Второй принцип - монтаж по ориентации в пространстве
2-й принцип монтажа, если объяснить просто, сводится к следующему - при стыковке двух говорящих (смотрящих друг на друга) зритель должен понять, что они смотрят именно друг на друга, а не кто куда. Камеры должны быть расположены по одну сторону от линии пересечения глаз говорящих.
Если одна из камер стоит на точке 14, то вторая должна стоять на 13б (а не на 13а)
Третий принцип - монтаж по направлению движения основного объекта в кадре
Данный принцип означает, что при изменении движения объекта для комфортного монтажа желательно каждый стык делать под углом не более 90 градусов из 180-ти допустимых (не 360, а именно 180). При этом, соблюдая 1-й принцип монтажа - по крупности планов
Четвёртый принцип - монтаж по фазе движущихся объектов в кадре
Этот принцип стоит на страже сохранения фазы движущихся объектов на соседних кадрах. Для рисунка ниже это означает, что чрезмерная задержка съёмки общего плана (обратите внимание, не крупного, а именно общего!) приведёт к "выпаду" кабинки из фазы движения и значительному скачку при просмотре зрителем этих кадров. Идеальный вариант - сохранение фазы движения в 1/4 круга (или угла в 90 градусов).
Так же это касается и ходьбы человека - если в первом кадре он ступил правой ногой, то во втором должна быть сохранена фаза движения - и кадр либо продолжается завершением шага правой ноги, либо начинается с левой (смотря как того требует целостность фазы)
Пятый принцип - монтаж по темпу движущихся объектов
Здесь надо разобрать 3 варианта движения в кадре:
1. Движение с цикличностью действий - например, шаги идущего
2. Движение внутри рамок кадра
3. Движение объекта относительно фона
Разобравшись с типом движения, можно определить темп движения в любом имеющемся (для монтажеров), и планируемом (для операторов) кадре. А определив темп уже можно комфортно склеивать кадры именно по темпу движения.
На рисунке показана разница при съёмке движущейся машины широкоугольным объективом и длиннофокусным. При условии, что камера статична, темп движения будет определяться относительно рамок кадра. И темп движения на обоих кадрах будет не совпадать (на вопрос "а как снять так, чтобы совпадал?" - я бы вообще не снимал данную сцену таким образом, на мой взгляд, она лишь годиться для показательного примера действия данного принципа).
Ещё пример с ходьбой человека - это движение с цикличностью в кадре. Шаг на двух соседних кадрах должен сохранять свой темп, иначе нарушится этот самый принцип по темпу движущихся объектов (конечно, если смена темпа - увеличение, или замедление - не обусловлено сценарием, или режиссёрской задумкой)
|
Шестой принцип - монтаж по композиции кадров
Шестой принцип гласит: центр внимания в кадре по горизонтали может перемещаться не более чем на 1/3 длины экрана (горизонтальной рамки кадра). Два кадра на рисунке были сняты правильно согласно принципу монтажа по крупности, однако получились скачкообразными именно из-за не соблюдения принципа монтажа по композиции кадров.
Однако, следует помнить и то, что центр внимания не следует оставлять совсем без изменений, иначе в некоторых случаях можно получить скачкообразность восприятия стыка кадров