СТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ




1. Генеральную прокуратуру Донецкой Народной Республики возглавляет Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики.
2. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики имеет первого заместителя и заместителей.
3. В Генеральной прокуратуре Донецкой Народной Республики образуется коллегия в составе Генерального прокурора Донецкой Народной Республики (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики.
4. Структуру Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики составляют управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.
В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
5. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Донецкой Народной Республики имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
6. Для выполнения специальных мероприятий, операций и физической защиты сотрудников органов прокуратуры в структуре Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики имеется Управление собственной безопасности, структура и штатная численность которого устанавливается Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики. Управление собственной безопасности подчиняется исключительно Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики.
7. В Генеральной прокуратуре Донецкой Народной Республики действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

 

Статья 42. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, следователей

1. Прокурорами, следователями могут быть граждане Донецкой Народной Республики, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (специалист, магистр) и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

1) имеет гражданство иностранного государства;

2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4) имело или имеет судимость;

5) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Советом Министров Донецкой Народной Республики;

6) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Статья 46. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности

Работников органов прокуратуры назначает на должность и освобождает от должности Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики.

 

 

Статья 56. Увольнение в связи с утратой доверия

1. Работник в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных законом;

4) осуществления работником предпринимательской деятельности;

5) вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Донецкой Народной Республики их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Донецкой Народной Республики или законодательством Донецкой Народной Республики; иные случаи установленные законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Руководитель органа прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры.

 

Статья 53. Поощрение работников

1. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

1) объявление благодарности;

2) награждение Почетной грамотой;

3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;

4) выдача денежной премии;

5) награждение подарком;

6) награждение ценным подарком;

7) награждение именным оружием;

8) досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

9) награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Донецкой Народной Республики»;

10) награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Донецкой Народной Республики» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.

2. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Донецкой Народной Республики» и награждению государственными наградами Донецкой Народной Республики.

3. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики может устанавливать виды поощрений, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

4. Положения о нагрудных знаках «Почетный работник прокуратуры Донецкой Народной Республики» и «За безупречную службу в прокуратуре Донецкой Народной Республики» утверждаются Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики.

5. Для награждения работников используются средства наградного и подарочного фондов.

6. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики может применять установленные настоящей статьей поощрения к не являющимся работниками органов прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Донецкой Народной Республики.

 

 

Действие нормативных правовых актов во времени.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

1) с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим законодательством.

Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий:

а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан;

б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1) истечения срока, на который был принят;

2) официальной отмены или признания утратившим силу;

3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт по общему правилу перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

5) признания акта неконституционным;

6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны.

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства.

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства. Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны.

Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

Вступление в юридическую силу:

1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

2) Вводится в действие с момента его опубликования;

3) Вводится в действие с момента его принятия;

4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

5) Вступает в силу с момента его подписания;

6) Вводится в действие поэтапно;

7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Утрата юридической силы:

1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;

4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Исключения из общего правила:

1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

- ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

- простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

Действие НПА в пространстве:

1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Территория РФ:

- часть суши, определенная государственной границей;

- внутренние водоемы;

- внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);

- прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;

- воздушные суда РФ;

- морские суда под флагом РФ;

- космические объекты;

- территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Действие НПА по кругу лиц:

1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространятся на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

2.1

А)Нет, так как он обладает дипломатической неприкосновенностью

Б) да, уголовное дело будет возбуждено, будут установлены причины совершения ДТП, но с определенными ограничениями — посол имеет право отказаться от показаний, используя свой дипломатический иммунитет, равно как не может быть арестован. В случае ДТП на место происшествия будет вызван представитель посольства РФ и представитель МИД Панамы. Но никакого наказания посол не получит, опять же в силу дипломатического иммунитета. Но, правительство Панамы, может на основании Венской конвенции, обратиться к правительству РФ с просьбой снять дипломатический иммунитет с посла с тем, чтобы привлечь его к ответственности. Как правило, правительство (любое, не только РФ) отказывается от снятия иммунитета и, таким образом, посол (равно как и иное лицо, обладающее дипломатическим статусом) не привлекается к ответственности.

 

 

ОГПУ. В февраля 1922г было принято постановление о замене ВЧК Объединенным Государственным политическим управлением (ОГПУ) при НКВД. На ОГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ОГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ОГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии отменялись, подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Судебная реформа 1922. В ноябре 1922 г. было принято положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные, арбитражные комиссии. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.


Кодификация законодательства в период НЭПа.

Двадцатые годы явились периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно- процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Гражданское право. Гражданский кодекс состоял из общей части вещного права, обязательственного права, наследственного права. ГК содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. Законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности. Наряду с государственной и кооперативной собственностью законодатель выделял частную, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения; собственность частных юридических лиц. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности. Распространение получили договоры и концессии, на основании которых гос имущество передавалось в пользование частных лиц. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок. Вместе с тем на арендатора возлагался целый ряд обязанностей: договор определял, рода изделия, количество, доля продукции для государства; поддерживать предприятие на должном техническом уровне, сроки аренды. Земельное право. Земельный кодекс был введен в действие с декабря 1922. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из основных положений и 3 частей: о трудовом землепользовании, городских землях и государственных земельных имуществах, землеустройстве и переселении. Кодекс отменял право частной собственности. Все земли составляют единый гос. фонд. Право пользования: трудовым землевладельцам, городским поселениям, гос. учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

Трудовое право. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через орган Наркомтруда. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся. Размер вознаграждения не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. Вводился порядок социального страхования во всех предприятиях, охватившее все виды выплат, которые производились из средств нанимателя.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР состоял из введения и 2 частей: общей и особенной - и вступил в действие с июня 1922 г. Под преступлением кодекс понимал всякое общественно-опасное действие или бездействие. Цели наказания: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществляется судебными органами основе «социалистического правосознания», «руководящих начал» и статей УК. Применялся принцип аналогии. При определении меры наказания учитывается степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления. Н аказание должно было быть целесообразным. Система наказаний:: от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находящимся производстве у ревтрибуналов, применялся расстрел. Судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности, воспрещение должности, деятельности. Система преступлений: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и другие преступления.

Процессуальное право. Уголовно-процессуальный кодекс утвержден в феврале 1923 г. Принципы: публичность и гласность. На предварительном следствии должны были выясниться и исследоваться все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР введен в действие с сентября 1923 г.Кодекс обязывал суд стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело может слушаться в закрытом заседании.Действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

 

Внутренняя политика Николая I (кратко):

В 1826 г. Николай возвращает из ссылки М.М.Сперанского и создает отделение своей канцелярии для подготовки единого Свода законов. Новый свод был готов за 5 лет и опубликован в 1833 г.

В том же 1826 г. Николай создает секретный комитет, ставя во главе В.П.Кочубея. Кочубей был обязан создать проект реформы государственного управления, но не выполнил задачу.

При правлении Николая I невероятно возросло количество чиновников, и их власть на местах порой была выше, чем у министров.

Николай укреплял позиции и авторитет дворянства, изменив порядок наследования, разрешив прием в высшие и средние учебные заведения только детей дворян и чиновников.

При этом он не забывал и о крестьянском вопросе. К тому же, крупнейшие помещики признавали, что быт крестьян следует улучшать. Крестьянские реформы проводил П.Д.Киселев. Было введено:

- крестьянское самоуправление;

- в деревнях появились школы и больницы;

- если земель не хватало, то крестьян могли переселить на более свободные участки (особенно на восток страны);

- часть земель была отдана под «общественную запашку», т.е. там работали сообща и вместе пользовались урожаем. Но тут тоже не обошлось без «перекосов»: на этих полях заставляли сажать картошку, что было довольно непривычно для крестьян и приводило к картофельным бунтам.

Но все изменения касались лишь государственных крестьян, а крепостные крестьяне оставались в том же положении, что приводило к недовольству. В итоге, Николай пришел к выводу, что попытки немедленно устранить крепостное право могут грозить протестом сторонников крепостничества.

Поэтому к крепостным крестьянам были применены совсем небольшие шаги:

- запрет продажи крестьян за долги;

- запрет продажи части семьи крестьян;

- разрешение освобождать крестьян, не давая им при этом землю;

и другие нововведения, которые коренным образом не меняли положение вещей.

Общественное движение при Николае I:

В 30-50-х годах Россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). В связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.

Консерваторы (стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии С.С.Уварова (в будущем министра народного просвещения). В его видении основа Российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. Т.е. народ - это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.

Либералы делились на западников (В.П.Боткин, И.С.Тургенев,…) и славянофилов (братья Аксаковы, братья Киреевские и др.).

Для западников было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. Собственно и прорыв России по их мнению произошел только после реформ Петра I, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к Западной культуре, чтобы создать единое культурное поле.

Славянофилы наоборот говорили о самостоятельном пути России и ненужности западных заимствований. Предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).

При этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в Россию и её процветание.

Революционные студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. Полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.

С революционными идеями выступали и национальные движения, например, на Украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.

Идейными вдохновителями революционных настроений выступали А.И.Герцен, который разработал теорию русского социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.

К 40-м годам сформировались первые организации социалистов, обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.

П.Я.Чаадаев имел особое место среди мыслителей того времени. Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться. Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: