вокруг.

- Сердцебиение учащается, вы начинаете интенсивнее и чаще дышать.

- Вы ищите глазами то, что можно бросить в это надоедливое создание.

- Оказывается, вы знаете немало матерных слов, которым бы с удовольствием научили надоедливого попутчика.

Если почти все пункты совпали – бинго! Начинается конфликт.

Итак, если себе дороже и не хочется совсем кричать доводами на весь автобус, то несколько правил, как «уйти красиво»:

1. Успокоиться самому Сделайте пару глубоких вдохов, чтобы нормализировать дыхание, укротить свою злость и раздражение.

2. Попытаться успокоить оппонента: говорить спокойным тоном; не проявлять признаки агрессии; извиниться; игнорировать хама; пошутить, чтобы разрядить обстановку;

3. Ключевые фразы: «Давай поговорим завтра, когда оба успокоимся», «Я уважаю твое мнение, но у меня есть свое, посему предлагаю просто закончить разговор», «Мы же не хотим выяснять наши отношения при зрителях?»

НО! Есть ситуации, в которых конфликт будет помощником вам. Никаких криков и скандалов, конечно.

Итак, конфликтовать стоит, если:

- Нужно выяснить наболевшее с близким человеком.

Часто этим пользуются семейные пары.

Естественно, идеальный вариант – сесть и поговорить, как взрослые люди, но часто именно небольшой конфликт способен разрядить обстановку.

- Вы хотите разорвать отношения с каким-нибудь надоедливым знакомым.

Моя подруга с мужем никак не могли отвязаться от одной прилипчивой пары, которые непременно хотели с ними дружить.

Даже прямота: «Мы не хотим с вами общаться!» не гасила их запала.

Пришлось подруге с супругом наступить надоедам на их любимый, да на мозоль и рассориться.

- Речь идет о важном для вас вопросе и ретироваться – это предать свои идеалы, превратиться в труса.

К примеру, нужно поставить на место наглеца, который оскорбляет вашего друга, маму, спасти от садистов животное и так далее.

Разобрались с причинами, запомнили все дополняющие, молодцы. Лично я пользуюсь одним способом, который помогает всегда. Ставь себя на место оппонента и рассматривай ситуацию с его стороны. Да, поначалу сложно, зато в дальнейшем вы будете заведомом исключать конфликт. Также этот способ помогает узнать человека и практически угадывать его реплики, жесты и мысли.

Причины социальных конфликтов:

§ разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

§ неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни – управляют, другие – подчиняются);

§ разлад между ожиданиями и поступками людей;

§ недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

§ недостаток и некачественная информация;

§ несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Давайте на практике отыграем несколько ситуаций и вы все сами попробуете:

Причины конфликтов:

- ты наступил мне на белый кроссовок!

-почему вы так долго снимаете деньги в банкомате?

- я думала, что ты выше!

- Мне сказали, что здесь есть кальмары! Почему их нет?!

- Я уже 10 раз сказала, чтобы ты написал мне пост! Почему его нет до сих пор?!

- Я же записывалась на 10 утра! Уже 9:50 почему мой мастер еще занят?

- Когда уже вы подойдете ко мне?!

- Почему это я должна уступить тебе место?

- Зачем ты надела такого же цвета?!

- Это ты наверное лампочку скрутил!

- Мне надо туда пройти!

- Вам жалко что ли?!

- Не кричите, у меня вообще-то голова болит!

- Мне же надо!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: