В творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева тема любви занимает особое место. Любовь к женщине, к природе, к человеку, к самой жизни пронизывает все произведения писателя. Например, повесть «Первая любовь». Это автобиографическое произведение, написанное в 1860 году. В произведении говорится о том, как шестнадцатилетний юноша влюбляется в соседку по даче Зинаиду, но его главным соперником оказывается собственный отец. Действительно, в биографии И. С. Тургенева был подобный случай. Его отец был ветреным человеком, не любившим свою жену. Это событие было очень тяжело воспринято будущим писателем, он никак не ожидал такого от своего отца.
Первая любовь – это то, что случается с каждым, однако история Тургенева поистине необычайна. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви.
В повести "Первая любовь " писатель очень поэтично описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Главное в нем - это искренность, взволнованность и лиризм в выражении чувств. Сам писатель говорил о повести так: "Это единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено..." Сам Иван Сергеевич Тургенев не был счастлив в любви и всю жизнь жил, как он сам говорил, «на краешке чужого гнезда», ведь главная любовь всей его жизни Полина Виардо была замужем, имела детей и, конечно, не могла уйти из семьи. Она не прекращала общение с писателем, была ему и подругой, и опорой. Существует версия, что один из сыновей Полины Виардо был сыном Тургенева, однако доподлинных доказательств этого факта не существует. Несомненно, Иван Сергеевич Тургенев умел любить бескорыстно. И, читая его произведения, мы ещё раз убеждаемся в этом, потому что человек, никогда не испытавший любви, вряд ли смог бы написать что-то подобное. Позже Дмитрий Сергеевич Мережковский скажет: «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти». А раз так, то благословенна да будет тургеневская любовь, та, что сильнее и смерти, и страха, и времени.
|
История создания романа Н. Г. Чернышевского «Что делать».
«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».Чернышевский писал свою книгу, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
|
Жанровое своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде» и др.), в которой ирония и юмор сочетаются с глубокими размышлениями о жизни. С точки зрения фольклорной традиции, сказки Салтыкова- Щедрина можно подразделить на «сказки о животных» («Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Самоотверженный заяц»), «волшебные сказки» («Пропала совесть», «Богатырь», «Рождественская сказка»), «бытовые сказки» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Соседи», «Либерал»). Все эти сказки в чем-то похожи на фольклорные, но в то же время глубоко отличаются от них. Во-первых, время в народной сказке неопределимо, а у Щедрина — исторично (в «Диком помещике», например, упомянута современная писателю газета «Весть»). Во- вторых, в народной сказке принимается сама возможность чуда, у писателя же звучит горькая ирония. Но главное — в фольклорной сказке непременно счастливый конец, что далеко не всегда соблюдается Щедриным. Порой в них звучит пронзительное отчаяние, как, например, в «Рождественской сказке», похожей на притчу. Таким образом, Щедрин преобразует жанр сказки, вносит в нее лирические, философские, психологические начала, социальную сатиру, затрагивающую даже царя («Орел-меценат»), что невозможно в народной сказке. Всем этим определяется художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Он называет свой язык - Эзоповский язык – это аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемнённый, полный недомолвок и намёков.) Но читатель-друг легко понимал и усваивал эти зашифрованные понятия. (Например, выражения “бараний рог”, “ежовые рукавицы”, “куда Макар телят не гонял”, “человек лебеды” говорят об арестах, ссылках без суда и следствия за свободомыслие, о крестьянине, который питается лебедой.
Город Глупов и его обитатели («История одного города»).
|
Начиная писать “Историю одного города”, Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии. Глуповцы – жители выдуманного города Глупова, на примере которого рассматривается история русского самодержавия. Таким образом, “История одного города” — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, “прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную”. Стремясь реализовать свой “систематический бред”, Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания “прохвоста”, и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой. Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности
“История одного города” — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России. Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой - Прыще. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. ”. Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова.
Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 г. на Украине в местечке Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.
1824–1832 гг. – жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии
1838 г. – покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет. Отец лишает его средств к существованию.
1840 г. – первый подражательный сборник стихов "Мечты и звуки".
1843 г. – знакомство с критиком В. Г. Белинским.
1845 г. – стихотворение "В дороге". Восторженный отзыв В.Г.Белинского.
1845–1846 гг. – издатель двух сборников писателей натуральной школы – "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник".
1847–1865 гг. – редактор и издатель журнала "Современник".
1853 г. – цикл "Последние элегии".
1856 г. – первый сборник "Стихотворения Н.Некрасова".
1861 г. – поэма "Коробейники". Выход второго издания "Стихотворений Н.Некрасова".
1862 г. – поэма "Рыцарь на час", стихотворения "Зеленый шум", "В полном разгаре страда деревенская".
Приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.
1863–1864 гг. – поэма "Мороз, Красный нос", стихотворения "Орина, мать солдатская", "Памяти Добролюбова", "Железная дорога".
1865 г. – опубликована первая часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
1868 г. – выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова "Отечественные записки" с поэмой "Кому на Руси жить хорошо".
1868–1877 гг. – совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал "Отечественные записки".
1870 г. – поэма "Дедушка".
1871–1872 гг. - поэмы "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская".
1876 г. – работа над четвертой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
1877 г. – выходит из печати книга "Последние песни".
Умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.) в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания.
«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.
Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.
К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».
«Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе, объединить опыт всех предшествующих своих стихотворений и поэм. Как говорил сам автор, он собирал свою «главную книгу» «по словечку в течение 20-ти лет». К созданию этого произведения Некрасов приступил в 1863 году, вскоре после крестьянской реформы в атмосфере перестройки всех сторон жизни страны. Работа над поэмой шла долго — практически до конца жизни поэта, но не была завершена. По замыслу предполагалось рассказать еще о встречах странников с чиновником, купцом, министром и царем, должны были предстать картины петербургской жизни. Те части поэмы, которые были завершены, печатались вразбивку, а последнюю часть «Пир — на весь мир» цензура запретила печатать. В результате осталось неизвестным, в какой последовательности автор предполагал поместить части поэмы, а судьба Гриши Добросклонова — героя последней части — оказалась не столько показана, сколько рассказана. В дальнейшем удалось установить последовательность частей поэмы, которая соблюдается и в современных изданиях. Несмотря на все это поэма выглядит вполне законченным произведением, ставшим подлинной эпопеей народной жизни.
Страницы жизни Ф.И. Тютчева.
1803, 23 ноября (5 декабря). В имении Тютчевых родился Федор Иванович Тютчев.
1813-1818. Получает домашнее образование под руководством С. Е. Раича (1792-1855) - поэта, переводчика. 12-летний Тютчев за оду подражание Горацию "На новый 1816 год" Обществом любителей российской словесности удостоен звания "сотрудника".
1819. Первое выступление в печати - вольное переложение "Послания Горация к Меценату".
1819, осень. Поступает в Московский университет на словесное отделение.
1821. Окончил университет с кандидатской (высшей из возможных) степенью.
1822. Назначен на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге. Вскоре получает место в русской дипломатической миссии в Баварии и отправляется в Мюнхен. Тютчеву предстоит провести за границей 22 года (в Россию приезжал четыре раза на короткий срок), из них 17 - на дипломатической службе.
1822-1837. Сверхштатный чиновник и второй секретарь русской миссии в Мюнхене.
1826. Женится на Элеоноре Петерсон (урожденной графине Ботмер).
1836. В журнале Пушкина "Современник" напечатано 24 стихотворения Тютчева.
1837-1839. Первый секретарь и поверенный в делах в Турине.
1838. Смерть жены, на руках поэта остаются три дочери.
1839. Женится на Эрнестине Дернберг (урожденной баронессе Пфеффель), с которой познакомился в 1833 году.
1843-1850. Выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и революция", "Папство и римский вопрос" и др.
1844. Возвращение в Россию.
1845. Зачислен старшим цензором при Особой канцелярии Министерства иностранных дел; с 1858 года и до самой смерти - председатель "комитета ценсуры иностранной".
1850. Знакомится с Еленой Александровной Денисьевой (1826-1864).
В январском номере журнала "Современник" появляется статья Н. А. Некрасова (бывшего тогда редактором) "Русские второстепенные поэты". Некрасов напомнил читающей публике о поэзии Тютчева и поставил его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым: "Несмотря на заглавие... мы решительно относим талант господина Ф. Т. к русским первостепенным поэтическим талантам".
1854. В качестве приложения к "Современнику" в Петербурге выходит первый сборник Тютчева (по инициативе и под наблюдением И. С. Тургенева).
1864. Смерть Е. А. Денисьевой, крайне тяжело переживавшаяся поэтом и открывшая полосу утрат в его жизни: смерть сына и дочери Денисьевой; матери, сына Дмитрия, дочери Марии, брата Николая, многих знакомых. "Дни сочтены, утрат не перечесть, / Живая жизнь давно уж позади..."
1868. Выходит второй сборник Тютчева, не вызвавший в сравнении с первым столь живого отклика у читателей.
1868, 15 (27) июля. Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
Стихи Ф.И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения.
Одной из центральных в творчестве Тютчева стала тема любви. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой («0, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое...» и др.). Стихотворения данного цикла драматичны по фабуле, по характеру речевой композиции. Часто они представляют собой скрытый диалог двух собеседников, причем один из них присутствует как бы молча:
О, не тревожь меня укорой справедливой! Поверь, из нас из двух завидней часть твоя; Ты любишь искренно и пламенно, а я — Я на тебя гляжу с досадою ревнивой...
В целом эти стихи проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье:
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Любовь у Тютчева похожа на мир природы своей возвышенностью, отрешенностью от быта. Часто эти темы переплетаются. Так, например, ночь является для поэта временем любовного откровения, когда раскрывается глубина чувств. Любовь становится особенно духовной:
В толпе людей, в нескромном шуме дня Порой мой взор, движенья, чувства, речи Твоей не смеют радоваться встрече — Душа моя! О не вини меня!.. Смотри, как днем туманисто-бело Чуть брезжит в небе месяц светозарный, Наступит ночь — ив чистое стекло Вольет елей, душистый и янтарный!
В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил. Стихи Тютчева о любви носят психологический и философский характер, о чем, в частности, писал В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
1851 год.
Человек и природа в лирике А.Фета. Чтение наизусть одного стихитворения.
Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.
В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил. Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину). Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850 год.
Смысл теории Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Федор Михайлович Достоевский - величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание”(1866год) приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление -убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. “Одна смерть и сто жизней взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска. Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.
Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная - его встреча с Соней Мармеладовой. После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, - протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной. Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя.
Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. “Вечная” Сонечка следует за ним. На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.
Петербург Достоевского.
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей.
В романе “Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.
Так, желтый цвет у него — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла “по желтому билету”, женщина — самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет “фамильного” мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и искупительную силу этих страданий. Умирая, Катерина Ивановна произносит; “Бог сам знает, как я страдала...” Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене возрождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения “превозмогает” желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла “заря обновленного будущего”, они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание».
Семья Мармеладовых - это второстепенные, но очень яркие герои романа "Преступление и наказание", без которых невозможно представить себе это произведение. Семен Захарович Мармеладов, его жена и дети - это собирательный образ русской семьи XIX века. На момент знакомства с читателями в романе "Преступление и наказание" семья Мармеладовых состоит из следующих героев: Семен Захарович Мармеладов (отец семейства) Катерина Ивановна Мармеладова (его жена, женщина лет 30) Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова от первого брака, девушка лет 18) трое детей Катерины Ивановны от первого брака: дочь 10 лет - Поленька сын 7 лет - Коленька дочь 6 лет - Лидочка (также зовется Ленечкой) Семен Захарович Мармеладов - отец семейства Мармеладовых. К сожалению, он уже давно не справляется с ролью кормильца и добытчика. Мармеладов - спившийся титулярный советник, который из-за алкоголя не может вести достойную жизнь. Семен Захарович женился на Катерине Ивановне около 4 лет назад, не по большой любви, а из сострадания и жалости к ее нищенскому положению. Взял он ее с тремя маленькими детьми. Родная дочь Соня также жила вместе с ними до недавнего времени. Около 1,5 лет назад семья Мармеладовых переехала в Петербург. Мармеладов нашел достойную работу. Но из-за пьянства он потерял работу, которая могла бы кормить всю его семью. Катерина Ивановна - это женщина образованная и умная, из хорошей семьи. Своего первого мужа Михаила, пехотного офицера, она очень любила и сбежала с ним из родительского дома. К сожалению, он увлекался картами, попал под суд и умер. Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми, от нее также отказались ее родственники. Она оказалась в страшной нищете. Тогда-то Мармеладов и предложил ей выйти замуж - из жалости к ее тяжелому и нищенскому положению. Родная дочь Семена Захаровича Мармеладова - Софья Семеновна Мармеладова (также - Сонечка или Соня). Это девушка лет 18. Добрая, отзывчивая, честная, искренняя. ей было 14 лет, когда ее отец женился на Катерине Ивановне. Сонечка не смогла получить достойного образования, но по своей натуре была девушкой умной и глубокой. Из-за нищеты и безденежья, а также из-за пьянства отца, Соня вынуждена была сначала подрабатывать то тут то там. К сожалению, денег в семье катастрофически не хватало, и Соне пришлось пойти "по желтому билету". (работать проституткой) У Катерины Ивановны было трое детей от первого брака. Вот как описывает ее маленьких детей автор: "...Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что наругали. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка.
Семен Захарович Мармеладов познакомился с Раскольниковым в одном из трактиров. Там же он и рассказал всю свою историю. Из рассказа Мармеладова Раскольников и узнал о Соне и ее тяжелой судьбе. Трагическая гибель Мармеладова: Из-за пьянства Мармеладов попал на улице под лошадь. Из-за полученных травм он скончался на руках у своих родных в квартире, куда его успели принести. Смерть Катерина Ивановны:Побежав на улице за своими младшими детьми, Катерина Ивановна упала и у нее открылось чахоточное кровотечение. В тот же день она скончалась. Судьба трех сироток и Сони Трое детей Катерины Ивановны остались сиротами. Но, к счастью, за их судьбу решил похлопотать господин Свидригайлов. Он вызвался помочь определить сироток в детский дома всех вместе, положил на их имя некоторый капитал. Таким образом, дети были определены детский дом и им было гарантировано содержание. В связи с этим Соне уже не за чем было заниматься проституцией, чтобы прокормить малышей. Впоследствии Соня последовала за Раскольниковым в Сибирь после того, как ему объявили приговор. Сонечка жила там, навещая и поддерживая Раскольникова на его каторжных работах. История семьи Мармеладовых - трагическая история русской семьи.
Личность Л.Н. Толстого, основные этапы его жизни и творчества.
Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой в Ясной Поляне, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т.к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847г. подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На кавказе Толстой начал писать и трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».
Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов), опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которым в последствии был разочарован..
Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он даже отправился за границу, для того чтобы ознакомиться со школами Европы.
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам, однако уже к осени 1863 был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир». В1873—1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».
Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».
Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.
Путь исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.