Цель тренинга: создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.
Принятие правил работы в группе:
ü Доверительный стиль общения
ü Общение по принципу “Здесь и сейчас”.
ü Персонификация высказывания “от собственного имени”.
ü Недопустимость оценок в адрес другого.
ü Активное участие во всех упражнениях.
ü Уважение к говорящему, принцип активного слушания.
Теория. Уверенное поведение – способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы других. Такое поведение имеет определённые черты:
1) целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;
2) ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу;
3) гибкое: подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
4) социально ориентированное – направленное на построение отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
5) сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;
6) настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам;
|
7) созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.
Таким образом, под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения.
Уверенные в себе люди характеризуются:
· независимостью;
· самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
· выглядит спокойным;
· держится с достоинством;
· открытый взгляд;
· ровная осанка;
· спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:
· отстаивать свою позицию мирно;
· откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
· отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.
Признаки неуверенного поведения (я – плохой, ты – хороший):
Человек:
· Смотрит в пол;
· Не может отстаивать свою позицию;
· Первое же «нет» приводит его к отказу от дальнейших попыток добиться своего;
· Не может просить;
· Не может отказывать;
· Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;
· Отвечает односложно «да» или «нет»;
· При разговоре не садиться;
· Прячет ноги под стул;
· Держит себя на большой дистанции от собеседника;
· Мнет руки;
· Говорит тихо.
|
Признаки агрессивного поведения (я – хороший, ты – плохой):
Человек:
· Не аргументирует свою позицию;
· После отказа не уходит, а упорно пытается добиться своего;
· Любит восхвалять себя;
· Во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником;
· Смотрит в упор;
· Может просить и отказывать;
· Может оказывать давление на собеседника («Я знаю, что вы...», «Мне очень нужно...», «Вы должны...»).
Уверенное поведение также зависит от типа характера, которым обладает личность.
Типы характера:
Холерик – порывистый, страстный, быстрый, однако совершенно неуравновешенный человек, с резко меняющимся настроением с всевозможными эмоциональными вспышками и быстро истощаемый. У него нет никакого равновесия нервных процессов. Холерик, сильно увлекаясь, быстро истощается и безалаберно растрачивает собственные силы.
Флегматик – невозмутим, неспешен, имеет устойчивое настроение и стремления, внешне очень скуп на проявление чувств и эмоций. Он проявляет настойчивость и упорство в работе, оставаясь уравновешенным и спокойным. В работе флегматик производителен, при этом компенсируя прилежанием свою неспешность.
Меланхолик – легко ранимый человек, склонный к постоянному сильному переживанию разнообразных событий, он очень остро реагирует на любые внешние факторы. Все свои астенические переживания меланхолик часто не может сдерживать лишь усилием воли, он легко эмоционально раним, сильно впечатлителен.
Сангвиник – подвижный, горячий, живой человек, с очень частой сменой впечатлений, настроения, с быстрой реакцией на абсолютно все события, которые происходят вокруг него, достаточно легко примеряется с собственными неприятностями и неудачами. Сангвиник, как правило, обладает весьма выразительной мимикой. Он чересчур продуктивен в работе, когда она ему интересна, а если работа ему не интересна, то он относится к ней абсолютно безразлично, ему просто становится очень скучно.
|
Практика:
Упражнение «Повтори за мной»
Смысл: Знакомство, разминка. Упражнение позволяет запомнить имена участников.
Инструкция: Участник, начинающий упражнение, говорит группе своё имя и сопровождает его каким-либо движением. Остальные ребята повторяют его имя и движение.
Упражнение «Откровенно говоря».
Смысл: Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, страхов, создание ситуации откровенности.
Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.
• Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке...
• Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
• Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
• Откровенно говоря, когда я прихожу на урок...
• Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями...
• Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу…
• Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению…
• Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей…
• Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось…
• Откровенно говоря, мне не хватает…
Упражнение «Разбор имени»
Смысл: Предоставление возможности для самопрезентации.
Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4 – 5 минут. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.