Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.




ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ЭПИГРАФ: «Говори так, чтобы тебя нельзя

Было не понять».

Квинтилиан

 

 

У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия. В дальнейшем большую роль будут иметь занятия по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы

 

Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Аграфия — полная неспособность читать и писать.

Задания.

Записать слоги и звукосочетания в две строчки: в первую – с буквой з, во вторую – с буквой с (за, зу, со, сы, зы, аса, озо, узу, усы).

Прослушать и записать начальные звуки каждого слога (за, се, зо, си, зе, сю).

Вставить в слова пропущенные буквы (.такан,.лой,.покойно,.абота).

Закончить и записать слова, добавив слоги за или са (ли.., ко..,..пог,..мок,..хар,..гадка).

Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные:

зелёный листья

зелёная платье

зелёные дуб

зелёное лужайка

Сочетания существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

яблоко можно купить, съесть, помыть, откусить.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:

прийти к … (дому, решению, отцу);

уйти от … (проблемы, дома, дедушки).

Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

Исключение слова из предложения, для того, чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли … лесу.

Кошка сидит … окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на ….

… играет с куклой.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья зелёные, а осенью ….

У белки зимой шкурка серая, а летом ….

г) Пропуск глаголов:

Саша … машину.

Папа … машины.

Закончить логически фразы:

Врач – это человек, который ….

Портниха – это человек, который ….

Соединение частей разорванных предложений:

Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно.

6. Выделение слов и предложений в слитном тексте:

Падаютлистьядуетветерльютдожди

Падают листья. Дует ветер. Льют дожди.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

Игра «Чего не стало?». На столе раскладываются 5 – 6 картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно одна убирается. Дети говорят, какой картинки не стало.

Дети запоминают 5 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок.

Игра «Что изменилось?». Дети запоминают последовательность расположения 4 – 6 картинок. Затем логопед незаметно меняет картинки местами. Дети должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное их расположение.

Дидактические упражнения по коррекции письменной речи

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. (Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма)

1.Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:

а) развития фонематического восприятия;

б) вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;

в) формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;

г) умения слышать и определять количество звуков в слове.

2.Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.

3. Развитие мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с "приговорками". Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: