Государственно-правовое воздействие на общественные отношения. Экономические., полит., социальн., эколог., отношения.




Способы правового воздействия – многочисленны, и их классификация различается у отдельных авторов.

По форме правового воздействия – т.е. по воплощению, внешней реализации правового влияния на общественные отношения различают следующие:

правовая культура,

правовая идеология,

правосознание,

правовые принципы,

правотворческий процесс,

непосредственно правовое регулирование (механизмы правового регулирования)[1].

Примерно таким же образом классифицируются способы правового воздействия и у авторов учебника Общей теории права под. ред. А.С. Пиголкина[2]. Надо сказать, что данная классификация соответствует скорее не инструментам воздействия, а результатам, которые складываются в процессе правового воздействия на индивида. То есть, вследствие длительного, целенаправленного влияния права, лицо становится наделенным правовой культурой, следует определенной правовой идеологии, обладает правовым сознанием и т.д.

Другие авторы вообще не рассматривают отдельно правовое воздействие, а только в связи его с государственным властным влиянием. То есть различают государственно-правовое воздействие на отдельные сферы жизни человека[3]:

- государственно-правовое воздействие на политику;

- государственно-правовое воздействие на экономику;

- государственно-правовое воздействие на культуру;

- государственно-правовое воздействие на социальную сферу и т.д.

Такая позиция основывается на том, что право вне государства не имеет собственного влияния. Право как способ регулирования общественных отношений возникает в государстве и не существует вне его. А поскольку влияние это не является абстрактным, оно направлено на нормирование конкретных сфер жизни и деятельности человека в государстве (они являются объектами правового воздействия).

Воздействие права на политику осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, публичное право (конституция, конституционные законы) способствует закреплению политического строя общества, обеспечивает систему разделения властей. Права граждан на участие в политической жизни государства являются элементом функционирования механизма политической системы. Посредством участия в выборах, создания партий и движений граждане реализуют свои права и тем самым воздействуют на политику. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

Экономические отношения могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Правовая нормативная форма естественным образом отвечает сущности экономических отношений, рыночной экономики. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вмешательство государства в экономические отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права. Таким образом, право есть способ саморегулирования экономики. Правовое воздействие государства на экономику призвано в первую очередь обеспечить легальность совершаемых экономических действий, защиту интересов участников рыночных отношений, что положительно влияет не только на развитие внутренних экономических мощностей государства, но и закреплению позитивного образа для иностранного экономического сотрудничества.

Воздействие государства и права на культуру реализуется в том, что государства всячески способствует развитию материальной и духовной культуры общества. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство посредством права охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством. Государство заботится о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры. Конституция РФ гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44).

На основе права формируется особый пласт культуры — правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граждане.

Как верно подытоживает Л.С. Явич, активное воздействие права на породившие его общественные отношения не ограничивается и не может ограничиваться сферой хозяйственной жизни страны, оно охватывает область государственной деятельности, определенные стороны развития культуры, науки, техники, идеологии. Без права и законности нельзя себе представить нормальное и успешное осуществление государственных функций, развертывание политической демократии, развитие человеческой личности, удовлетворение ее растущих духовных и материальных потребностей, совершенствование социального обслуживания населения и т.п.[4]

Довольно привычной и наиболее часто встречающейся классификацией способов правового воздействия является разделение их на информационное воздействие и ценностно-ориентационное. Это как бы каналы, по которым осуществляется общее воздействие права на общественные отношения.

Информационное воздействие права основано на том, что оно является одной из разновидностей социальной информации. При помощи юридических норм до сведения участников общественных отношений доводится позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимого результата, о последствиях нарушения норм.

Ценностно-ориентационное воздействие базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право является одновременно носителем многих политических, моральных, духовных ценностей и поэтому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном и запрещенном поведении формулировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образа поведения.

Кроме этих, в работах В.Н. Кудрявцева[5] выделяются два дополнительных канала воздействия права – принудительное и стимулирующее. Как замечает С.С. Алексеев, принуждение и стимулирование характеризуют в основном собственно юридическое воздействие, т.е. правовое регулирование – таким образом, они выражают деятельность государства и состоят государственно-властном нормировании общественных отношений; при этом стимулирование и принуждение присутствуют также в определенной своей части в информационном и ценностно-ориентационном воздействии.

Несмотря на тесное переплетение всех каналов (форм) правового воздействия, их нельзя исследовать в одном ряду, поскольку они находятся в различных плоскостях правового воздействия. Поэтому правовое регулирование, информационное воздействие и ценностно-ориентационное воздействие будут рассматриваться отдельно.

Здесь следует обговорить следующее: в литературе, особенно учебной, встречаются различные термины для обозначения в целом одного и того же явления. Так, «информационное» воздействие именуется «информационно-психологическим», «ценностно-ориентационное» может именоваться «воспитательным», «социальным». По сути эти уточнения являют собой лишь расшифровку конкретной функции права при одном направлении воздействия. То есть, воздействуя на духовные, моральные и социальные качества личности, право оказывает воспитательное (педагогическое) и социально-направляющее действие. Как замечает Н.Н. Лебедева[6], в рамках данных форм осуществляется влияние правовой информации на мотивы субъектов, на их внутренний мир, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности, социальную среду действия права, общественные отношения, а в целом на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Таким образом, право оказывает существенное влияние на формирование правовой культуры как общества, так и личности.

Плюрализм.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Необходимыми, но недостаточными условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода массовой информации, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: