Григорьев Александр Александрович




Закупки на севере

« »[1]

Проводимые в природно-климатических условиях Крайнего Севера (далее – север) закупки требуют существенных изменений.

Раньше считалось, что освоение севера – это общегосударственная проблема.

Нужно найти оптимальные пути развития для процветания и блага населения данных регионов для выхода на траекторию устойчивого развития.

Государственное воздействие на основные сферы деятельности общества, на ее граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и, конечно же, эффективным. Во всей этой цепочке стоит государственный аппарат и государственные органы, выступающие основным орудием государственной власти в виде структурно оформленных звеньев.

Люди покидает север и переезжает в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями, т.к. для многих экономически нецелесообразно проживать в северных районах.

Получается, если не суровый климат, то экономическая нецелесообразность (нерентабельность) опостылевают населению северного края; и скорее всего – с ограниченным выбором продукции, а также низким качеством работ, услуг.

В силу различных объективных причин.

Северные регионы продолжают испытывать зависимость от поставок по так называемому северному завозу.

Важнейшую роль в транспортном обеспечении играет авиационный транспорт. Опять же, за оказанные услуги авиатранспорт берет соответствующую цену, а цена не малая. Так, автомобильный транспорт Ненецкого автономного округа развит крайне слабо. Одной из самых важных дорог НАО является – зимник, т.к. по нему идут основные грузопотоки.

Более сложной является система жизнеобеспечения поселков НАО, где проживает основная часть населения. Находясь на небольшом отдалении друг от друга, эти поселки, тем не менее, не имеют устойчивой экономико-транспортной связи.

Рост цен и тарифов на поставку товаров, а также срывы поставок, нерегулярные поставки и уменьшение объемов завоза необходимых товаров – все это ведет к спаду уровня жизни населения.

Социальное и экономическое развитие северных регионов идет намного труднее, чем южных.

Большинство закупок в северных районах осуществляется в летний (навигационный) период. Участники закупок порой не знают, что, например, в НАО отсутствует железнодорожное сообщение с другими регионами; отсутствует дорога, соединяющая НАО с другими регионами страны. В связи с этим возникает неприятное положение – как для потенциального участника, так и для заказчика. Итог: сделка срывается, а если еще позволяет время – процедуру закупки проводят заново, и как максимум – не освоение бюджета. А нужда остается. Необходимо поставить товар населению – те же продукты в образовательные учреждения; построить и своевременно ввести в эксплуатацию объекты строительства для нужд жителей региона; оказать различные услуги и т.д. Разъяснения участникам закупки положений документации, необоснованные жалобы затягивают процедуру проведения закупок.

Представляется, что для решения проблем с осуществлением закупок в северных районах необходимо принять специальные нормы, которые обеспечили бы повышенные требования к участникам закупок и ответственность за неисполнение обязательств по сделкам.

У государства имеются определенные функции, т.е. главные социально значимые направления его деятельности на данном этапе развития общества. Каждая функция имеет конкретное содержание, т.к. предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает - чем занимается государство в лице его органов, какие вопросы они решают.

Ряд северных регионов, в лице высших постоянно действующих законодательных органов власти, обращаясь с законодательной инициативой в Госдуму с законопроектами, предусматривающих послабления в Закон № 44 в сфере закупок, использовали различные способы для разрешения проблем. Но, к сожалению, в основном их законопроекты были отклонены.

НАО не исключение.

24.12.2014 окружное собрание внесло на рассмотрение Госдумы в порядке законодательной инициативы проект закона «О внесении изменения в ст. 93 Закона № 44 в сфере закупок»; просило осуществлять закупки товаров для нужд заказчиков, расположенных в районах севера по соответствующему Перечню товаров, работ, услуг, утв. высшим исполнительным органом власти субъекта РФ; предложило осуществлять закупки у единственного поставщика без конкурсных процедур, т.к. действующие механизмы Закона № 44 в сфере закупок препятствуют своевременному освоению целевых бюджетных средств и социально-экономическому развитию регионов Арктической зоны РФ (далее – АЗ РФ), в том числе в рамках государственных программ субъекта РФ. В пояснительной записке акцентированное внимание направлено на то, что имеющиеся механизмы контрактной системы, обязывающие в преобладающем большинстве случаев при решении государственными органами и органами местного самоуправления в экстремальных природно-климатических условиях севера, а равно в условиях ограниченной доступности тех или иных материальных ресурсов (в виду специфики транспортной схемы), территориальной отдаленности северных регионов социально-значимых задач, использовать конкурентные способы определения поставщиков, препятствуют своевременному освоению целевых бюджетных средств и социально-экономическому развитию регионов АЗ РФ, в том числе в рамках государственных программ субъекта РФ. Тем самым, проектом обеспечивается создание особых условий при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд на территориях в АЗ РФ.

Указанный законопроект прошел до первого чтения его обсуждения и по результатам чего был отклонен. На данном этапе обсуждалась общая концепция законопроекта, его основные положения, давалась оценка соответствию Конституции РФ. По результатам первого чтения Госдума все же отклонила законопроект.

Как следует из заключения комитета-соисполнителя - органы публичной власти в подобных местностях вправе производить закупки необходимых населению товаров, работ и услуг заранее на весь год.

С указанной позицией можно согласиться, но не ясно, каким образом можно оказать услуги на год вперед или поставить товар – те же продукты с ограниченным сроком хранения. При этом их нужно где-то хранить в соответствующих условиях.

Комитет Госдумы посчитал, что для упрощения закупочной деятельности заказчиков, расположенных в районах севера, возможно осуществлять закупки по случаю и в условиях чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Считаю, что с указанной позицией Комитета Госдумы согласиться нельзя. Как следует из Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб.

Авария носит непредвиденный характер, а решение о введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от масштаба ситуации принимает Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При этом, Закон № 44 в сфере закупок основан на планировании закупок.

На основе принятых выводов, Комитет Госдумы рекомендовал Госдуме отклонить законопроект окружного собрания.

Правительство РФ также не поддержало указанный законопроект окружного собрания.

В отзыве (заключении) Правительство РФ указало, что Законом № 44 в сфере закупок предусматривается право заказчика (опять же – в определенных случаях) осуществлять закупки в экстренной форме (ч. 1 ст. 76). Аналогичную позицию предложил Комитет Госдумы – осуществлять закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 в сфере закупок.

Считаю, что в этой части отзыв не конкретен, более того, получается, что авария и экстренный случай должны быть непременным условием закупок, т.е. через указанные процедуры должны быть осуществлены закупки на севере: всякий раз через череду аварий и экстренных случаев. С этим согласиться нельзя.

Счетная палата РФ также не поддержала указанный законопроект окружного собрания.

Отсутствие на государственном уровне стратегического видения севера России, его будущего, состояния его экономики и социальной сферы, остается серьезной проблемой, осложняющей гармоничное развитие России.

Желательно разработать и принять законопроект в области закупок, который смог бы в достаточной степени удовлетворить возникающие нужды северян.

Григорьев Александр Александрович

магистрант юридического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров).

 


[1] Данный рисунок принадлежит автору: www.yandex.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: