* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г.со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи).
* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр.) союзника для
укрепление своего положения. Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв
великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался
в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.
Содержание унии
Это была брачная уния - литовский князь Ягайло женился с польской королевой Ядвигой и был провозглашен польским королем; вследствие этого прекращались столкновения между Польшей и Великим княжеством Литовским, а их вооруженные силы объединялись. Унией предполагалось присоединения Великого княжества Литовского к Польше. Однако, в результате стремления литовской верхушки к политической самостоятельности Литва фактически осталась отдельным государством, власть в которой непосредственно принадлежала кузену Ягайлы - князю Витовту (1392-1430 гг.).
По условиям унии Литва, которая была последней языческой страной в Европе, приняла католицизм.
Последствия унии
* Положительные - объединение усилий двух государств помогло разгромить Тевтонский орден и остановить продвижение немцев в славянские земли (битва при Грюнвальде 1410г.).
* Отрицательные - усиливалось влияние поляков в Украине, началось насильственноенасаждение католицизма. Польша стремилась полностью подчинить Великое княжествоЛитовское.
|
Кревськая уния кардинально меняла стратегические интересы Польши, переместив их с Запада на Восток.
Ягайло активно взялся за воплощение унии: окончательно овладел Галичиной (1387 г.); отобрал земли галицких бояр; передал католикам в 1412 г. старую православную кафедру в Перемышле; ликвидировал украинское право и установил польскую власть и суды; внедрил латынь как официальный язык, предоставил привилегии и права польской шляхте и населению, что исповедует католицизм.
Великий князь. Пропольская политика Ягайлы встретила активное сопротивление со стороны литовской, украинской и белорусской знати. Оппозицию возглавил двоюродный брат Ягайло - литовский князь Витовт (1392-1430рр.). При этих условиях в его лице приобрела воплощение тенденция к сохранению политической самостоятельности Великого княжества Литовского. Поддержаный оружием литовских феодалов и русских удельных князей, Витовт был признан пожизненным правителем княжества Литовского. Пытаясь укрепить внутреннюю политическую единство собственного государства и максимально централизовать управление, он внедряет институт наместничества, чем существенно ограничивает самостоятельность южнорусских удельных княжеств.
Росту авторитета Витовта и укреплению политических позиций Литвы способствовала победа объединенных славянских и литовских сил над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года.
В 1413 г. была подписана Городельская уния, по которой Великое княжество Литовское признавалось независимым государством, хотя превосходство Польши над ним сохранялась: избрание великого князя контролировалось и утверждалось польским королем. Литовская католическая знать уравнивалась в правах с польской шляхтой.
|
Люблинская уния 1569 г.
Причины унии
Великое княжество Литовское постепенно приходило в упадок. В Результате Ливонской войны с Московией (1558-1583 гг.) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки Польше, которая настойчиво добивалась присоединения Литвы.
Содержание унии
Польша и Литва объединились в одно государство, которое получило название "Республика" (на польском языке - Речь Посполитая) с единственным королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Литовское княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие Литве, переходили под власть непосредственно Польши.
Последствия унии.
Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.
Во-первых, потеря Подляшья, Волыни, Брацлавщины и Киевщины, территорий, где дольше всего сохранялась политическая и экономическая обособленность от государственного организма Литвы, на длительное время затормозила развитие автономістських тенденций в украинском обществе.
|
Во-вторых, изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.
В-третьих, Люблинская уния ускорила процессии поляризации в тогдашнем украинском обществе. Украинские князья и шляхта не воспользовались случаем, чтобы в ходе сеймовых дебатов заявить право Украины быть, как И Польше и Литве, третьим равноправным участником федеральной Речи Посполитой. Соответствующая позиция украинской элиты в политической сфере положила начало ее отмежеванию от интересов собственного народа, открыла ей пути к денационализации И спольщення.
В-четвертых, Люблинская уния открыла польским магнатам и шляхте широкие возможности для приобретения украинских земель. Причем, король раздавал земли на "вечность" лицам благородного состояния не только "пустые", но и населённые крестьянами и казаками. На украинские земли, и особенно на Брацлавщину и Поднепровье, двинулись польские магнаты: Потоцкие, Калиновские, Жолкевские, Язловецкие, Сенявские и др. Онизахватили огромные владения, беспощадно угнетали крестьянство, эксплуатировали мещан, направляли свои гонения на казачество. Увеличивали свои владения и украинские магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие, Сангушки и др. Особой жестокостью во время захвата чужих земель отмечались князья Ружинские. В течение многих лет они во главе вооруженных отрядов наемников-гайдуков нападали с Котельной на соседние имения, пытали и убивали крестьян и мещан, сжигали села.
В-пятых, укрепление и рост феодальной собственности на землю усиливало крепостничество. "Артикулы" Генриха Валуа (1573 г.) вводили неограниченное барщину "по воле господина". Литовский статут 1588 г. устанавливал норму, по которой крестьянин, который прожил на земле господина более 10 лет, становился крепостным; до 20 лет был продлен срок сыска беглых крестьян и возвращение их в "подданство". Шляхтич регламентировал повинности крестьян, распоряжался их имуществом и жизнью. Крестьянин находился в юрисдикции вотчинного суда.
В-шестых, на разрушение старого аграрного строя был направлен "Устав на волоки" (1577 г.), по которому хозяйство крестьянина подчинялось интересам фольварка: усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.
В-седьмых, магнаты и шляхта безжалостно эксплуатировали природные богатства. С цельюрасширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.
В-восьмых, Люблинская уния усилила дискриминацию украинского населения в городах. Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами (оброк - 20-30 грошей с "дыма", церковная десятина, натуральные повинности). В городах хозяйничали евреи, немцы, поляки, армяне, греки, которые занимались торговлей, арендовали фольварки и промыслы, брали на откуп города.
В-девятых, после Люблинской унии со стороны польских властей и католической церкви в украинских землях активизируется политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.
В XV в. начинают формироваться украинская и белорусская народности. Некоторые различия в языке, материальной культуре среди восточных славян наблюдались и ранее, но в это время на территории Великого княжества Литовского на основе древнерусского литературного языка формируется старобелорусский язык. Затем, на его основе, в результате проникновения в него оборотов живой разговорной речи и отдельных слов из польского языка образуется украинский и белорусский языки. Кроме языка складывается определенная общность экономической жизни, культуры и быта. Однако это заняло не одно столетие, а в XV в. этот процесс лишь начинался.
Одновременно происходил процесс формирования новой украинской освободительной силы – казачества. Довольно быстро казачество превратилось из бытового явления в социальное сословие, отдельный слой населения. Украинское казачество приняло на себя функцию выразителя и защитника национальных, религиозных и культурных интересов народа. Именно оно взяло на себя историческую миссию строителя национального государства.