ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

2.1. Цель, задачи и организация диагностирующей методики исследования

 

Исследование проводилось в Керченском коммунальном дошкольном учебном заведении №2 «Капелька» комбинированного типа Керченского городского совета Автономной Республики Крым.

В исследовании принимали участие 20 детей средней группы - - 10 контрольная; 10 экспериментальная.

План работы: изучить оснащение методического кабинета, годовые и календарные планы по исследуемой проблеме; составить свой план работы; провести беседу по методикам (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)"Закончи историю"; "Сюжетные картинки" (Приложение А).

Цель констатирующего этапа - выявление уровня развития речевого общения у детей среднего дошкольного возраста.

Вначале было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по речевому развитию детей.

В ДОУ проводятся занятия, чтение художественной литературы, направленные на развитие речевого общения дошкольников.

Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что в средних группах воспитанию речевого общения детей, уделяется недостаточно внимания.

Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи развития речевого общения детей через различные средства.

 

Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по развитию речевого общения детей. Кабинет оснащен материалом для развития речевого общения детей посредством устного народного творчества: сборник сказок разных народов, сборники пословиц, поговорок, народных песен, но в недостаточной мере педагоги используют в своей работе.

Методика "Закончи историю".

Цель. Изучение речевого словаря детей через осознание таких понятий как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.

Для изучения уровня развития речевого общения детей были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте. Другими словами, эти понятия наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может с помощью речевых понятий оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но речевая форма высказываний ниже возрастной нормы.

3 балла – словесный запас ребенка в норме, правильно оценивает поведение детей, но не может высказать свое мнение.

4 балла - ребенок правильно строит речевое высказывание, правильно формулирует свои мысли с помощью речи.

Методика "Сюжетные картинки".

Цель. Изучение словарного запаса ребенка и возможности его использовать.

Ребенок должен дать речевую оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить уровень развитие речевого общения. Особое внимание уделяется оценке адекватности речевых высказываний ребенка: положительная (улыбка, одобрение и т.п.) и отрицательная речевая реакция (осуждение, негодование и т.п.)

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему". [38, с. 245]

В протоколе фиксируются речевые высказывания ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), речевые высказывания неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; речевые высказывания неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; речевые высказывания адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); речевые высказывания адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Диагностику нравственных качеств мы проводили на основе методик "Закончи историю" и "Сюжетные картинки".

На основе полученных результатов констатирующего этапа нами был намечен план работы по развитию речевого общения у детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации плана работы с детьми экспериментальной группы были использованы следующие методы: отбор литературного материала; проведение игр - драматизаций; настольных игр по сказкам; родительские собрания; создание мини - музея книги "Сказка ложь, да в ней намек…".

В работе так же используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г. - Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса; разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой и создать картотеку сказочных произведений способствующих нравственному воспитанию. [4, с. 56-58]

Можно предложить следующие формы организации: игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; праздники. В качестве основных методов и приемов используем: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию речевого общения, познавательной активности, формированию диалогического речевого общения у дошкольников.

Так же отводится роль педагога в совместной взросло - детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно - пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Нами был составлен тематический план работы по развитию речевого общения с использованием сказок у дошкольников, опираясь на авторскую разработку Корневой Е.А. г. Санкт - Петербурга (Приложение Б).

Следует отметить, что с использованием данной разработки работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания с привлечением работы родителей.

Продемонстрируем работу со сказкой на примере некоторых занятий.

Занятие

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки "Заяц - хваста"

Цель: предложить детям вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение и озвучивать качества героев сказки.

Занятие

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец) и другие сказки. Целесообразно проводить викторины, например, "Путешествие в гости к Сказке".

Хорошей основой для закрепления сказки является игры - драматизации:

Игра - драматизация "Теремок".

Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь, отражающей эмоциональное состояние человека; Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

Игра - драматизация "Курочка Ряба".

Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; учить находить выразительные средства речи в мимике, жестах, интонации, движении.

Так же применяются использование моделей для составления сказки которые позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно - логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. [42, с. 175]

В работе предлагается использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок" - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.). Используя пиктографические изображения, ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их. Выразительные средства речи.

Следующей главной задачей при использовании в работе со сказкой является развитие выразительного речевого общения детей. Усвоение того или иного выразительного речевого высказывания, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительного речевого общения выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания.

Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен "Снежная Королева").

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов - нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания, например:

"Сказки, но по - новому". Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

"Сказки о бытовых предметах". Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

"Узнай сказку по песенке героев"

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

"Продолжи сказку". Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

"От точек - к сказке". Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

"Нарисуй сказку". Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по - мокрому).

Игровые задания". При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей.

Какой - либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

"Умение согласовывать свои действия с действиями другого".

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три. Горшочек, вари!"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек". Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу). Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три. Горшочек, не вари!

Нами были предложены дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие); "Треугольник и квадрат" (математическое развитие); "Хорошо - плохо" (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"); "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 4 ребят - 40 % сформированность речевого общения на среднем уровне. Дети осознают и придают речевую окраску таким понятиям, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, используют речевую возрастную норму, но не могут высказывать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали таким образом:

Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил…

Что ответил Коля?

Никита: На, поиграй.

Воспитатель: Как поступил Коля?

Никита: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Никита: Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Никита смог с помощью речи оценить поступок.

На высоком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок использует всю речевую норму своего возраста, правильно строит диалогическое речевое общение.

Примерные ответы ребенка:

Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Алеша: Я сломал.

Воспитатель: Почему он так сказал?

Алеша: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.

Воспитатель: Как поступил Петя?

Алеша: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Алеша: Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Алеша использовал всю речевую норму своего возраста и мотивировал ее.

На низком уровне развития речевого общения находится 5 детей - 50 %. Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но не формулируют диалогическое речевое общение. Примерные ответы детей:

Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Софья: Ладно, помогу.

Воспитатель: Как поступила Оля?

Софья: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Софья: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Софья оценила поступок, но не объяснила свою оценку, не сформулировала диалогическое речевое общение.

 

Таблица 1 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на констатирующем этапе исследования. Оценка речевых высказываний детей о нравственных качествах

№ п/п Испытуемый Называет словарную норму Оценка речевых высказываний детей Мотивировка оценки Количество баллов
  Алеша + + +/+  
  Рома + + -  
  Никита + + +  
  Аня - + -  
  Вера + + +  
  Максим + + +  
  София + + -  
  Сережа - - -  
  Леня + + +  
  Ярослав + + +  

 

Далее рассмотрим итоги выполнения детьми задания "Сюжетные картинки".

Они показали, что дети по - разному строят речевые высказывания о таких понятиях как: доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость.

На высоком уровне речевые высказывания находится у 1 человека - 10 %. Этот ребенок не только правильно разложил картинки, но и обосновал свой выбор, сопровождая его яркими словесными определениями.

Например, Никита берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Никита: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у Саши серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Саша заулыбался).

Никита: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Никита использует весь словарный запас соответствующий его возрастной норме. При рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

На среднем уровне развития диалогического речевого общения находятся 4 детей - 40 %. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Речевые высказывания на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Ярослав положил картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом, ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне развития речевого общения находятся 5 ребят - 50 %. Эти ребята правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию речевого общения дошкольников.

 

Таблица 2 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на констатирующем этапе исследования. Оценка осознания детьми речевых высказываний

№ п/п Испытуемый Раскладывание картинок Обоснование своих действий Речевые высказывания Количество баллов
  Алеша + + +  
  Рома + + +  
  Никита + + +/+  
  Аня + + +/-  
  Вера + + +/-  
  Максим + + +  
  София + - +  
  Сережа + - -  
  Леня + + -  
  Ярослав + + +  

 

Таблица 3 - Результатов методики "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Уровень   Экспериментальная гр. Контрольная гр.
Кол - во чел. в % Кол - во чел. в %
В    
С    
Н    

 

Построим диаграмму по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" на констатирующем этапе исследования

Кол-во человек в %

 

Рисунок 1 - Диаграмма уровня сформированности речевого общения дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 1 - м этапе исследования

Итак, высокий уровень сформированности речевого общения присущ 1 ребенку - 10 % экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 3 ребенка - 30 %. Средний уровень в обеих группах по 4 ребенка - 40 %. Низкий уровень показали 5 детей - 50 % экспериментальной группы и 3 ребенка - 30% в контрольной.

Анализируя результаты 1 - го этапа исследования, мы видим, что уровень сформированности знаний о нравственных качествах у дошкольников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной.

С целью определения отношения родителей к формированию речевого общения у дошкольников, было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни речевые навыки и умения ребенка и с целью выявления уровня речевого общения у родителей было проведено анкетирование.

Участвовали 10 родителей. Им были заданы следующие вопросы:

1) Обращаете внимание на формирование речевого общения у вашего ребенка?

2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки диалогического речевого общения?

3) Объясняете ли вы своему ребенку, речевые понятия и нормы речевого общения?

На формирование речевого общения всегда обращает внимание 5 человек - 50 % родителей, 3 человека - 30 % редко, в зависимости от случая к случаю; 2 человека - 20 % вообще не обращают внимание на развитие речевого общения ребенка. К сожалению 7 родителей - 70 % не объясняют ребенку речевые нормы общения; 3 человека - 30 % родителей стараются объяснить, что значит диалог. Почти все родители 8 человек - 80 % отвечали, что начали формировать речевые навыки диалогического общения с рождения и лишь 1 человек - 10 % считает, что это необходимо делать с 4-х - 6-ти лет.

Наиболее приемлемыми методами развития речевого общения детей в семье преобладают - чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования речевого общения осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование диалогического речевого общения у ребенка.

Анализируя в целом понимание необходимости развития речевого общения у детей среднего дошкольного возраста, воспитателями и родителями и состояние современной практики ДОУ и в семье можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач развития речевого общения детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.


ВЫВОД К ГЛАВЕ 2

 

Анализируя в целом понимание необходимости развития речевого общения у детей среднего дошкольного возраста воспитателями и родителями, и состояние современной практике ДОУ и семьи, можно сказать следующие: проводимая работа в системе совместно ДОУ и семьи с использованием разнообразных форм и методов будет эффективна, это видно по хорошим показателям развития речевого общения у детей среднего дошкольного возраста.

Проводя наблюдения за речевым общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по формированию речевого общения способствует повышению общего словарного запаса и развитию диалогического речевого общения у детей.

Развитием активного и пассивного словарного запаса средних дошкольников является важнейшей задачей в ходе организации работы по развитию речевого общения в ДОУ.

Главным в этом процессе является формирование активного словаря, стимулирование устной речи дошкольника.

Это достигается за счёт проведения специальной развивающей работы, расширения зоны общения со взрослыми, обогащения жизненного опыта ребенка.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Главным преимуществом языка сказок является его метафоричность и образность. При рассказывании, пересказывании, придумывании сказок дети обогащают словарь, повышают собственную речевую активность. В ходе работы над сказкой, кроме развития монологической формы речи, развивается умение строить диалог.

Для того, чтобы сказка реализовала свои возможности необходимо использовать ее методически правильно.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Таким образом, задачи констатирующего эксперимента были решены.

В результате его проведения у детей вырос уровень развития речевого общения у детей среднего дошкольного возраста с применением и использованием сказок.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дошкольном детстве происходит развитие словарного запаса ребенка как в количественном, так и в качественном отношении.

В среднем дошкольном возрасте можно констатировать, что развитие речи в лексическо-грамматическом плане закончено. Однако это не означает, что словарь ребенка далее остается неизменным. В дальнейшем происходит постепенное обогащение словаря по мере обучения ребенка, расширения его жизненного опыта. Этот процесс будет происходить на протяжении всей жизни.

В условиях дошкольного образовательного учреждения применяются различные методы развития речевого общения ребенка. Одним из наиболее эффективных способов является сказка.

В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речевого общения: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми по развитию речевого общения. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Во второй главе данной работы было проведено исследование в Керченском коммунальном дошкольном учебном заведении №2 «Капелька» комбинированного типа Керченского городского совета Автономной Республики Крым.

В исследовании принимали участие 20 детей средней группы - - 10 контрольная; 10 экспериментальная.

Констатирующий эксперимент показал наличный уровень развития речевого общения детей.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента была разработана методика проведения методического комплекса, состоящего из "сказочных" занятий, занятий по обучению пересказу сказок, составлению творческих рассказов ("сочиним сказку"), направленных на развитие речевого общения и обогащения словаря.

Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на развития речевого общения детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе развития речевого общения дошкольников, очень эффективны с организацией и применением сказок у детей среднего дошкольного возраста.

Исходя из результатов проделанной работы видно, что цель достигнута: выявлено влияние сказки на процесс развития речевого общения детей среднего дошкольного возраста.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.:Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. –СПб.:СОЮЗ, 1997-224с.

5. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.:Знание, 1998.-94с.

6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001

7. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ. 2001. - 170 с.

8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с.

9. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999.

10. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.

11. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. –Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.

12. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 2001

13. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.:Педагогика, 1974. – 256с.

14. Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.

15. Пропп В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000-415с.

16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.:Просвещение, 1969. -214с.

17. Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336с.

18. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

19. Мухина B.C. Детская психология. М.,1985 16

20. Немов Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2:Психология образования. – 608с.

21. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.

22. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М.:Педагогика, 1985. -208с.

23. Основы теории речевой деятельности. – М.: Издательство «НАУКА», 1974. – 368с.

24. Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.:Наука, 1985. – 240 с.

25. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.

26. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1987. – 120с.

27. Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.

29. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

30. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990

31. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С,Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с.

32. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.

33. Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368с.

34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.

36. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

37. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66

38. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М, 1999.

39. Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике разви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: