Понятие синергетики и ее проявление в этнических системах




Введение

 

Сегодня мы являемся свидетелями радикальных сдвигов в самоидентификации различных социальных групп (в маркерах этнических, национальных, конфессиональных) в общем контексте процессов глобализации мира. И это - в условиях, когда происходит, с одной стороны, становление информационного общества, мобильность (профессиональная, социальная, культурная) обретает невиданный до селе размах, порождая возможности к формированию самых различных типов и форм идентичностей надэтнического ранга. С другой - новая активизация социальных конфликтов как, к примеру, череда «арабских революций», волна фундаменталистских движений, локальные конфликты всех модусов - религиозных, межэтнических и пр. Это фактические данности времени.

На этом фоне обостряются и межэтнические противоречия, набирают популярность доктрины панисламизма. Таковы непростые контекстные условия постановки и осмысления проблематики становления российской социальной идентичности.

Эту ситуацию наиболее адекватно можно осмыслить на основе методологии постнеклассической науки, поскольку этнические системы, как и нация в целом, являются синергетическими.

Как и все системы, являющиеся открытыми и неравновесными, этносы находятся в «диалектическом единстве» противоречивых начал, а именно перманентной аккультурации и сегрегации. С одной стороны, для поддержания неравновесности, этносы должны сохранять индивидуальную граничность (территориальную локализацию, относительную культурную замкнутость). С другой - этнос, как открытая система должна обмениваться с другими социальными общностями веществом, энергией и информацией, что проявляется, прежде всего, в культурных коммуникациях и заимствованиях. Если они слишком широки и глубоки, велика вероятность аккультураций - ассимиляции этноса. Но если заимствования по каким-либо причинам минимизируются, неизбежен изоляционизм, а оттуда - архаизация культуры, рост этноцентристских настроений, т.е. накопление энтропийных свойств.

Цель реферата: рассмотреть особенности синергетических явлений в этносах.

Задачи:

) дать понятие синергетики и охарактеризовать особенности ее проявления в этногенезе;

) охарактеризовать процессы развития этноса с точки зрения синергетического подхода.

 


Понятие синергетики и ее проявление в этнических системах

 

Для руководства любого государства крайне важной остается проблема выбора оптимальной политики в сфере межэтнических и межнациональных отношений. Национальная политика - это всесторонне обоснованная система действий и мер, осуществляемая государством в сфере национальных отношений. Для проведения такой политики, необходимо знание законов развития этнических систем и наций в целом. Одним из новых вариантов получения знаний является синергетика. В основе синергетики лежит «идея нововведения». Согласно И. Пригожина, при объединении элементов в систему, у неё появляются новые свойства, которые отсутствовали у каждого из элементов. При этом также имеется в виду, что если даже, мы знаем все свойства объединяющихся элементов, нам не удастся предсказать всех свойств системы. На первый взгляд это очевидно, на уровне элементарных частиц, нет никакой разницы между людьми, животными, растениями и неорганическими соединениями. Но эти элементарные частицы в каждом из перечисленных объектов по-разному организованы. Появление у системы нового свойства означает, что возникла новая структура, порождающая это свойство, т.е. произошла «самоорганизация».

Содержание синергетики состоит в том, что в открытых системах, обменивающихся с внешней средой энергией, веществом и информацией, возникают процессы самоорганизации, т.е. процессы рождения из физического (социологического, биологического и т.д.) хаоса некоторых устойчивых упорядоченных структур с существенно новыми свойствами систем. Это общее определение справедливо для систем любой природы. Синергетика - это синтетическая наука, опирающаяся на общую и глубокую концепцию самоорганизации в динамических системах различной природы.

С точки зрения синергетических представлений, понятие «этнос» - это открытая в отношении протока через нее вещества и энергии, диссипативная система, центрами диссипации в которой являются пассионарии. Рассмотрение этноса как неравновесной динамической системы предполагает наличие этапов необратимого изменения состояний этнической системы. Нарушение равновесия, кризисные состояния ее, возникающие в результате возмущающего воздействия внешней среды и взаимодействия подсистем этноса, исследуются как естественные необходимые состояния. Эти вызовы требуют необходимость постоянной динамики этноса, оптимизации его развития.

Синергетическое представление этнических систем позволяет уточнить и более строго формализовать понятия: пассионарность, ландшафт обитания этноса, субпассионарий, пассионарий и т.п., введенные Л.Н. Гумилевым, а также использовать в этнополитическом контексте математические методы.

Изучение этноса предполагает так называемое «мягкое моделирование», не связанное с рассмотрением лишь строго фиксированных количественных характеристик системы и их соотнесением, поскольку огромное число параметров такой системы не поддается количественному описанию. Многие переменные, описывающие поведение этнических систем являются качественными величинами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: