История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.




Аристотель «Одуше» - наука псих-гии. Логика-н.о правильном познании. Душа погружена в тело, у Ч.она разумна, т.е логически мыслит. Сущность как форма-функцион.назначение –душа топора-рубить. Д.-делима на части для иссл-ния. В тактике выделил способности Д. т.е. познават проц:О,В,П,М,Р,В.

Средневековье-Д.имеет Божеств.начало и поэтому подчинено задачам богословия.

В. Новая эпоха развитие естеств.наук. Р.Декарт –когито. Разделяет душу и тело.Равенство психики и сознания, отвергает Лейбниц и вводит понятие бессознательной психики. В 17-18 вв. устанавливаются основные принципы познания психики, у Р.Дек-рефлекс и сознание, Дж.Локк вводит понятие внешний и внутренний опыт.

Человек двойственная субстанция, материя и сознание существуют всегда вместе, являются проявлением единого бытия.М. и С.соединяются только в Ч. Душа воздействует на душу чз эпифиз (шиковидную железу), при этом телоне может воздействовать на душу.

Спиноза- на основе теорий Декарта, выдвинул свою теорию о единой субстанции. Он док-вал, что духовное(мыслящая) начало всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Разработал учение от трех родах знания: дал объяснение проблем детерминизма, свобода осознанная необходимость, творчество как деятельное начало.

Проблема науки, кого или что изучаем?

Теория филогенеза А.Н.Леонт и Ал.Вл.Запорожец. Растения только раздражители. На основе гипотезы о возникновении психики, главный элемент –обнаруж.им св-ва Чувствительности. Зарожд.Ч, превращ.Ч в более слож.формы, в плоть до появл.С. Че. Логика развития: СенсОрная пси-нет ЦНС, готов.орг.чувств и движ-ния,способ-сть отражать отд.св-ва Ср,способ взаим-вия или поведения с окр.средой-рефлекс (запрограммин.генетич.форма ответа организма на воспринятые св-ва среды. Перцепт-ая-, отличается от сенсорной тем, что способен отражать комплекс св-в окруж.Ср и предметы. Предметность явл.фундаментальным св-вом восприятия.Есть:ЦНС, спец.органы чувств(зрит, акустич,обанят,тактиль), двигат.система:лапы, крылья, хвосты.Инстинкт-на более высокой ступени генетически заданные сложные формы поведения., совокупность взаимосвязанных рефлексов, цепочки реакций форми-ся и реал-ся автоматически.

Интелект.психика- Ж.кот обладают хорошо развитой корой гол.мозга, наряду с высоким уровнем развития сенсор. И двигат.систем. Навык –Ж.могут решать двухфазные задачи.(стадия ориент и принят.решения длиннее, чем исполнения, чем в Перцеп.пси. Ага-реакция, догадался «Инсайт».(Вольфган Келлер, обезьяна палка шест банан). С-хар-но для Ч. Физиолог.отлич. от Ж: развитые лобные доли мозга, т.е.механизмы целеполагания,с,произвольного контроля. Только Ч. Знает о самом себе, имеет волевой контроль. В отлич. От Ж., Ч не столько приспосаб., адаптир. К среде, он преобраз. Ср, подстраив.ее под себя.

Г. В.В-теория эволюции Дарвина, Психофизика Фехнера (связь внеш.и внут. М), ВР, психофизиол. Геймгольца:зрения и слух. В.Вундт выводит Пси. За рамки философии. 1ая программа:Физиологич.пси», метод:эксперимент-аналитическая интроспекция,поиск простейших элементов пси:ощущения и эмоции, простые(тепло-холодно, приятно-неприятно). Основ. На химии 18века, поиск элементов в основе всего. Искать из чего состоит Вн.М. Используя метод «Ассоц» ищем объясняем любые образования Вн.М., и объясн. Любые отношения между этими образованиями, используя Зн пси-кой причины.

Кризис: нет практического применения, развит.экономики, как отбирать персонал, подготовка специалистов, образование. 1ое новое течение. З.Фрейд. Псиологию нужно строить опираясь на биологию, а не на химию 18 века.Пр. и Метод, не устраивали, т.к. можно было изучать простейш. Эмоции, элементы Вн. И Пам. Соз. У В.В. достаточно узкое понимание, не достаточно, чбы описать психику в целом. З.Фр., вводит «ва звена:Я-Со, Оно-система побудителей(Пот,Мот,Намер).Акцент на биол.природу Ч. Ч. И Ж. и соц.сущво. Одновременно компенсируется еще одной структурой Сверх-Я., контроль интенций(намерения, стремлений), ограничиваются нормами общества. Метод:психоанализ Вн.М.Ч. и элем.Со,св.Я, бессознательное, чтобы разобраться в поведении, особенно с патологией. Попытка психотерапевта проникнуть во Вн.М. пациента, причем на самые ранние стадии развития, когда возникло противоречие или конфликт, позднее переросший в поведенческую проблему Ч. Переживая проблему, д.испытать Катарсис-очищение, это приводит к снижению негативных симптомов, адеватнее поведение, по отнош. К другим людям перестает вести себя негативно.

Становление и современное состояние психологии в нашей стране. Развитие отечественной психологической мысли. Борьба материализма и идеализма в психологии до Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Основные направления научных исследований советских психологов в 20-е годы. Учения И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К.Н.Корнилова, М.Я.Басова. Возникновение новых научных школ С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе. Б.Г.Ананьева и др. Развитие этих школ и направлений до конца 60-х годов. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития психологии в нашей стране.

История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: