НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. С последней четверти XVIII в




 

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит на передний край Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и политическом отношении, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гегеля, Фихте, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гете, Фейербаха. Этот период с 1780-1831 гг получил название немецкой классической философии. Это влиятельное течение философской мысли Нового времени. Выдающейся теоретической заслугой немецкой классической философии были преодоление созерцательного натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта познающего мир, углубленное исследование категорий и законов диалектики.

 

1. Иммануил Кант – основатель немецкой классической философии.

Иммануил Кант (1724-1804) - считается родоначальником немецкой классической философии. В творчестве Канта различают два периода: докритический и критический.

Докритический период (до 1770 года). В этом периоде Кант главное внимание уделяет вопросам естествознания (астрономии, физики, географии) и философии природы. Наиболее известная работа этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). Здесь он выдвигает гипотезу, согласно которой солнечная система произошла из гигантской газовой туманности, впоследствии эта гипотеза получила математическое обоснование Лапласа (теория Канта-Лапласа). Ему принадлежит теория зависимости приливов и отливов от положения Луны и др. В этом периоде он выступает, прежде всего, как диалектик и стихийный материалист обосновывающий идею саморазвития природы.

Критический период. Этот период получил название критического не только потому, что были написаны и опубликованы три его знаменитые «критики» - «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), но и потому, что он поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей философии. Здесь он ставит три собственно философских вопроса: что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться? На первый из них отвечает гносеология, на второй – этика, третий же находится на стыке философии и религии.

Гносеология. Центральное место в его философии как у Бэкона и Декарта, занимают проблемы гносеологии, только он в отличии от них главное внимание уделяет не объекту познания, а познавательным способностям самого человека. Существует два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменальным или миром «вещей-в-себе») мы не можем познать. Мы познаём лишь мир видимый (Кант называл его феноменальным или миром явлений). Такие категории как пространство, время, качество, количество, принадлежат не действительному миру (мы не знаем о нём ничего вообще), а миру видимому, который подвластен только рассудку. Мы можем познать лишь то, что поддаётся описанию при помощи этих категорий, то есть явления. «Вещи-в-себе» (например, бог, душа) не познаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запредельными).

Этика. Большое внимание в своём творчестве Кант уделяет проблемам этики. Этому посвящены следующие работы: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов». В своей этике он исходит из принципа автономии морали, её полной самостоятельности и независимости, т.е. из наличия доброй воли как сущности нравственности. Согласно Канту, автономия моральной воли есть «высший принцип нравственности». Он считает, что нравственные нормы не могут быть выведены из представлений о собственном счастье и благополучии, из соображений пользы или выгоды. Подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга по велению нравственного закона, который он называл категорическим императивом. Суть его может быть выражена в следующих положениях:

· каждый человек должен вести себя так, чтобы нормы его поведения могли стать всеобщим моральным законом;

· относись к другим так, как ты хотел бы чтобы они относились к тебе;

· своими поступками ты формируешь образ действий других и создаёшь форму этих отношений.

Религия. Мораль не зависит от религии людей и не вытекает из неё. Она дана нам априорно, как некое внутреннее повеление поступать так, а не иначе. Происхождение морали остаётся для Канта загадкой. Он отмечал «чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне». Бог – понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть логически доказано (Кант опровергает доказательства существования бога Фомы Аквинского). Однако моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому справедливость требует того, чтобы бог существовал, как гарант того, что человека в будущем ждёт справедливое воздаяние.

2. Георг Гегель и его философская система.

Георг Гегель (1770-1831) – крупный немецкий классический философ. Он является создателем философской системы, оказавшей большое влияние на современников, в том числе, на Маркса, Энгельса, Белинского и др. Гегель – автор многочисленных произведений, важнейшие из них – них «Феноменология духа» (1807), «Наука логика» (11812), «Энциклопедия философских наук» (1817).

Гегель – объективный идеалист. Первоосновой всего существующего у него является «абсолютная идея», безличный мировой разум, деятельное и активное духовное начало, которое стремится к самопознанию и обладает волей, которая выступает импульсом на пути реализации её устремлений. Понятие абсолютной идеи схоже с понятием бога. Но в отличие от бога мировых религий идея сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их через человека. Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) идея познаёт. Духовная культура, по мнению Гегеля, проявляется в трёх формах:

· субъективный духдуша, сознание, личность;

· объективный дух – право, мораль, нравственность;

· абсолютный духискусство, религия, философия.

Высшая ступень духовной жизни человечества – философия, в которой идея возвращается к себе, познаёт саму себя.

Развитие мира и истории человечества есть развитие абсолютной идеи. Движущей силой этого развития является противоречие. Любое развитие происходит по определённой схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Синтез есть тезис на новом, более высоком уровне развития. Например, зерно, посаженное в землю (тезис), превращается в росток, который не является зерном, то есть отрицает его (антитезис). Росток в свою очередь превращается в колос, который отрицает уже росток. Колос есть отрицание отрицания (синтез). Синтез – возвращение к тезису, то есть к тому же изначальному зерну, но уже на более высокой качественной основе.

Таким образом, Гегель разрабатывает философскую основу для – диалектики – учения о развитии и изменении, то есть он ввёл в философию принцип развития, обосновав диалектический метод познания мира. При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд законов: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Действие данных законов можно проследить на данном выше примере с зерном и колосом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: