С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.
С 2. Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?
С 3. Ученые – правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».
С 4. Назовите любые три вида правонарушений
С 5. Текст.
«Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…
|
Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.»
1 Какие две причины, по мнению автора документа, способствуют росту преступности?
2 Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.
3 Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.
4 Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
С 6 Текст.
Право и закон
«Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
|
В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по – разному…Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять –«правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…»
Н.И. Матузов.
1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
2 Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любые аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
3 Какой термин равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три другие источника права.
|
4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
С 7. Назовите три любых признака гражданского общества.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1 «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б.П. Вышеславцев)
2 «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право». (И.А. Ильин).
3. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин).
4 «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).
5. «Правозаконность- одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф.Хайек).
6. «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
7. «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б.Чичерин).
8. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом, как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
9. «Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку» (И.Ильин).
10. «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж.Маритен).
11 «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания | ответ |
А 1 | |
А 2 | |
А 3 | |
А 4 | |
А 5 | |
А 6 | |
А 7 | |
А 8 | |
А 9 | |
А 10 | |
А 11 | |
А 12 | |
А 13 | |
А 14 | |
А 15 | |
А 16 | |
А 17 | |
А 18 | |
А 19 | |
А 20 | |
А 21 | |
А 22 | |
А 23 | |
А 24 | |
А 25 | |
А 26 | |
А 27 | |
А 28 | |
А 29 | |
А 30 | |
А 31 | |
А 32 | |
А 33 | |
А 34 | |
А 35 | |
А 36 | |
А 37 | |
А 38 | |
А 39 | |
А 40 | |
А 41 | |
А 42 | |
А 43 | |
А 44 | |
А 45 | |
А 46 | |
А 47 | |
А 48 | |
А 49 | |
А 50 | |
А 51 | |
А 52 | |
А 53 | |
А 54 | |
А 55 | |
А 56 | |
А 57 | |
А 58 | |
А 59 | |
А 60 |
Часть 2. Уровень В.
№ задания | ответ |
В 1 | юридические лица |
В 2 | источники |
В3 | ББАА |
В4 | |
В5 | |
В6 | законы |
В7 | Государственная Дума |
В8 | |
В9 | |
В10 | |
В11 | БВАДЕИ |
В12 | право |
В13 | АВБ |
В14 | АББАБ |
В15 | БАББ |
В 16 |
Часть 3. Уровень С.
С1.
Ответ должен содержать следующие позиции:
1) утверждения о том, что имело место правонарушение;
2) три признака, например:
- было совершено действие (старшеклассник взял диск);
- действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку;
- были нарушены нормы права (диск взят без разрешения владельца, т.е. в данном случае нарушено право собственности);
- подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;
- подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.
С2
Правильный ответ может содержать следующие позиции:
1) аргументы (основания), например:
- деяние запрещено законом (т.е. правонарушением);
- в деянии прослеживаются признаки преступления:
а) виновность действия подростка;
б) противоправность;
в) особая общественная опасность;
- данное деяние определено как преступное в Уголовном кодексе.
2) указание на то, что действия повлекут уголовную ответственность.
С 3
В ответе
1) должно быть названо понятие – «правовая норма» или «норма права»;
2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:
- общеобязательность;
- формальная определенность;
- нормативность;
- установление и защита государством.
С 4 Ответ:
Административные, гражданские, трудовые, уголовные.
С 5 Текст.
1) В ответе должны быть названы причины:
- противоречия (деформации) общественных отношений;
- переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает жестокость»).
2)
1) выписана фраза из текста: «Преступность наносит ущерб … общества его членов»;
2) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим:
- преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан;
- увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах.
3)
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, например:
1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее;
2) усиливающийся разрыв в уровне доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния;
3) бедность вынуждает искать любые способы выживания.
Возможны иные, имеющие основания позиции.
4)
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) высказано собственное мнение;
2) приведены аргументы в его обоснование.
В ответе, подтверждающем мысль автора могут быть приведены следующие аргументы:
- наказание, унижающее человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить;
- негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности;
- главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему;
В ответе, опровергающем мысль автора, могут быть приведены следующие аргументы:
- ужесточение наказания преступников должно удержать от преступления, тех, кто еще только собирается его совершать;
- гуманизация наказания преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников;
- гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим.
С 6
Текст.
Право и закон
1) В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:
1) право – э то законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;
2) право – это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.
2)
1)Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа);
2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
- размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
- затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
- затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
- размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
- открывается простор для произвола в политике;
- остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
- порождается правовой нигилизм.
3) В ответе должны быть:
1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три другие источники права:
- правовой обычай;
- судебный прецедент;
- нормативный договор.
4) В ответе:
1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
2) Могут быть указаны любые три других функции права:
- экономическая;
- политическая функция;
- социальная функция;
- охранительная функция.
С 7 Могут быть названы любые три признака гражданского общества:
- социальная основа – средние классы;
- правовая основа – судебная и общественная защита прав человека;
- нравственная - взаимное доверие людей;
- культурная: наличие возможностей для массового приобщения к ультуре;
- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;
- не закон лежит в основе прав человека, а права человека – в основе закона и т.д.