На заключительном этапе практической работы по теме были проведены повторные диагностические исследования уровня развития музыкальности у детей группы. Результаты отражены в таблице 3.
Диагностика развития музыкальных способностей у детей
Таблица 3
Имя ребенка | Эмоциональная отзывчивость на музыку (баллы) | Музыкально- слуховые представления (баллы) | Чувство ритма (баллы) | Муз. память (баллы) | Итог (уровень) |
Маша | Высокий уровень | ||||
Соня | Низкий уровень | ||||
Катя | Высокий уровень | ||||
Настя | Средний уровень | ||||
Алёна | Средний уровень |
По результатам повторной диагностики можно сделать выводы о том, что Маша и Катя находятся на высоком уровне развития музыкальных способностей.. В процессе проведения развивающей работы с детьми систематизировались знания: могут справляться с заданием педагога, узнают и могут спеть песню из мультфильма по картинке, определить низкие и высокие звуки, определить характер музыкального произведения, передают голосом настроение песни.
Настя, и Алёна показали средний уровень развития музыкальных способностей. Дети узнают музыкальные произведения, но затрудняются в их названии, имеют простейшие навыки пения. Эмоциональность в пении проявляется не ярко, не могут петь без сопровождения педагога.
В результате проведения развивающей работы с Соней за месяц февраль с девочкой отмечена лишь незначительная положительная динамика.
Сравнительный анализ результатов первой и второй диагностики можно увидеть по диаграмме.
Заключение
В настоящее время одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей разным видам исполнительской деятельности, в том числе в певческой деятельности.
|
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.
В теоретической части работы были рассмотрены вопросы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в певческой деятельности: определена структура музыкальности, дана характеристика музыкальных способностей и раскрыта методика работы по развитию музыкальных способностей в певческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Во второй главе выпускной квалификационной работы представлено описание практической работы по теме: диагностические исследования развития музыкальных способностей у детей группы с использованием методических рекомендаций О.П Радыновой и их анализ, план и описание развивающей работы, которая была проведена с детьми и ее результаты. Таким образом, в процессе пения ребенок осваивает навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, ансамбля, развиваются его музыкальные способности. Однако само по себе пение еще не приводит к развитию музыкальности ребенка, к формированию его певческих навыков, для этого необходима специальная целенаправленная работа под руководством грамотного, увлеченного педагога.
|
Список литературы
1.Богословский, В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. Общая психология: учеб. пособие для пед. институтов – 3 – изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981 – 383 с
2.Бычков, Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, - 120с.
3.Васильева, М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – синтез, 2005. – 208 с.
4.Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского – 2 – е изд. перераб. – М: Просвещение 1986
5.Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. институтов Москва: Просвещение, 1983. – 255 с
6.Ветлугина, Н.А., Дзержинская И.Л, Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. 270 с
7.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка–Москва: Просвещение, 1968. – 415 с
8.Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. и др. Нравственно – эстетическое воспитание в детском саду – М: Просвещение, 1989 -79 с
9.Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Изд. Центр «Академия», 2007-
372 с
10.Дубровская Е.А., Казакова Т.Г., Юрина Н.Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 256 с
11.Картушина О.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду, Москва, ООО Издательство Скрипторий 2003,2010
|
12.Кацер О.В.Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005.
13.Логинова В.И, Бабаева Т.И., Ноткина Н.А Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду – СПб: Изд-во «Акцидент», 1995 – 288 с.
14.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Издательство «Детство Пресс». Санкт – Петербург, 2005 – 374 с
15.Радынова О.П., Катинене А.И. Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений– 3 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с
16.Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учеб. пособие для высш. и сред. учеб. Москва: Академия, 1999. – 172 с
17.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.,1997.
18.Тарасова К.В Музыкальность и составляющие её музыкальные способности// Музыкальный руководитель. – 2009. - № 5.
19.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., 1947 г
20.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования от 2013 года.