ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
ЭПИГРАФ: «Говори так, чтобы тебя нельзя
Было не понять».
Квинтилиан
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.
Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания.
При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия. В дальнейшем большую роль будут иметь занятия по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
|
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Аграфия — полная неспособность читать и писать.
Задания.
Записать слоги и звукосочетания в две строчки: в первую – с буквой з, во вторую – с буквой с (за, зу, со, сы, зы, аса, озо, узу, усы).
Прослушать и записать начальные звуки каждого слога (за, се, зо, си, зе, сю).
Вставить в слова пропущенные буквы (.такан,.лой,.покойно,.абота).
Закончить и записать слова, добавив слоги за или са (ли.., ко..,..пог,..мок,..хар,..гадка).
Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.
в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные:
зелёный листья
зелёная платье
зелёные дуб
зелёное лужайка
Сочетания существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:
яблоко можно купить, съесть, помыть, откусить.
б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:
прийти к … (дому, решению, отцу);
уйти от … (проблемы, дома, дедушки).
Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.
Исключение слова из предложения, для того, чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
а) Пропуск предлогов:
Мы гуляли … лесу.
Кошка сидит … окне.
б) Пропуск существительных:
Яблоки растут на ….
… играет с куклой.
в) Пропуск прилагательных:
Летом листья зелёные, а осенью ….
У белки зимой шкурка серая, а летом ….
|
г) Пропуск глаголов:
Саша … машину.
Папа … машины.
Закончить логически фразы:
Врач – это человек, который ….
Портниха – это человек, который ….
Соединение частей разорванных предложений:
Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает Шарик.
В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно.
6. Выделение слов и предложений в слитном тексте:
Падаютлистьядуетветерльютдожди
Падают листья. Дует ветер. Льют дожди.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
Игра «Чего не стало?». На столе раскладываются 5 – 6 картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно одна убирается. Дети говорят, какой картинки не стало.
Дети запоминают 5 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок.
Игра «Что изменилось?». Дети запоминают последовательность расположения 4 – 6 картинок. Затем логопед незаметно меняет картинки местами. Дети должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное их расположение.
Дидактические упражнения по коррекции письменной речи
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. (Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма)
|
1.Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:
а) развития фонематического восприятия;
б) вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;
в) формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;
г) умения слышать и определять количество звуков в слове.
2.Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.
3. Развитие мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с "приговорками". Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.