Что грудью отстояли нашу жизнь.




МБОУ «СОШ № 27»

 

Сценарий праздника «Помним»

 

Год

Череповец

Слова под звук метронома:

- Тем, кто шел за Родину, выстоял и победил!

- Тем, кто согревал близких своим дыханием в стужу блокадных ночей!

- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей!

- Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!

- Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!

- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, посвящается….

Вед: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом?

Вед: Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы?

Вед: Какие они, ребята поколения сороковых?

На сцене выпускники, появляется фотограф, все выстраиваются для фотографии.

Фотограф. Внимание! Снимаю!

Десятиклассник: Исторический момент, запомним: 21 июня 1941 года, 204 школа Ленинграда, наш 10-а.

Десятиклассник: нас 26.

Десятиклассница: 12 девочек и 14 мальчиков.

Десятиклассница: Через пять лет из нашего класса выйдут 3 врача, 3 учителя, 5 инженеров, 6 военных, 2 артиста, 1 журналист..

Вдруг гаснет свет, и диктор сообщает о нападении фашистской Германии.

Звучит «Священная война»

На сцене выпускники (гимнастерки) и выпускницы.

Девушка: Казалось, тревога разлита в самом воздухе. На улицах уже не встретишь беззаботных прохожих, лица сосредоточенные, нахмуренные брови. Страшно просыпаться, страшно засыпать. В нашем доме самое популярное место – в коридоре, где черная тарелка репродуктора. Сводки с фронтов идут каждый час.

Юноша: Я не узнаю свой город: окна домов залеплены белыми полосами, с наступлением сумерек город погружается в кромешную тьму: так мы спасаемся от воздушных налетов. Когда живешь, не зажигая света, почему-то начинаешь шептать, будто бы фашистский летчик может тебя услышать.

Девушка: Мы с девчонками организовали дежурство по время бомбежек. Часть из нас сопровождает людей в убежища, помогает им там, остальные в это время тушат немецкие фугасы… Мы почти не едим: все на фронт, все для Победы. Бывает, за день набегаешься так, что только перед сном вспоминаешь, что забыла поесть. Родные волнуются за меня, когда я на дежурстве. А я волнуюсь за них…

Юноша: Завтра с утра в эшелон и на фронт. С собой – вещмешок, сухой паек и томик стихов Есенина… Прощай, мама! Береги себя и брата.

Девушка: Уходили мальчики-на плечах шинели,

Уходили мальчики-храбро песни пели.

Отступали мальчики-пыльными степями,

Умирали мальчики, где-не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты -

Волгу - в сорок первом,

Шпрее в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа

Звучит мелодия «Прощание славянки» (тихо).

Юноша: Большинство ребят моего класса уже воюют. Какая это высокая цель – спасти Родину от врага! Грудью встать на защиту родной земли от фашистов…

Звучит песня «Прощание славянки».

Картинка №2. На сцену выходят юноша и девушка в солдатской форме.

Девушка:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Но мальчики смело встретили врага и мужественно сражались за свою Родину.

Более 70 лет назад примерно 3,5 тысячи курсантов Подольских военных училищ вписали в нашу историю ещё одну героическую страницу. В октябре 1941 года они остановили части вермахта, которые рвались к Москве. 5 октября около 2 тыс. курсантов были по тревоге сняты с занятий и направлены на оборону Малоярославца. Сводному отряду поставили задачу преградить путь немецким войскам на 5-7 дней, пока не будут переброшены резервы.

13 октября во второй половине дня танковый десант гитлеровцев силами в 15 танков вышел в тыл к отряду. Немцы пошли военную хитрость и, чтобы обмануть курсантов на танках закрепили красные флаги. Но обман был раскрыт, и попытка атаковать с тыла провалилась. В ожесточённой схватке враг был уничтожен.

В этом жестоком бою Подольский сводный отряд выполнил свою задачу - враг был задержан, время выиграно. В 12 часов дня в Подольских училищах: одновременно раздалась боевая тревога. Курсанты на бегу одевали шинели, быстро строились во дворе. В оглушительной осенней тишине прозвучал приказ: «Выдвигаемся навстречу врагу!» Три тысячи сто мальчишек в сводном отряде под командованием генерала Смирнова – командира пехотного училища - выдвинулись навстречу фашистской армаде. Шли молча, запрещалось говорить. В этот день навстречу друг к другу двигались не просто два войска. К сражению готовились добро и зло, свет и тьма. С одной стороны - вооруженные до зубов убийцы-профессионалы, покорившие всю Европу, не знавшие поражения, матерые, хладнокровные убийцы. С другой стороны - мальчишки 15-18 лет. Четвертая батарея обучалась всего две недели, опыта воевать абсолютно не было. Часы истории пробили час бессмертия: мальчишки сходу пошли в атаку – всего несколько десятков юных храбрецов. Как вспоминает Иван Семенович Стрельбицкий: «Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стремительные – не остановишь ничем – без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все. Я думаю, до тех пор гитлеровцы ничего подобного еще не видели. Атака на деревушку Красный Столб их ошеломила. Побросав оружие, ранцы, они стремглав бежали, бросались в Угру, и, выбравшись на свой берег, мчались дальше, к Юхнову».

К окопам курсантов подъехал Жуков, храбрейший полководец, жесткий как сталь. Человек, который начал свою карьеру солдатом в первую мировую войну, за храбрость получивший три Георгиевских Креста. Жуков выступил перед курсантами, сказав всего лишь несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы пять дней. Москва в смертельной опасности». Обратите внимание, как он обратился к курсантам. Он назвал их не солдатами, а «детьми». Перед ним стояли дети.

Ребята отбили первую атаку. И не просто отбили, а, выскочив из окопов, пошли в штыковую. Контратака была настолько стремительной, что немцы струсили, побросали оружие и помчались с поля битвы. Ребята одержали первую победу. Это был их первый бой в жизни, и они поверили в себя, поверили, что можно бить гадов. Но радовались они недолго. На позиции ребят немцы обрушили всю мощь артиллерии и авиации, буквально выжигали землю. С воздуха позиции курсантов были не прикрыты. Немецкие самолеты, зная, что им ничего не грозит, выстраивались в круг по 20 самолетов – это называлось «чертово колесо» и по очереди пикировали на позиции курсантов, сбрасывали бомбы, детей расстреливали из пулеметов и пушек.

Фашисты стояли и смотрели, как гибнут дети. Они ждали, что вот-вот появится белый флаг. Где поднятые руки, где согнутые спины, где глаза рабов, наполненные ужасом?! Ведь они так привыкли видеть это чуть ли не каждый день. Мощный авиа и артиллерийский удары, десятки танков, и вот она – легкая победа. Но этого не произошло.

Канонада прекратилась так же резко, как и началась. Раздался гул танков, земля задрожала от тысяч гусеничных катков. Стальные монстры надвигались на окопы. А за ними шла пехота. Пьяные, хладнокровные убийцы с ледяными улыбками, не прячась от пуль, бесчисленной волной накатились на окопы мальчишек. Покорители всей Европы не знали еще, что их остановят и уничтожат обычные советские мальчишки. Они даже в самом страшном сне не могли представить, что они навечно останутся лежать в русской земле.

Казалось все выжжено, ничего живого не может остаться. Но вот начинало стрелять сначала одно орудие, затем другое. К орудийным выстрелам присоединялись оружейные, где-то оживал пулемет. И в очередной раз атака фашистов превращалась в бегство. Именно там, на Ильинских рубежах родилась фраза: «Русского мало убить, его нужно еще свалить».

Жуков ставил перед курсантами нереальную задачу: продержаться хотя бы 5 дней. Мальчишки сделали невозможное – они продержались 12.

Позже, когда наши войска отбросили врагов от Москвы, перед ними на Ильинских рубежах открылась страшная картина. Все поле битвы были усеяно детскими телами с тонкими осиными талиями, перевязанными широкими солдатскими ремнями, земля была усыпана школьными тетрадками, ребята готовились сдавать зачеты, экзамены…

 

Дрались мальчишки, жизней не жалели,
Все понимали, за спиной Москва.
Совсем «салаги», да и жить они хотели,
Но строй не покидали до конца.

Стоят берёзки, нежно шелестят листвою,
Они свидетелями были тех боёв,
Хранят покой солдат погибших под Москвою,

Что грудью отстояли нашу жизнь.

Пехота. На ее долю выпало самое тяжелое, самое страшное. Устоять и выстоять. Грудью встретить и остановить врага. Прошагать пол Европы, пол земли, вгрызаться в землю, чтобы уцелеть и идти вперед.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал

Злой и упрямый по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял!

 

О том, как сражалась русская пехота, есть много свидетельств. К примеру, многим известен подвиг 28 героев-панфиловцев или защитников Брестской крепости, Сталинграда и Севастополя. Вот как вспоминает о том, как дралась русская пехота Лев Майданик, который был участником боев в окружении в районе Харькова в 1942 году. «Они идут молча, быстрым шагом. Подходят ближе, и мы тоже вливаемся в этот людской поток. Трудно определить, сколько нас в это толпе, может быть 500, может 1000 или еще больше. Ясно, что люди будут идти напролом, как уже случалось в нашей фронтовой практике, но в более простых случаях окружения. С пути разъяренной толпы отступали даже танки. Немецкие танкисты знали, что обязательно в толпе найдется боец с противотанковой гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Толпа уничтожала на своем пути немецких пулеметчиков и автоматчиков, неся при этом сильные потери. Немецкие солдаты знали об этом и обоснованно боялись пробивающихся из окружения войск, как боялись они морозов, ночных боев и густых лесных массивов ». Советская пехота несла огромные потери, гибла в «котлах» десятками тысяч, сдерживая при этом темпы немецкого наступления, выигрывая для страны бесценное время.

Юноша:

Я убит подо Ржевом,

Тот – еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В селах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу…

Я вам жизнь завещаю,-

Что я больше могу? (А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

Николай Сиротинин, молодой сержант из Орла, в одном двухчасовом бою 11 танков, 6 бронетранспортеров и броневиков, 57 немецких солдата и офицеров. Лучший артиллерист Великой Отечественной войны. Его подвиг высоко оценили даже враги. Мама отмечала его трудолюбие, ласковый нрав и помощь в воспитании младших детей. После окончания школы Николай пошел работать на завод «Токмаш» токарем. 5 октября 1940 года Николая призвали в армию. Его распределили в 55-й стрелковый полк в городе Полоцке Белорусской ССР. По данным медицинской карты, Сиротинин был небольшой комплекции – 164 см и весил всего 53 кг. Письмо датируется 1940 годом, написано, скорее всего, сразу после прибытия в 55-й стрелковый полк. Один в поле воин Добровольцем вызвался Николай Сиротинин. Противотанковую пушку 45 мм Николай установил на невысоком пригорке, в ржаном поле около реки Добрость. Пушку полностью скрывала рожь. Место идеально подходило для незаметного обстрела. До дороги, ведущей в Кричев, было 200 метров. Дорога была хорошо видна с пригорка Сиротинина, Сиротинин понимал, на что идет, задача была одна – как можно дольше продержаться, чтобы выиграть время для дивизии. Сержант Сиротинин был опытным артиллеристом. Николай выбирал момент, когда можно будет ударить по броневику, идущему впереди колонны танков. Когда броневик оказался недалеко от моста, Сиротинин выстрелил – и попал в бронемашину. Потом сержант попал в танк, объезжающий броневик, чтобы поджечь обе машины. Следующим за ним танк застрял в бочаге, объезжая броневик и первый подбитый танк. Танки стали поворачиваться к месту обстрела, но рожь хорошо скрывала пункт Сиротинина. Сержант повернул пушку влево и стал целиться в танк, замыкающий колонну – подбил его. Выстрелил в грузовик с пехотой – и снова в цель. Немцы пытались съехать, но танки застревали в болотистой местности. Немцы только на седьмом подбитом танке смогли понять, откуда ведется обстрел, но из-за удачной позиции Сиротинина шквальный огонь не убил его, а только ранил в левый бок и руку. Один из броневиков начал обстреливать сержанта, тогда за тремя снарядами Сиротинин обезвредил броневика-противника. Снарядов становилось меньше, и Сиротинин решил стрелять реже, но более метко. Один за другим он целился в танки и броневики, попадал, все взрывалось, летело, в воздухе стоял черный дым от горящей техники. Разозленные немцы открыли минометный огонь по Сиротинину. Потери немцев составляли: 11 танков, 6 бронетранспортеров и броневиков, 57 немецких солдата и офицеров. Бой длился 2 часа. Снарядов оставалось немного, примерно 15. Николай увидел, что немцы выкатывают оружие на позицию, и выстрелил 4 раза. Сиротинин уничтожил пушку немцев. Снаряда хватило бы только на один раз. Он привстал, чтобы зарядить пушку – и в этот момент его застрелили сзади немецкие мотоциклисты. Николай Сиротинин погиб. После боя Главную задачу сержант Сиротинин выполнил: колонна танков задержалась, 6-я стрелковая дивизия смогла перебраться через реку Сож без потерь. Сохранились записи дневника обер-лейтенанта Фридриха Хёнфельда: «Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Жители деревни Сокольники и немцы устроили торжественные похороны Николаю Сиротинину. Немецкие солдаты отдали погибшему сержанту воинское приветствие тремя выстрелами.

Нет, Не до седин. Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставить на взвод

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траве!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я – сто лет проживу!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: