ДОМБАЙСКИЙ ВАЛЬС – СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ




Мише в День рождения. Октябрь 2004 года. Ю. Кукин

Пришлось подарок принять, и когда у меня заканчивались деньги, я вытаскивализ рамочки 100 рублей, а когда появлялись, то вкладывал их обратно…. Впрочем, тут я немного фантазирую, потому что деньги у нас с Леной не заканчивались никогда. Это – тоже из неведомого и непонятного… И этот подарок висит на видном месте в моей квартире нетронутым до сих пор.

**************

Своих песен у меня немного. Как только соберусь написать песню, так у меня получается то песня Юры Визбора, то Юры Кукина. На Домбае первый раз я был в 17 лет, а потом еще – в 57 лет. И сложилась такая песня по мотивам Визбора «Здравствуй старый Домбай...» – совсем не какое-то продолжение, а лично мое возвращение туда через 40 лет. Такие песни –личные, и каждый примеривает их для себя. То, что написал Кукин я десять раз примерял на себя. То, что написал Визбор тоже созвучно со мной:

ДОМБАЙСКИЙ ВАЛЬС – СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ

Меня часто спрашивают: «Как вы работаете над песней?» Я над песней никогда не работаю, она сама ко мне приходит, мое дело ее только записывать и запоминить. Приходит какая-то идея, мысль, а потом раз – и она уже облеклась в нужные строчки. Из этих строчек получается куплет, к которому уже можно приладить мелодию. А раз центральный куплет, который пришел оттуда, сверху и уже есть, то остальное потихонечку дописываешь. Удачно или не удачно, но уж как получается.

В афишах моих выступлений всегда написано, что я автор и исполнитель и кто-то сказал, что у каждого сценариста должен быть свой сценарий и у каждого автора должна быть своя песня. У меня есть такая маленькая область деятельности, в которой я считаю себя специалистом – это спорт, я тренер по борьбе самбо и дзюдо, так что я среди бардов лучший самбист, а среди самбистов лучший бард.Попробовал написать на близкие мне темы о спорте, и тут меня прорвало– я стал писать песни неожиданно для себя. Вот, происходит какое-то серьезное в жизни событие, и получается песня. Спортивные песни я писал буквально за четыре дня пока шел турнир по дзюдо, на котором я присутствовал. Спорт я свой пережил, то есть сам я уже не активный спортсмен, но могу участвовать в спортивной жизни при помощи песен. Я теперь уже и зритель, и учитель, а при помощи спортивных песен, как будто возвращаюсь туда.

Меня часто спрашивают, как я мастер спорта СССР по самбо стал заниматься авторской песней? Ну почему бы это и не связать? У меня песни и спорт шли параллельно. В свое время преобладала борьба, и я поздно начал серьезнее заниматься авторской песней. Да и сейчас я занимаюсь тем же самым, учу бороться студентов СПбГУ. Короток век спортсмена. Многие уже борются по ветеранам и даже дают звания Заслуженных мастеров тем, кто занял призовые места. И все-таки это другое дело, другая борьба среди стариков. Вообще-то борьбой в таком возрасте нельзя увлекаться, кости становятся хрупкие, могут сломаться – опасно для здоровья, а песни – совсем не опасны для здоровья!

Бороться и петь я начал одновременно, и для меня мой вид спорта, как песня. Как-то мой тренер Александр Самойлович Массарский сказал мне: «Миша, ты начал заниматься музыкой». И когда я выиграл финал соревнований чистым подхватом, он воскликнул: «Вот где симфония!». У меня всегда была мечта: соединить песню и спорт. И уже под пятьдесят лет эта мечта реализовалась, у меня появилось несколько спортивных песен, которые вошли в диск «Знай наших». Возможно, я единственный в своем роде поющий самбист-дзюдоист!

****************

В моей молодости в моде были правильные песни советских композиторов. Было и то, что сейчас называют шансоном. И я, как и все пацаны, пел в подворотне эти уличные, приблатненные песни на три аккорда: «Жил в Одессе славный паренек. Ездил он в Херсон за голубями. И вдали мелькал его челнок с белыми большими парусами». И вдруг как гром среди ясного неба для меня прозвучал тихий голос Окуджавы, когда одноклассник напел мне его песню: «Во дворе, где каждый вечер все играла радиола, и пары танцевали, пыля, все ребята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему званье короля...».

Юрий Кукин, Юрий Визбор, Александр Городницкий пели такие замечательные песни, что у меня сложился образ человека с гитарой и обязательно с рюкзаком. Кто-то песни придумывает в экспедициях, а у меня получилось, наоборот, то есть песня привела меня в геологию. Всегда думал, что геологи должны быть с гитарой, с бородой, как я. А я больше всего любил гитару, петь песни и когда услышал Юрия Кукина, и спел «За туманом», то все понял, что должен быть геологом. Я решил, что надо «Ехать за туманом…», а не сидеть за скучными чертежами и расчетами. Мне гайки совсем не нравились, а перспектива ходить по лесу с гитарой, да еще за это зарплату получать, меня очень привлекала. Я забрал документы из Корабелки, перенес их на геологический факультет Ленинградского университета на гидрологическое отделение, скажу честно, захотелось романтики – и жизнь начала налаживаться.

Авторская песня сразу вспыхнула во мне, как костер. Умные нестандартные слова, которые сразу забирали слушателя. Сначала был Окуджава, потом в 1965 году в Ленинграде в кафе «Восток» на первом этаже ДК Пищевиков вечерами стали собираться молодёжь – Женя Клячкин, Саша Генкин, БоряПолоскин, Валя Вихорев. Народ ломился на их выступления. Так возник клуб авторской песни «Восток». Я забросил «блатняк» и стал самозабвенно петь эти новые песни, даже пробовал вступить в клуб «Меридиан». Но меня не взяли.

Мы с моим другом ВолодейКюлляненом (знаменитый самбист, чемпион Европы), спели песню Высоцкого: «Выучи, вызубри, не забывай и повторяй, как заклинание. Не потеряй веры в тумане, да и себя не потеряй». Спели громко в два голоса, а в «Меридиане» был культ Дольского – тихих, мелодичных песен. Нам на прослушивании, в котором участвовали Миша Трегер, Витя Фелоров и, конечно, Аня Яшунская, тогда сказали: «Слишком громко поете. Нам тут только цыганщиныне хватало!». Мы, конечно, обиделись, в чем нас поддержал Серега Синельников, который нас туда и привел.

Долго с тех пор я не ходил ни в какие в бардовские клубы.Только 2005 году я все-таки вступил в клуб «Восток» не без помощи все того же Синельникова, но к тому времени я все-таки уже был неоднократный лауреат и дипломант многих конкурсов Кольского полуострова. Вступление мое в «Восток» оказалось очень удачным и во многом даже изменило мою жизнь. И вообще во всем, что со мной потом происходило, виноваты были только барды, оказавшие прямое влияние на мою судьбу…

Мой (теперь мой!) клуб песни «Восток» с самого начала позиционирует себя, как клуб классической авторской песни. Это жанр сейчас очень широк, но в 80-90 годы был такой мощный впрыск «странной песни», а «Восток» все-таки живет по-старому. Мы стараемся, чтобы старые песни звучали и новые рождались в современном ключе того самого настоящего, поэтического слова в прекрасной музыкальной обертке. Не могло не возникнуть такого явления, как исполнители – людям хотелось петь песни, которые им нравятся. И это не менее важное направление, потому что песни, которые не поют забываются и умирают.

Участники наших фестивалей, выступают в основном в номинации «исполнители» и – это замечательно! Есть клубы, которые целенаправленные на то, чтобы делать из детей сразу авторов, я считаю, что это неправильно. Как сказано в одной популярной песне: «Тот, кто песни петь и слушать не умеет, тот не будет счастлив никогда» – что может дать и сказать начинающий автор в своих песнях? Если молодые сразу начинают в песнях творить, то часто идут совсем не в ту сторону. Изобретают «велосипеды» иногда с квадратными колесами. А потом, когда подрастают, удивляются, что до них уже все сказано. И я очень рад, что на этом фестивале исполнителей больше, чем авторов – и это правильно.

И публика меняется с трудом, те кто любили эту песню ходят до сих пор. Молодые стали говорить на другом языке. У них «джинь, джинь…» – двенадцать аккордов возьмут, а скажут два слова. Вот это меня раздражает в современном роке. да еще повторят два слова десять раз – ну, что это за песня? В настоящей авторской песне ты точно понимаешь, о чем идет речь и о чем ты так страстно поешь. Молодежи мало, но приходят дети, да и уже внуки тех «шестидесятников». Наша задача – доносить до них старые, замечательные песни. Я наш клуб называю «древний Восток», так как я в этом клубе практически самый молодой из действующих бардов – «В бой идут одни старики». (Фото)

(отрывок радиопередачи «Петербург 5 канал из цикла «Поэзия гитарных струн». Ведущий Сергей Ильин)

В клубе «Восток» с 2013 года мы стали проводить детско-юношеский фестиваль авторской песни «На берегах Невы». Много было молодых участников: из петербургских студий «Серебряные струны», клуба «Бригантина», клуба «Атланты», ансамбль «Парусник» из одноимённого клуба Москвы, клуба песни из Владикавказа, из Сергиевого Посада народный коллектив авторской песни «Журавлиная родина», из Красноярска и других городов. Мне кажется, что дети, участники не всегда понимают, на какой фестиваль они попали. Некоторые исполняют тяжелый рок, в котором не слышно никаких слов, а слышен только ритм. Они думают, что напор – это главное. Просто они пришли не на тот фестиваль, и в другом бы месте эти молодые, начинающие музыканты могли бы, наверное, получить за такую музыку какую-нибудь грамоту. Эти участники просто попали в другой жанр и сами еще не знают, что они исполняют. И если бы кто-нибудь из этих ребят – «рокеров» стали бы слушать стихи и понимать, о чем они поют, то я был бы рад и думаю, что тогда мы не зря проводим этот фестиваль.

Будущее авторской песни есть, и оно достойное. И детский фестиваль оценивать намного сложнее, чем взрослый. Взрослому человеку можно спокойно сказать, что его выступление не понравилось и объяснить почему. И если он больше не придет, то и не надо ему приходить. Ребенка можно такой оценкой испугать, и он просто уйдет. Авторская песня никогда не умрет. Даже большинство наших известных рок-музыкантов – практически барды: Макаревич, Шевчук, Науменко, Кинчев, Гребенщиков. Человек с годами теряет ненужную прыть и удаль, набирается ума и становиться душевнее, понятнее. Авторской песне – возраст совсем не помеха.

Настоящие барды не пишут на злобу дня, поскольку для них песня – не политический плакат. А общечеловеческие проблемы – любовь, измена, дружба, предательство – в жизни присутствуют всегда. Они повторяются много раз: сначала услышал – тронуло, потом отошло, отошло и вдруг – раз! и повторяются заново. Вот такое во мне происходит от песен авторов «шестидесятников». Хотелось бы иметь такой клуб, в котором подростки, дети и взрослые люди могли бы заниматься авторской песней, музыкой, нестандартными видами спорта и традиционными видами спорта, конечно, борьбой – вот это и есть моя такая мечта. А для чего мне это надо? Да потому что все остается людям!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: