Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)
Знание основных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенности их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
· руки и ноги растут быстрее тела
· общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
· рост девочек опережает рост мальчиков
· сначала мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
· девочки обычно выше мальчиков
· половое созревание
· быстрый рост мускулатуры
· переутомление опасно
· девочки менее активны
Развитие подростков (15-16 лет)
· наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
· завершение роста скелета
· различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
· мальчики отстают в развитии на 2 года
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
· высокий уровень активности
· стремление к общению вне семьи
· стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
· понимание различий пола
· стремление получить время на самостоятельные занятия
· ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
|
· энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
· часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
· стремятся к большой мускульной активности
· любят коллективные игры
· шумны, спорят
· влюбчивы
· боятся поражения, чувствительны к критике
· интересы постоянно меняются
· мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
· начинают осознавать нравственные нормы
· пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
· мальчики склонны к групповому поведению
· дети испытывают внутреннее беспокойство
· антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
· мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
· дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
· стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
· сопротивление критике
· появляется интерес к заработку
Развитие подростков (15-16 лет)
· девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
· наблюдается беспокойство о своей внешности
· растет социальная активность
· стремление к достижению независимости от своей семьи
· поиск себя
· происходит выбор будущей профессии
· возникновение первой любви
· проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
СОВЕТЫВОЖАТЫМ
дети младшей группы (6—8 лет)
· организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
· развивайте умение лазать и пользоваться качелями
· используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
|
· обучайте правильным навыкам труда
· обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
· предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
дети средней группы (9—11 лет)
· учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
· используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
· организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
· организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру;
· стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
дети старшей группы (12—14 лет)
· организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
· отдавайте предпочтение спортивным играм
· используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
подростки (15-16 лет)
· оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
· руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
· создавайте необходимые условия для отдыха
· учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
· учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.
СОВЕТЫРАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
|
Младший возраст (6—8 лет)
· Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
· Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
· Быстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...
· Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
· Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
· Опасность травматизма. - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
· Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
· Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.
· Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
· Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
· Постоянные опоздания. - Не давать поручений(связанных с учетом времени.
· Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
Средний возраст (9—11 лет)
· Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
· Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.
· ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
· Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
· Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
Старший и подростковый возраст (12—16 лет)
· Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
· Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
· Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
· Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
· Несбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.
Разновозрастные отряды.
Среди основных преимуществ можно смело выделить:
1. Общение со сверстниками Особый канал информации; по нему ребята узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
2. Соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками. По выражению французского писателя А. Моруа, «Товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».
3. Эффективный вид эмоционального контакта
Сознание солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами не только облегчает автономизацию от взрослых, но и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В разновозрастном отряде старшие часто становятся "братьями" и "сестрами" для младших – помогают им, учат чему-нибудь новому. Младшие тоже стараются помочь старшим в их делах. В разновозрастном отряде (как в многодетной семье) у детей есть возможность узнать что-то новое, получить опыт общения с людьми старшими и младшими. Такие отряды на практике оказываются более дружными, чем те, где дети – ровесники.
Да и вожатого одна смена с таким отрядом вознаграждает бесценным опытом работы одновременно "родителем" для малышей, "старшим братом" или "сестрой" для средних и "другом-лидером" для старших.