Кейс 2
Определите, какова методическая цель заданий и вопросов, используемых учителем при работе над литературным произведением:
а) Осеева В.А. «Три товарища».
— Найдите в тексте слова автора, которые помогают вам представить состояние Вити во время перемены.
б) Осеева В.А. «Три товарища».
— Прочитайте на доске:
«— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю, —... сказал Витя и...» Задание: сравните с текстом.
Определите, какие слова пропущены. Что изменится, если их не будет?
в) Плещеев А.Н. «Мать и дети».
— Кто, по-вашему, может сказать слова: мама дорогая, мама золотая, все она, родная?
— А что можно сказать о самом поэте?
г) Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
— Сравните этот рассказ Паустовского с другими его рассказами о животных. Что вы можете сказать на основании этих рассказов о самом Паустовском?
— Вы прочитали два рассказа Паустовского. Каким человеком вам представляется автор этих рассказов? Как он смотрит на мир? Что любит? О чем думает?
д) Крылов И.А. Басни.
— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из другой басни?
е) Определите свое отношение к вопросам такого типа. Чему они могут способствовать?
— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
— Что вы можете сказать об этом стихотворении?
ж) Оправданно ли задание познавательного характера после чтения стихотворений русских поэтов И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина?
— Найдите в каждом стихотворении приметы идущей по земле осени.
— Вы заметили, в каком порядке расположены эти стихи?
— Определите, какие периоды осени описываются в этих стихотворениях.
— Выберите отдельные строчки из этих стихотворений и расположите их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.
|
Кейс 3
Сравните два варианта работы над рассказом К. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».
а) — Ребята, расскажите, как то, что увидел и услышал композитор Эдвард Григ, помогло ему написать музыку.
— Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка, которую девушка слышала впервые?
— Какие картины представлялись Дагни, когда она слышала музыку, посвященную ей?
— Ребята, если у вас дома найдется пластинка с записью музыки Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», послушайте ее. Что вам представляется, когда вы слышите эту музыку?
б) — Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?
— Что делало его таковым?
— Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Скажите, можно ли считать его навечно ушедшим от нас, ныне живущих?
— Что же делает человека вечным? Что сделало бессмертным Грига?
— Найдите в тексте самые важные слова. («Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)
— Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте кратко своими словами.
— Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили — не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них.
— Что было бы, если бы все люди или хотя бы большинство из них видели счастье в том, чтобы дарить себя? Как вам кажется, какой бы стала жизнь?
|
— Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медленно, потом все разрастаясь загремели аплодисменты»? Почему сначала медленно? (Беседа о воздействии классической музыки на человека.)
— Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку.
— Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.
— Дома подготовьтесь ответить на вопрос: «Чем должен жить человек?» Дагни это поняла. А поняли ли вы?
Кейс 4
Проведите методический анализ урока чтения, отметив достоинства и недостатки. Какие вопросы и задания соответствуют характеру произведения, а какие нет? При необходимости внесите коррективы.
Тема: «Ласточки пропали...» А. А. Фет
1. Работа над репродукцией картины И.И. Левитана «Золотая осень»:
— Какая пора изображена на картине?
— Почему ее называют золотой? Ответьте строками, взятыми из уже пройденных произведений.
— Но бывает и поздняя осень, когда начинает дуть холодный ветер, срывая, опускает на землю оставшуюся листву. Везде пусто, сумрачно. Любая пора вызывает у человека особые чувства, которые композитор выражает с помощью звука, а поэт — с помощью слова.
— Прочитайте про себя стихотворение А.А. Фета и ответьте на вопрос: «О какой поре осени пишет поэт?»
2. Чтение детьми стихотворения про себя.
3. Чтение стихотворения вслух по отдельным предложениям и подбор заглавия к нему.
4. Чтение стихотворения по четверостишиям про себя и составление словесных картин к каждому из них.
|
5. Проверка выполнения задания. Один ученик читает четверостишие, другой рисует к нему словесную картинку. Параллельно учитель задает вопросы:
— Что автор пишет про листья?
— Почему валится, а не падает?
— Что автор пишет про ветер?
— Каким словом можно его заменить?
— А как лучше, точнее — злится или дует?
— Что хочет автор показать этим словом?
— Скажите, почему так жалобно курлычут журавли?
6. Чтение стихотворения про себя.
— Какое настроение испытывал автор, когда писал эти строки?
— Послушайте стихотворение еще раз. Какое у вас возникает настроение после его прослушивания? (Учитель выразительно читает стихотворение вслух под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».)
7. Чтение стихотворения вслух по четверостишиям с передачей голосом настроения грусти, печали.
8. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Кейс 5
Прочитайте текст и вопросы, предлагаемые к нему. Обоснуйте подобную группировку вопросов. Дополните список вопросов каждой группы в соответствии с их характером.
В. Осеева
ХОРОШЕЕ
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка!
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня.
А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошел:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Вопросы по фактическому содержанию:
— Как звали мальчика?
— Какое желание у него появилось утром?
— Кто первый обратился к Юре с просьбой?
— О чем она попросила?
— Какой вопрос задал мальчик маме?
Вопросы по выяснению различных связей:
— Чего захотелось Юре?
— Почему у него возникло такое желание?
— О чем попросила Юру сестра?
— Что он ей ответил?
— Как отреагировала сестренка? Почему?
Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям:
— О чем мечтал Юра?
— Каким он хотел быть?
— Был ли он на самом деле храбрым? Докажите.
— Каким можно назвать мальчика?
— Какие слова текста это подтверждают?
Вопросы, устанавливающие ассоциации с опытом детей:
— У кого из вас есть младшие братишки или сестренки?
— Что хорошего для них вы делаете?
— Как вы помогаете старшим в семье?
Кейс 6
Прочитайте рассказ и вопросы, предлагаемые на этапе анализа этого произведения. Расставьте вопросы в правильной логической последовательности. Дополните беседу другими вопросами, которые сделали бы ее более полной и глубокой. Подумайте, формулировку каких вопросов следует изменить и почему.
Б. Житков
ОБВАЛ
Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама
закричала:
— Съешь скорее корку!
Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слезы. Она не могла говорить, а только хрипела и махала руками. Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей, скорей приезжал.
Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух. Доктор очень боялся за Валю.
Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя.
Было еще далеко. Но доктор все равно хотел идти пешком. Вдруг сзади затрубил гудок. Шофер посмотрел назад и сказал:
— Погодите, доктор, помощь идет.
А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы и провели трубу в море.
Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал ее в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой. Она с такой силой вылетала, что людям нельзя было удержать, так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала камни иглину и уносила их в море. Весь обвал вода смыла с дороги.
— Скорей, едем! — крикнул доктор шоферу. Шофер пустил машину.
Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку. А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос гидротаран размыл обвал.
— Какими словами передает автор испуг матери?
— Как отреагировал доктор?
— Почему он...?
— Как звали девочку?
— Как хотела мама помочь дочке?
— Где пролегла дорога?
— Почему столько людей бросились на помощь девочке?
— Что случилось с Валей?
— Почему она...?
— Каким способом убрали завал?
– Опишите состояние девочки.
– Какими словами автор описывает трудности работы спасателей?
— Что почувствовала мама?
— Какое решение принял доктор?
— Что преградило путь машине?
— Что тогда сделала мама?
— Как вы думаете, что в этот момент почувствовал доктор?
— Откуда пришла помощь?
— Почему он...?
— Какими словами текста это подтверждается?
— Кто принимал участие в спасении девочки?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ?
— Почему...?
Кейс 7
Познакомьтесь с работой по словесному рисованию и выскажите свое отношение. При необходимости внесите коррективы.
а) Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
— Из каких двух больших картин (эпизодов) состоит сказка?
— К какому из них в учебнике есть иллюстрация?
— Сейчас мы с вами превратимся в волшебных художников и нарисуем без карандаша и красок иллюстрацию ко второму эпизоду.
— С чего начинается сказка?
— Вот эту картину мы и будем рисовать на этом листе бумаги. (На доске прикреплен чистый лист.)
— Кого сначала нарисуем? Какая она?
— Что изобразим возле лап лисы? Какую тарелку нарисуем?
— Видно ли будет на рисунке, что в тарелке?
— В какой позе стоит лиса? Что она делает?
— А кого нарисуем рядом с лисой? Какой он?
— Что делает журавль?
— А теперь закройте глаза и повторите «волшебные» слова, с помощью которых мы описали содержание картинки. (Снимается чистый лист бумаги, под ним оказывается графическая картинка, аналогичная «нарисованной» словесно.)
б) Стихотворение С.А. Есенина «Береза».
— «Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным?
— Значит, ее мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где?
— Где растет береза?
— Как об этом сказал поэт?
— Вот здесь мы нарисуем березку, а где нарисуем дом?
— Береза большая или маленькая, высокая или низкая?
— С чего начнем рисовать березу? Какой ствол? А какие ветви у березы?
— А теперь нарисуем двор и дом. Дом нарисуем городской или деревенский? Высокий или низкий? (Соотношение размеров дома и березки показывается указкой на листе.)
— Из чего построен дом? Какая у него крыша?
— Что еще можно нарисовать рядом с деревенским домом? (Дрова, сено, забор.)
— А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. (Заменяя чистый лист бумаги контурным рисунком, учитель говорит: «Во дворе деревенского дома стоит березка. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой — домик с красивыми резными ставнями. Рядом с домом — поленница дров и сено».)
— Откройте глаза. Такую вы представили картину? А теперь давайте раскрасим ее.
— Начнем с березы. Какого цвета ее ствол? Какие ветви? Как об этом сказано поэтом?
— На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?
— Какого цвета небо?
— Закройте глаза и представьте рисунок в цвете. (Учитель заменяет контурное изображение на цветное.)
— Откройте глаза. Такой вы представили себе картинку?
Кейс 8
Какой из двух вариантов подготовки к драматизации сказки В. Берестова «Аист и Соловей» правильный?
а) — Как вел себя Аист, когда явился к мудрецу?
— Как вел себя Соловей?
— Давайте разыграем сценку и покажем, как это происходило.
— Кто будет мудрецом? Аистом? Соловьем? (Сказка инсценируется целиком.)
б) — Чем вам нравится Соловей?
— Чем неприятен Аист?
— Что сказал Аист, когда вбежал к мудрецу? Как он произнес эти слова?
— Кто покажет, каким был Аист, как он вбежал?
— Кто еще попробует?
— А как вел себя Соловей в гостях у мудреца?
— Кто покажет, как он извинился за беспокойство и попросил научить его музыке?
— Кто еще попробует?
Кейс 9
Проведите методический анализ подготовки учащихся к чтению по ролям рассказа В.А. Осеевой «Синие листья».
— Какой вы представляете себе Катю?
— Какими чертами характера она обладает? Как это можно передать голосом?
— Найдите слова Кати и попробуйте их прочитать.
— Какой вы представляете себе Лену? Как это показать голосом?
— Найдите слова, которые говорит Лена, и попробуйте их прочитать.
— Как автор относится к девочкам? Прочитайте.
— Какие еще действующие лица есть в этом рассказе?
— Каким вы представляете себе учителя? Почему вы так считаете? Как это передать при чтении?
— Найдите слова учителя и попробуйте прочитать их выразительно.
— Сколько всего действующих лиц в рассказе?
— Прочитайте рассказ про себя и отметьте, где чьи слова. После этого проводится чтение по ролям.
Кейс 10
Проведите методический анализ использования музыкальных произведений на уроке чтения.
а) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
— Дети, сейчас зима. Это чудесное время года. И часто русская зима-красавица вдохновляет поэтов, художников и композиторов на создание произведений. Сейчас вы прослушаете пьесу П.И. Чайковского «На тройке». Будьте внимательны, постарайтесь услышать то, что хотел выразить композитор в музыке, увидеть дорогу, по которой едет тройка, как будто вы сами мчитесь на этой тройке. (Включается музыка.)
— Понравилась пьеса? Что вы представляли, когда слушали музыку?
— Так П. И. Чайковский отразил в музыке то, что увидел или пережил однажды. А вот как передал настроение от зимней дороги в своем стихотворении А.С. Пушкин. Послушайте. (Учитель читает стихотворение.)
б) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Сопоставляются два произведения П. И. Чайковского: «На тройке» и первая часть симфонии «Зимние грезы», подчеркивается разное настроение этих произведений:
— Почему Чайковский написал два произведения о зимней дороге так по-разному?
— Какое из этих произведений больше соответствует настроению стихотворения, которое я сейчас вам прочитаю? (Учитель читает стихотворение).
в) Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» и С.А. Есенина «Поет зима — аукает... ».
Дети характеризуют «зимние голоса» в этих стихотворениях, находят слова, передающие изменчивое звучание «песни» зимы. Дается задание подумать, какую музыку можно сочинить к этим произведениям, чем будут отличаться эти две музыкальные иллюстрации, почему?
г) В..А. Жуковский «Жаворонок». После неоднократного чтения стихотворения учащиеся слушают «Песню жаворонка» П.И. Чайковского.
— О чем эта музыка «рассказывает»?
— На что похожи ее звуки?
— Что вы видите, когда слышите эту песню?
Кейс 11
Проведите анализ урока точки зрения требований к их структуре и организации обучения, используя следующий план:
а) найдите в книге для чтения произведение, с которым работают на этом уроке. Определите место урока в ряду других по данной теме;
б) подумайте, зачем изучается это произведение, с какими другими уже прочитанными текстами оно связано и как;
в) прочитайте произведение и проведите его литературоведческий анализ;
г) прочитайте конспект урока, обратив внимание на его тему и формулировки целей;
д) оцените, как соотносятся с особенностями текста и целями урока:
— план урока,
— способы организации работы на этапах первичного синтеза,
— логика работы на этапе анализа,
— виды творческой работы с текстом на этапе вторичного синтеза.
е) определите, насколько выбранные учителем приемы обеспечивают эмоциональность восприятия литературного произведения;
ж) выявите, насколько сочетаются задания аналитического и синтетического характера;
з) укажите, какие коррективы в данный урок внесли бы вы; Обоснуйте внесение каждого изменения.