I Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.
II Актуализация знаний.
Беседа.
- Тогда отгадаем загадку
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
- Кто такие рыбы?
- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- В любой ли воде могут жить рыбы?
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоёмов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: «А могут ли рыбы жить на суше?» Кто согласен? Муравьишка сомневается.
- Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.
- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
-понаблюдать
- посмотреть в компьютере
- спросить
- почитать в книге
- подумать
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы)
|
-Назовите части тела рыбы.
Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.
Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Под жаберной крышкой расположены жабры.
- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?
Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)
- Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!
VI. Физкультминутка:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Садятся за парту)
Первичное закрепление знаний.
- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)
|
- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки-чешуйки).
- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?
- Отличительный признак рыб - чешуя.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ёрш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.
|
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то раскрасьте рыбку, которая лежит у вас на партах зелёным цветом. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то раскрасьте её красным цветом.
- Покажите своих рыбок.
- Спасибо за урок!
В Р.Т. БОРТНИКОВОЙ С.16-17