Классификация информационных технологий




На 08.02.2021 – ПОНЕДЕЛЬНИК

Группа: 103

Предмет: информационные технологии

Преподаватель: Изюменко Е.К.

Срок выполнения: до 09.01.2021

Форма обратной связи:

 

 

УВАЖАЕМЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ!

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ И ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ УРОКА (НАХОДЯТСЯ В КОНЦЕ ФАЙЛОВОГО ДОКУМЕНТА)

Выполненную работу оформить в рабочих тетрадях или в электронном виде (формат Word) и отправить отдельным файлом (фотография документ) с указанием в теме письма свою фамилию, номер группы, дату проведения занятия и предмет, в личное сообщение через социальные сети VK https://vk.com/id119856329 или на почту elena_my@mail.ru. Если такой возможности нет, выполненное задание можно предоставить в рукописном виде, в дни учебной практики.

 

Тема Информационная технология и этапы её развития. Типология информационных технологий

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать краткий конспект по теме урока. Изучить теоретический материал. (материал и ссылки на изучаемый материал находятся ниже)

Проработать конспект, повторить термины и записи в тетрадях.

 

Лекционный материал по теме урока

Технология

Информационная технология

Этапы развития информационных технологий

Классификация информационных технологий

 

1. Технология

Технология – это комплекс научных и инженерных дисциплин, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторах производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Слово технология, появившись у древних греков как термин для обозначения мастерства изготовления вещей, в современной трактовке означает комплекс научных и инженерных знаний о способах и факторах производства для создания какого-либо продукта или услуги. Основателем технологии, как отдельной дисциплины является немецкий ученый Иоганн Бекман (1739-1811), написавший ряд сочинений по технологии и предложивший сам этот термин. В общем виде понятие технологии иллюстрируется следующей схемой (рисунок 1):

Рисунок 1 - Понятие технологии

 

При этом технология в широком смысле – это совокупность знаний о производстве чего-либо, имеющая три составляющие:

 принципы производства;

 орудия труда;

 кадры, имеющие профессиональные навыки.

Эти составляющие образуют информационную, инструментальную и социальную компоненты технологии.

Для конкретного производства технология – это совокупность приемов и методов, определяющая последовательность действий, реализующих производственный процесс. Уровень технологии зависит от степени научно-технического развития общества и в то же время влияет на социальную структуру общества, его культуру и идеологию.

Методологическую основу технологии составляет ряд обязательных положений таких, как:

1) высокая расчлененность соответствующего процесса на отдельные стадии или этапы;

2) полнота процесса, включающая весь набор элементов для достижения поставленной цели;

3) регулярность процесса и однозначность его фаз, позволяющие унифицировать и стандартизировать однотипные процессы.

Понятие технологии разделяется на глобальную технологию и конкретные технологии. Глобальная технология абстрагируется от конкретного содержания того или иного процесса, она определяет базовую модель, компоненты которой могут использоваться в конкретных технологиях в различных сочетаниях в зависимости от конкретных условий применения. Переход от глобальной технологии к конкретным осуществляется через процесс технологизации. В свою очередь конкретные технологии разделяются на отдельные процедуры и операции, образующие технологические линии. Это представлено на следующей схеме (рисунок 2):

Рисунок 2 - Составные части технологии

 

Научно и практически обоснованная технология характеризуется следующими признаками:

1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, обеспечивающее рациональную динамику развития процесса и определяющее рациональные границы требований к персоналу;

2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Кроме того, концепцию современной технологии характеризуют такие критерии, как массовость продукции, сложность продукции и предельность ее параметров.

Массовость входит в число критериев современной технологии потому, что массовое производство требует строгой воспроизводимости результатов (а для этого необходима стандартизация всех процедур, действий и материалов, придания технологическим правилам и инструкциям характера объективных законов). Критерий предельности параметров характеризует соотношение между реально достигнутыми и предельно возможными (в соответствии с физическими и системными ограничениями) характеристиками изделия. С критерием предельности параметров связан критерий сложности. Суть его в том, что невозможно воспроизвести ни одно изделие наивысшего уровня сложности и качества, не воспроизведя в точности всю его технологию и материалы.

Признаки и критерии, представленные в совокупности на рисунке 3 достаточно полно характеризуют суть понятия современной технологии.

Рисунок 3 - Суть понятия современной технологии

 

При проектировании и внедрении той или иной технологической системы ее рассматривают как структуру, состоящую из трех компонент:

1) технические средства - приборы, инструменты, машины и другое оборудование - (hardware -"твердое оборудование");

2) знания, профессиональные умения и навыки ведения соответствующего процесса, выполнения процедур и т.д. (software - "мягкое оборудование");

3) организационное обеспечение, соответствующее уровню и специфике реализуемых данной технологией принципов и функций (orgware - "организационное оборудование").

2. Информационная технология

Информационная технология (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих:

 методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;

 вычислительную технику;

 методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения;

 а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Информационная технология - это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Операциями являются элементарные действия над информацией.

Процедура передачи информации включает кроме самой передачи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных.

Процедуры обработки информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.

Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

3. Этапы развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использо­ванием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления – виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная технология, инстру­ментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель тех­нологии – представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – "электрическая" технология, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) – "электронная" технология, основным инструмента­рием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные сис­темы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжес­ти технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информа­ции для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии постав­ленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны уп­равленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стан­дартныхпрограммных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы ана­лиза и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культур­ного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях гло­бальные и локальные компьютерные сети.

Признак деления – вид задач и процессов обработки информации

1-й этап (60 - 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме кол­лективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппа­ратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессио­нального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы —- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и созда­ние соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизаци­онных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

 выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

 организация доступа к стратегической информации;

 организация защиты и безопасности информации.

Признак деления – преимущество, которое приносит компьютерная технология

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой инфор­мации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллектив­ное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и пони­мания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторо­ну индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизо­ванная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази­рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преиму­ществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распреде­ленной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ин­формационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

4. Классификация информационных технологий

АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности (рисунок 4):

 способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС);

 степени охвата АИТ задач управления;

 классам реализуемых технологических операций;

 типу пользовательского интерфейса;

 вариантам использования сети ЭВМ;

 обслуживаемой предметной области.

 

Рисунок 4 - Классификация автоматизированных информационных технологий

 

По способу реализации АИТ в автоматизированных информационных системах выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии.

Если традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

 

По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности.

Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.

К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице, транспортных средствах привела к появлению АИТ виртуальных офисов. Такие АИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизация труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.

 

По классам реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают:

 текстовую обработку;

 электронные таблицы;

 автоматизированные банки данных;

 обработку графической и звуковой информации;

 мультимедийные и другие системы.

Перспективным направлением развития компьютерной технологии является создание программных средств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики. Компьютерная графика - это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникла в область экономического анализа, моделирования различного рода конструкций, она незаменима в производстве, проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К первой группе, как правило, относят коммерческую (деловую) и иллюстративную графику, ко второй - инженерную и научную, а также связанную с рекламой, искусством, играми, когда выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант). Интерактивная машинная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди новых информационных технологий. Это направление переживает бурное развитие в области появления новых графических станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.

Программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией получила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реализуют специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной деятельности, учебно-образовательных, научно-популярных и игровых областях. При применении этой технологии в экономической работе открываются реальные перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им человеческой речи, ведения компьютером диалога со специалистом на родном для специалиста языке. Способность компьютера с голоса воспринимать несложные команды управления программами, открытием файлов, выводом информации на печать и другими операциями в ближайшем будущем создаст самые благоприятные условия пользователю для взаимодействия с ним в процессе профессиональной деятельности.

 

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.

Материал урока: Учебники и учебные материалы находятся в сообществе V https://vk.com/club143877783

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: