Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Как представителям разных поколений научиться уважать взгляды друг друга?);
· проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви ( Почему истинная родительская любовь носит самоотверженный и всепрощающий характер?);
· проблема предательства детьми своих родителей ( Почему предательство детьми своих родителей – страшный грех, которому нет прощения?).
Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров (Какова родь детства в формировании личности человека?);
· проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
· проблема восприятия мира детства взрослыми людьми (Почему взрослые традиционно называют детство «золотой порой»?);
· проблема ценности времени в жизни молодого человека ( Может ли человек в молодости бездумно тратить собственное время?)
· проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека (Какую роль книга играет в формировании человеческой личности?);
· проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Может ли телевидение стать альтернативой книге? );
|
· проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?);
· проблема роли книги в жизни человека в век развития современных информационных технологий, Интернета (Сохранит ли литература в привычном формате книги своё влияние на человека?);
· проблема влияния Интернета на человека (Какова роль Интернета в жизни человека?).
Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
· проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации (От чего зависит поведение человека в экстремальной жизненной ситуации?);
· проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью (Что отличает истинный героизм?).
Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека (Как взаимосвязаны нравственный выбор человека и понятие чести, которым он руководствуется в своих поступках?);
· проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?);
· проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей (В чём заключается истинное величие человека?);
· проблема подлинной интеллигентности (Кого можно считать подлинным интеллигентом?)
|
· проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
· проблема защиты чести и собственного достоинства (Почему необходима защита собственной чести?);
· проблема истинных нравственных ценностей, отношения к ним. ( Как ввести в нашу жизнь понятия долга, чести, благородства?)
· проблема истинных и ложных жизненных ценностей и отношения к ним (Какие жизненные ценности следует считать истинными?).
Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми (Чем опасен эгоизм и как его можно преодолеть?);
· проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
· проблема истинной дружбы (Какую дружбу можно считать истинной?);
· проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?);
· проблема нравственной ответственности за свои поступки. (Необходимо ли помогать людям в трудной ситуации?)
· проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
· проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя (Как помочь отчаявшемуся человеку обрести веру в себя?).
8. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц (Чем опасна утрата современным человеком способности радоваться жизни?);
|
· проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
· проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);
· проблема одинокой старости (Почему недопустимо, чтобы пожилой человек чувствовал себя одиноким?).
10. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
· проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
· проблема восприятия музыки человеком (Как музыка влияет на душу человека, его внутренний мир?).
11. Отношение человека к миру природы.
· Проблема безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы (Чем опасно потребительское отношение человека к миру природы?);
· проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы (Как каждый человек воспринимает красоту окружающего мира?);
· проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека (Как влияет созерцание красоты природы на настроение и образ мыслей человека?);
· проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
· проблема взаимоотношений между человеком и животными (На чём должны строиться взаимоотношения человека и его «братьев меньших»?);
· проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
· проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку (Каким должно быть истинное сострадание?);
· проблема человеческого равнодушия (Может ли человек позволить себе быть равнодушным и не сострадать окружающим?).
15. Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
· проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?);
· проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?);
· проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Есть ли место нуманизму в тяжёлых условиях военного времени?).
Смысл жизни.
· Проблема поиска смысла жизни. (В чём смысл жизни человека?).
Познание мира.
· Проблема определения целей процесса учения. (Какова цель учения? Чему должно служить познание?);
· проблема жизненных ценностей. (Какие жизненные ценности являются истинными?);
· проблема формирования привычки к труду. ( Почему человек должен стремиться формировать у себя привычку к труду?).