Где можно узнать о юннатском движении?




История развития юннатского движения

Год

В январе И.В. Русаков (детский врач, любитель природы) и Б.В.Всесвятский (московский учитель биологии), обсудили идею Русакова создать уникальную детскую организацию, где школьники изучали бы природу.

В мае в Сокольниках появилось объявление, приглашающее детей записываться на Станцию юных любителей природы, откликнулось 17 детей. В первое время каждый практикант под руководством педагогов Станции индивидуально вел в природе и на территории учреждения наблюдения, которые были ему интересны - над птицами, животными, насекомыми, растениями.

Об этом вот так было написано в афишах:

«Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу и желающие ее изучать, приглашаем записываться практикантами на Станцию юных любителей природы. На Станции будут производиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности, пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т. д. Прием бесплатный, число мест ограниченно»

15июня 1918 года считается началом юннатского движения в России.

В этот день была организована первая экскурсия и проведено первое занятие с ребятами только что созданной Станции юных любителей природы.

В 1919 году при станции была создана школа-колония, ученики которой жили здесь же на станции в общежитии и почти все свое время занимались в кружках, изучая природу.

В 20-е годы

«Станция юных любителей природы» в Сокольниках переименована «Центральную биостанцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева» или БЮН, а ребят, которые занимались на станции, стали называть бюновцами.

Главнейшей задачей деятельности БЮН было: развитие исследовательских работ над объектами природы, которые имеют общественно полезное значение.

Работа велась по трем основным направленим:

-борьба за идею юннатского движения, за ее широкое признание;

-стихийный рост числа юннатских кружков

-приближение содержания натуралистической работы к проблемам и задачам социалистического строительства.

Влияние школы и учителей на развитие юннатского движения было слабым. Юннаты были оторваны от школы, их работа не вытекала из программ школьных курсов биологии, а результаты их работы не использовались на уроках ботаники и зоологии. На развитие юннатского движения в первый его период заметное положительное влияние оказали такие известные люди как Н. К. Крупская, И. В. Мичурин, В. В. Маяковский.

В 20-е годы появились такие юннатские операции как «День птиц» и «День леса», были организованы первые юннатские экспедиции в Клин, на Сенеж, в Петроград и по его окрестностям, в заповедник Аскания-Нова, в Крым в 1921—1923 гг.

В июне 1924 года в Московском Государственном Университете в Зоологическом Музее прошел Первый Всероссийский Съезд Юных натуралистов.

В июле 1928год выпущен первый номер журнала «Юный натуралист», который стал одним из самых любимых журналов советских школьников.

В 30-е годы прослеживается борьба за подчинение работы кружков юных натуралистов учебным и воспитательным целям школы. Главной задачей кружков стало повышение качества учебно-образовательной и воспитательной работы и повышение знаний учащихся по основам естественных наук. Творческая же составляющая деятельности юнната в объединении (кружке) заметно снижалась. Его роль исследователя, испытателя природы все чаще сводилась к выполнению определенных агротехнических приемов на делянках в поле. Поэтому его отношение к природе нередко становилось более приземленным, более потребительским.

В 1932 году, когда станция юных натуралистов была реорганизована в Сектор естествознания Программно-методического института, затем Центрального института политехнического образования, школа при Биостанции была закрыта. Но славное движение юннатов продолжалось. В конце 1932 года И. В. Мичурин выступил с инициативой организации юннатской экспедиции для сбора семян, луковиц, черенков, отводков и другого материала полезных дикорастущих форм флоры Дальнего Востока.

В 1933 году с 7 июля до 24 августа в лугах левого берега р. Волга, близ пригородных деревень г. Ярославля Порково и Проскуряково проводилась работа 3й Всесоюзной экспедиции "Колхозных ребят" по сбору семян дикорастущих кормовых трав. Членами экспедиции были 10 юннатов и три руководителя.

А в феврале 1934 года приказом по Народному Комиссариату просвещения РСФСР № 108, в целях усиления организационно-методического руководства натуралистической и опытнической сельскохозяйственной работой среди детей была организована Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (на базе бывшей Биостанции юных натуралистов).

Е годы

Военные годы характеризовались общим подъемом патриотического энтузиазма юннатов всей страны. Десятки тысяч юннатов в эти годы овладели техникой работы на земле, на сельскохозяйственных машинах и заменили собой и ушедших на фронт и не вернувшихся с войны сельских механизаторов. В годы войны большую работу проводят юннаты по сбору дикорастущих лекарственных трав и хозяйственно полезных растений, по сбору картофеля. Работа Центральной станции продолжалась, появились первые публикации.

В послевоенные годы юные натуралисты широко развертывают работу по восстановлению и развитию садоводства и озеленению, вовлекая в нее других пионеров и школьников. В 1949-1950 годах обозначалась тенденция, все более полного подчинения юннатского движения учебно-воспитательным целям школы.

Центральная станция, как и в прежние годы, осуществляла руководство большой сетью региональных станций юных натуралистов, получала от них отчеты, обобщала получаемые сведения, публиковала информационно-методические бюллетени, информационно - методические письма. Ни одно крупное событие юннатской жизни не обходилось без участия в нем Центральной станции. Ей, как и прежде, принадлежала большая роль в развитии юннатского движения. Она осуществляла руководство внеклассной и внешкольной работой детей в Российской Федерации, оказывала методическую и практическую помощь школам и внешкольным учреждениям. Сотрудники станции стремились к тому, чтобы опыты, которые проводят юннаты, расширяли их кругозор, закрепляли знания, полученные в школе, учили их познавать жизнь растений и животных.

В 50-е годы значение натуралистической работы в школе еще более возросло т. к. на школьных учебно-опытных участках значительное место занимали опыты, направленные на получение высоких и устойчивых урожаев, выращивание перспективных культур. В эти годы возникла такая форма юннатской работы, как ученические производственные бригады. Первые бригады были созданы в Ставропольском крае в 1954 году по типу производственных бригад колхоза. В ученических производственных бригадах широкое распространение получила опытническая работа.

В августе 1955 года был проведен Всесоюзный слет юных натуралистов, посвященный столетию со дня рождения И. В. Мичурина. На слет съехалось более 600 юных натуралистов - участников ВСХВ 1955 года. На слете выступали и ученые, передовики сельскохозяйственного производства и сами юннаты. Слет поставил перед юннатами много новых серьезных задач и принял обращение ко всем юннатам и школьникам Советского Союза.

В августе 1956 года на ВСХВ состоялся 1-й Всероссийский слет юных натуралистов. На слете детально обсуждались проблемы опытнической работы и ее роли в юннатском движении.

К концу 50-х годов перед школой достаточно остро встала задача: она должна была давать юношам и девушкам не только хорошее общее образование, но и серьезно готовить их к трудовой деятельности. Основной базой для получения первоначальных трудовых навыков в области сельского хозяйства для учащихся пионерского возраста должны были стать школьные учебно-опытные участки.

В 1958 году в августе в Москве на ВСХВ проходил Всероссийский слет юных натуралистов, посвященный 40-летию юннатского движения.

Е годы

В 1963 году отмечался 45-летний юбилей Центральной станции юных натуралистов. Директор станции В. А. Пономарев в своем выступлении подчеркнул, что в последние годы основное внимание в юннатской работе уделялось развитию опытничества. В этот год станция была удостоена Диплома 1 степени ВДНХ СССР, а многие юннаты были награждены памятными медалями ВДНХ.

В августе 1965 года Центральная станция была в числе организаторов Всероссийского слета юных агрохимиков и друзей природы. В г. Саратов на слет прибыло более 700 участников. Наряду с вопросами организации и деятельности агрохимических лабораторий, проведением опытнической полевой работы, на слете широко и серьезно освещались вопросы вовлечения учащихся в работу по изучению местной флоры и фауны, по охране зеленых насаждений, полезных животных, вод, почв, памятников природы.

1967 год считают началом новой формы юннатской деятельности - работы школьных лесничеств.

В августе 1968 года в Москве во Дворце пионеров состоялся Всесоюзный слет юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Слет принял обращение ко всем пионерам и школьникам и призвал их быть верными стражами родной природы. В обращении говорилось: "Выйдем в зеленый поход. Пусть в 1969-1970 годах во всех пионерских дружинах пройдет Неделя леса и Неделя сада. Каждый поселок, каждую улицу оденем в зеленый наряд, заложим парки, леса, сады в память о героических страницах нашего народа".

В 1970-х годах деятельность станций юных натуралистов была направлена, как и ранее, на оказание помощи школам в трудовом обучении, воспитании и профессиональной ориентации школьников, в овладении учащимися сельскохозяйственными профессиями, в подготовке их к труду в сельскохозяйственном производстве.

В 1970 году в Москве с 3 по 7 января проходил Всероссийский слет членов ученических производственных бригад и школьных лесничеств.

В 70-х годах XX века широкое развитие получила экология человека или социальная экология. Она изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Экология человека включает в себя различные социологические, экономические, географические и другие аспекты: экологию города, техническую экологию, экологическую этику.

В 80-е годы регулярно и с большим подъемом проходили Всероссийские слеты членов ученических производственных бригад и Всероссийские конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям, а также Всероссийские слеты членов школьных лесничеств и юных друзей природы.

В 1981 году в Российской Федерации насчитывалось более 16 миллионов юных друзей природы - членов Всероссийского общества охраны природы. Работало 98 тысяч отрядов "зеленых патрулей", 16 тысяч "голубых патрулей". Более 313 тысяч учащихся были объединены в 6,7 тысяч школьных лесничеств. За школьными лесничествами в РСФСР на конец 1985 года было закреплено 2,1 миллиона га леса. Эти годы характеризовались общей тенденцией усиления и ускорения поступательного развития всего юннатского движения в стране.

Были разработаны следующие концепции:

а) экологическое образование должно будет включать в себя методологию, мировоззрение экологии как науки, а также синтез экологических знаний, построенные с учетом интеллектуальных и возрастных способностей ребенка

б) воспитание - повышение общей культуры поведения в природе, на самой станции, в общении друг с другом и в непосредственной опытнической работе в лабораториях Центральной станции юных натуралистов". Таким образом, в это время на станции началась плановая экологическая работа.

 

Юннатское движение в 90-е годы и в конце 20-го века характеризовались, в основном, двумя крупными процессами: "экологизацией" юннатского движения и переходом внешкольной работы в дополнительное образование детей.

В октябре 1990 года на совещании руководителей станций юных натуралистов было утверждено "Примерное положение об экологическом центре учащихся". Было записано: ЭБЦ - эколого-биологический центр является внешкольным учреждением, которое представляет собой часть единой системы образования и предназначено для духовного, интеллектуального развития детей, подростков, юношества, удовлетворения их творческих потребностей.

Создаются центры (дворцы) детского и юношеского творчества, заменившие дворцы пионеров и школьников. Начиная с 1992 г., на основе многих станций юных натуралистов (и опытников сельского хозяйства) учреждены эколого-биологические центры. Центры в некоторых регионах становятся координаторами экологического образования, являются опорными учреждениями в экспериментальной деятельности. С этой целью организуются экспедиции, летние лагеря, экологические практикумы.

В этот период наблюдается активизация экспедиционной деятельности учебных коллективов. Расширяется география экспедиционных работ московских школьников. Научно-исследовательские и природоохранные работы ведутся на территории России — от Прибалтики до Приморского края — и в странах ближнего зарубежья.

По инициативе экологов, педагогов дополнительного образования, общественных организаций формируются самодеятельные детские и моло­дежные экологические организации. Массовым детским экологическим движением постепенно становится «Зеленая планета», имеющая региональные отделения в большинстве субъектов РФ.

В этот период стали возрождаться традиционные формы работы со школьниками, хорошо зарекомендовавшие себя в 1970 – 1980-х годах, в первую очередь, научные общества учащихся. Большую работу ведут и школьные лесничества при лесхозах, школах, станциях юных натуралистов.

В конце прошлого века было отмечено появление таких новых форм натуралистической работы, как выездные экологические лагеря и школы. Они позволяют юннатам, сочетая исследования с учебой, глубже усваивать начала различных биологических дисциплин, таких как орнитология, гидробиология, геоботаника, осваивать методы комплексного экологического исследования. Широкое распространение в этот период получает разработка экологических троп на пришкольных территориях, учебно-опытных участках учреждений дополнительного образования, на охраняемых территориях. В этот период также особую популярность приобретают проектные работы, охватывающие порой большие коллективы учащихся и связанные с экологическим мониторингом различных территорий. Традиционными формами эколого-просветительской деятельности cтанций юннатов в 90-е годы XX века остаются экологические экскурсии и познавательный туризм. При этом изучение культурных, исторических и других достопримечательностей, укрепление здоровья учащихся, удовлетворение познавательного интереса и освоение различных трудовых навыков, наиболее полно проявляются в региональных экспедициях.

С начала 2000-х годов дополнительное образование детей эколого-биологической направленности приобретает черты системы. Согласно статистическим данным по состоянию на 2006 год, на территории Российской Федерации действуют 445 учреждений эколого-биологической направленности, в которых занимаются 426503 школьников.

 

Где можно узнать о юннатском движении?

https://osunsam.narod.ru/history.html

https://www.activestudy.info/dvizhenie-yunnatov/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: