Как организовать Ктдело?




Проект «Личный тренер»

Сборник рекомендаций для участников конкурса «Лидер XXI века»

 

 

Игорь Петрович Иванов (1923-1992г.) - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества». Кроме того, И.П.Иванова по праву считают инициатором и создателем социально-педагогического движения.

В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. – Коммуну им. А.С.Макаренко (КИМ) – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.

По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орленок» принимал участие «десант» из сорока членов КЮФ.

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Коллективная творческая деятельность (КТДеятельность) – это система отношений между воспитанниками и педагогами, основанные на взаимопонимании, помощи, уважении и желании творить.

Основная цель: проявление заботы не только о ближних, но и далеких друзьях.

Теория и методика коллективно-творческого дела (КТД) возникла в середине 60-х годов. Она была разработана ленинградским профессором И.П. Ивановым.

По Иванову КТДеятнльность – это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. Поэтому оно - дело. И не просто дело, а коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей гражданской заботе. Это творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах.

В 60-х годах теория КТД вступала как главное звено в методике коммунистического воспитания. Во многом она отражала задачи и цели, которые ставила перед педагогической наукой жизнь того времени.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много изменений. Вместе с этим изменилась идеология системы воспитания.

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость и что получат для своего развития ребята-участники.

 

 

Коллективная творческая деятельность идет по определенным стадиям:

I стадия Подготовительный этап изучение отношений и уровня развития коллектива.

II стадия Коллективное планирование может быть организовано в различных формах:

  • Анкетирование
  • Пресс-опрос
  • Аукцион идей
  • Мозговой штурм
  • Разведка интересных дел

III стадия Коллективная подготовка КТДела

Созданный проект дела уточняется советом дела, решается кто, что будет делать. Разбиваются на творческие группы. Затем группы планируют и начинают свою работу, учитывая предложения, высказанные на общем сборе.

В этот момент возможна ситуация, когда некоторые ребята неохотно участвуют в общем деле или участвуют только потому, что «надо». Это забота руководителя, который должен подумать, как увлечь ребят работой, не допуская открытого давления. Есть несколько способов это сделать: увлечение добрым сюрпризом (выполнение группой части общего дела по секрету от других), помощь товарищеским советом (предложение нескольких вариантов выполнения - на выбор), увлечение «секретным договором» («Давай вместе подготовим это по секрету от всех?»), доверие ответственным поручением («Только ты сможешь это сделать»), обращение за помощью, с просьбой научить («Посоветуй, как это лучше сделать?»), контроль за выполнением, требование («Мы же вместе решили!»), поощрение.

На этом этапе совет дела осуществляет контроль за выполнением заданий, посвященных подготовке.

Степень готовности дела можно проверить с помощью игры «Фирма». Каждая группа представляет фирму по своей проблеме (задаче). Остальные задают ей вопросы о том, как будет осуществляться тот или иной момент, «фирма» же должна обоснованно гарантировать, что все будет хорошо.

IV стадия Проведение КТДела

Важен правильный настрой на проведение каждого дела. Руководитель должен поддерживать, увлекать участников шуткой, личным примером, победой.

V стадия Коллективный анализ

Главное, чтобы каждый участвовал в обсуждении, учился анализировать, извлекать уроки на будущее. Организатор направляет беседу, слово взрослого - это раздумье вслух, новая идея, новая задача, новое предложение.

Форма подведения итогов определяется самим коллективом. Это может быть письменная анкета, общий разговор на «огоньке», линейки с рапортом, газета. Обязательно с проанализируйте мероприятие с ребятами по примерной схеме:

· что понравилось?

· что получилось особенно хорошо?

· что можно было сделать лучше?

· что предусмотреть в следующий раз?

· что не удалось осуществить и почему?

· что предлагаем на будущее?

Это основное, вопросов может быть и больше.

И обязательно отметьте тех ребят, которые внесли наибольший вклад в организацию и проведение мероприятия. Не забудьте о тех, кто был «бойцом невидимого фронта» (работал за сценой, в зале, подносил атрибуты и т.д.). Ведь мероприятие удается только при слаженной деятельности всей рабочей группы. Пусть себя почувствуют героями дня не только те ребята, которым рукоплескали зрители, а каждый, кто был причастен к успеху дела.

Используйте для этого самые разнообразные формы поощрения: благодарность на линейке, грамоты, спецвыпуск листовки «молнии», стенгазету, местное радио и т.д.

VI стадия Последействия.

На данном этапе руководитель организует использование в работе, учебе, жизни опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Необходимо обратить внимание на все новые предложения, отобрать и использовать лучшие из них. Сразу после подведения итогов необходимо приложить все усилия для того, чтобы коллектив начал осуществлять новые предложения, коллективно наметить программу действий.

 

Что значит "коллективное творческое дело?" Это:

дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

коллективное дело, тат как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой.

коллективное творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Алгоритм КТДела

Для успеха любого дела необходимо и ребятам, и взрослым учитывать объективно существующую логику его

организации. Как развивается коллективное творческое дело: как начинается, продолжается и заканчивается? Удобно для этого использовать так называемую «форму дела» или «алгоритм дела».

Начинается все с предварительной работы организатора.

Он определяет воспитательные задачи предстоящего КТД (Что я хочу?), намечает основные действия для осуществления этих задач (Что надо сделать?), определяет форму проведения дела (Как лучше?). Решает для себя следующие вопросы: Как передать ребятам свою мысль? Как их увлечь?

Коллективное планирование.Теперь главная роль у самих подростков. Вместе с ребятами организатор обсуждает, какие дела можно сделать по данной проблеме? Что конкретно сделать - какое дело? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Как лучше организовать?

В группах, а затем вместе они ищут ответы на поставленные вопросы. Каждый высказывает свое мнение. На общем сборе выступает представитель каждой группы с конкретными предложениями. Успех такого сбора во многом зависит от личности ведущего. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику.

1. Вводная часть, эмоциональный настрой:

· Использование технических средств

· Использование сюжетно-ролевой игры

· Речь ведущего

2. Разбивка на микрогруппы:

· Открытка

· Цветные элементы

· Шарики

· Геометрические фигуры

· Символические знаки

· Игра («молекула», «капитаны»)

· Карточки со смысловой нагрузкой

3. Распределение заданий:

· Черный ящик

· Воздушный шар

· Лотерейный билет

· Выкуп заданий

· Зашифрованное задание

Выполнение заданий

Показ заданий

6. Подведение итогов:

· Приз зрительских симпатий

· Самый-самый

· Символическим знакам

· Балы

7. Анализ:

· Организатором

· Советом дела

· Коллективом

Последействие

Среди КТДел можно выделить три типа:

1. КТД, проводимые для других, для кого-то;

2. КТД, проводимые для самого коллектива или даже для отдельных его членов (создать для них ситуацию успеха);

3. КТД, проведение которых приносит пользу другим и самому коллективу.

Для наиболее полноценного развития коллектива необходимо сочетание всех этих типов.

И.П. Иванов выделял виды КТД по общественно практической направленности, которая выступает на первый план.

Виды КТДел (по И.П. Иванову):

1.организаторские.

2.общественно-политические.

3.познавательные.

4.трудовые.

5.художественные.

6.спортивные.

Трудовые дела

Атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, почта трудовая, рейд трудовой, «снежная сказка», сюрприз трудовой, фабрика трудовая.

Цель: - обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.

 

Познавательные дела

Вечер (сбор) веселых задач, вечер (сбор) - путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Цель: - формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразованию.

Художественные дела

Кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка».

Цель: - развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

 

Спортивные дела

«Бой за аэродромы», «бой неуловимых», веселая спартакиада, веселая зимняя спартакиада, «десант-ракеты», «космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «тайна» («следопыты»).

Цель: - приобщение к физической культуре одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношение участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

 

Общественные дела

День знаний, день конституции, новогодний праздник, день защитников отечества, международный женский день 8 марта, день Первомая, день Победы.

Цель: - развитие активной гражданской позиции, привитие основных навыков демократической культуры.

 

Организаторские дела

Газета-«молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, чередование творческих поручений (ЧТП),эстафета дружбы, день рождения организаций.

Цель: - формирование позитивного психологического климата коллектива.

Методы подготовки КТДела

· Инициативная группа – это такая группа, которая создается для организации дела внутри коллектива. Служит для организации коллектива. Запись в группу осуществляется по желанию самих участников.

· Творческая группа – это такая группа, которая создается по желанию участников или назначается органами самоуправления. Для организации дела как внутри, так и вне коллектива. Работа в группе происходит через распределение заданий.

· Совет дела – это временный орган самоуправления, который создается для организации какого-либо дела. Обеспечивает участие каждого в организации и проведение дела.

 

Как организовать Ктдело?

1.Поставь цель, определи, что требуется делать?

2.Подумай, какими путями ее лучше решить?

3.Разбей свою работу на части.

4.Составь план выполнения дела.

5.Посоветуйся с опытными людьми.

6.Установи, как должна идти работа.

7.Подбери помощников, исполнителей.

8.Распредели обязанности.

9.Объясни, что требуется сделать.

10.Согласуй работу с другими организаторами и организациями.

11.Контролируй ход работы, вноси, если надо, изменения.

12.Учитывай, кто и как работает.

13.Подведи итоги работы, проанализируй дело.

 

 

Что такое ЧТП?

ЧТП – чередование творческих поручений – это система творческих поручений, которая является средством обеспечения повседневной жизни детского коллектива. Каждой микрогруппе предлагается коллективное выполнение определенного поручения.

Поручения должны:

· соответствовать возрасту;

· быть интересными, разнообразными;

· сочетать общественную значимость деятельности и лично ориентированный характер;

· быть кратковременными, реально выполнимыми.

 

Например:

«Дежурные» - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах. Готовят регулярные встречи (сборы, советы) коллектива.

«Мудрейшие, любознательные» - проводят викторины, придумывают загадки, работают с газетами и журналами, ведут стенд «Это интересно».

«Друзья природы» - Заботятся о растениях в помещении коллектива, ведут календарь природы, участвуют в операциях по заботе о природе.

«Затейники» - находят, придумывают, проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют игротеку коллектива.

«Спортсмены» - подготавливают серию упражнений и проводят физкультминутки, отвечают за подготовку команды для участия в спортивных мероприятиях…

«Журналисты» - пишут статьи, ведут рубрики в газете выпускают стенную газету, «молнии».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: