Конструкт
организации совместной сюжетно-игровой образовательной ситуации с детьми
Поповой Татьяны Викторовны
Дата:
Тема (проект. событие): Сюжетно-ролевая игра «Семья»
ДОО: МБДОУ «Детский сад № 102»
Группа: Вторая младшая
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Вид деятельности: Игровая
Формы организации: Фронтальная
Учебно-методический комплект: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Средства:
- наглядные: атрибуты к игре «Больница», «Семья», Кукла Маша, телефон, машина скорой помощи.
- мультимедийные
- литературные
- музыкальные
Цель: создать образовательнуюситуацию для обогащения игрового опыта детей по сюжету «Семья»;
развивать социально - коммуникативные умения взаимодействия между собой в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи совместной деятельности | Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
развивающие задачи: · развивать мотивационные умения (поддерживать) детей в процессе развития несложного игрового сюжета, побуждать к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; · способствовать формированию активной ролевой речи (обогащение словарного запаса, закрепление звукопроизношения) в процессе взаимодействия детей; воспитательные задачи: · формировать доброжелательные взаимоотношения в процессе сюжетно-ролевой игры (учить договариваться между собой проявляет инициативу и самостоятельность); · способствовать проявлению у детей толерантности (принимать и понимать действие играющих, не декларировать собственное, стараться разрешать конфликты); обучающие задачи: · обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов на дом больному скорой помощи или врача, осмотр больного врачом; подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; | Вячеслав Муравьев: формировать умение разрешать конфликтные ситуации. Скляров Кирилл: формировать умение преодолевать сиюминутные побуждения. Мария Кузовникова: способствовать формированию активной ролевой речи (обогащение словарного запаса). |
Планируемый результат:
· Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность;
· Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
· Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
· Ребенок способен фантазировать, воображать, что проявляется в игре;
· Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
· Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
· Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДОО):
· Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
· Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Задача: развивать мотивационные умения (поддерживать) детей в процессе развития несложного игрового сюжета | Свободные игры детей. Соня, потрогайкуклу Машу. Как ты думаешь, что случилось с Машей? Почему ты думаешь, что она заболела? Ребята, ребята. Идите сюда скорей! Соня, скажи, что произошло с Машей? Потрогайте ребята. Почему вы решили, что она заболела? Ребята, но посмотрите Маша одна дома, родителей нет. Как мы сможем помочь Маше? Ребята, чтобы не огорчать куклу Машу, что необходимо сделать? | Обращается к Софье, которая играет с куклой. Держит в руках куклу Машу с теплой головой (кладет горячую тряпочку на голову кукле). Обращает внимание детей на куклу Машу. Инициирует общее обсуждение. | Проявляют сопереживание. Выражают свое мнение по проблемной ситуации с куклой Машей Проявляют инициативу и самостоятельность | Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность |
Совместное планирование игры Задача: формировать доброжелательные взаимоотношения в процессе сюжетно-ролевой игры (учить договариваться между собой проявляет инициативу и самостоятельность); Реализация игрового замысла обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов на дом больному скорой помощи или врача, осмотр больного врачом; подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; Открытость ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах и семье | Ребята, раз вы решили, что кукле Маше нужна семья. Что необходимо сделать, чтобы у куклы Маши появилась семья? Слава, как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы у Маши появилась семья? Маша, а ты как думаешь? А еще у нашей куклы Маши температура. Кто сможет нам помочь? Дима, как ты думаешь, как врач может добраться до нашего дома? Кира, а ты как думаешь? Если, на скорой помощи, а машина может сама приехать? Ярослав, как ты думаешь, машина скорой помощи, где может ждать врача? Ребята, а где нам удобно будет играть: обустроить дом? Ребята, что делает утром мама? Серафима, а ты как ты думаешь? Что делает папа? Всеволод, а ты как ты думаешь? А что делают мама и папа, когда болеет ребенок? Максим, а ты как ты думаешь? Мама готовит завтрак, папа играет с дочкой. Маша капризничает. Что нужно сделать маме? У Маши высокая температура. Мама просит папу вызвать скорую помощь. Ребята, а какой номер телефона необходимо набрать, чтобы позвонить в скорую помощь? Когда вы дозвонились, необходимо поздороваться, сказать, что у вас случилось и назвать адрес. И приедет врач. Приезжает врач. Дети, что сначала должен сделать доктор? А потом? Ребята, а что может делать мама, после того, как врач уехал? Укладывают спать. Она здорова. Какая у нас дружная семья. Ребята, как вы думаете, что такое Семья? Ребята, а что нужно соблюдать, чтобы больше не болеть кукле Маше и другим куклам. Да и ребятам тоже? Правила сочинить, чтобы не болела Маша: мыть руки пред едой; одеваться тепло; не есть слишком холодное. Ребята, а с кем мы можем поделиться этими правилами? Проверьте, все ли куклы здоровы… | Вовлекает детей в совместное планирование. Врач Эмоционально включает в действие, вовлекает в беседу Вовлекает в совместную деятельность Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом? Врач: Что у вас случилось? Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура. Врач: Назовите ваш адрес? Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8 Врач: Ждите, выезжаем. Помыть руки. Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра). Предоставляет возможность для сотрудничества детей | Совместно с воспитателем решают поставленную задачу. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми В кукольном домике Осваивают последовательность действий Мама, готовит завтрак, Папа играет с ребенком. Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. Вызывает скорую помощь. Выстраивают порядок и последовательность. Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. Папа вызывает скорую помощь Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом Берут на себя роль, распределяют роли самостоятельно Фантазируют, воображают. Доводят до конца начатое дело | Ребенок способен договариваться Ребенок старается разрешать конфликты Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Ребенок способен учитывать интересы и чувства других Ребенок способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей |