Нелегальный (теневой, черный)




Рынок. Рыночный механизм. Основные признаки и функции рынка.

Что такое рынок?


1) рынок определяется как форма товарно-денежного обмена (обращения), или как совокупность покупателей, или как группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара;
2) рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме;
3) рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.


Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.

Признаки рынка:

1) Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить)
2) Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)
3) Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)

Функции рынка:

1. Ценообразующая (в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены);

2. Регулирующая (рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя);

3. Стимулирующая (рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров);

4. Информационная (информирующая) (рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство).

5. Посредническая функция (рынок выступает посредником между производителем и потребителем)

6. Санирующая (оздоравливающая) функция). Очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм

7. Распределительная (социальная) функция).(Доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам

8. Интеграционная функция. Рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики
9. Инновационная функция (поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрение в производство новейших научно-технических разработок)


Фритредерство - политика свободной торговли, невмешательства государства в частнопредпринимательскую сферу.


Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому. Может быть насильственным и ненасильственным.
Формой ненасильственного обмена является торговля. Обмен предполагает наличие меры эквивалентности товаров.

 

↑ Система рынков

По действующему законодательству делятся на:

Легальный (законный)

нелегальный (теневой, черный)


По товарам и услугам:

1) Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг

2) Средств производства

3) Рабочей силы

4) Инвестиций (то есть долгосрочных вложений)

5) Финансовых услуг (валюта, потребительские кредиты)

6) Ценных бумаг (например, приватизационный чек, депозитный сертификат)

7) Научно-технических разработок и инноваций

8) Информации

9) Интеллектуальной собственности


По пространственному признаку:


1) Мировой
2) Национальный
3) Региональный
4) Местный

По типу конкурентности:

1) Совершенной конкуренции (чистой)

2) Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии


Структура рынка - внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов.

 

↑ Спрос и предложение.

Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.

Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (Р — цена товара, Q — количество товара).


Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.


Что влияет на формирование спроса:

 

· Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.

· вкусы и предпочтения потребителей;

· уровень доходов потребителей и регулярность их получения;

· количество потребителей;

· цены на дополняющие и замещающие (аналоги) товары;

· численность и половозрастной состав покупателей;

· религиозно-культурные традиции;

· ожидания потребителей относительно динамики цен в будущем.

· в спросе на одежду и обувь, спортивные товары, туристические услуги проявляется сезонность.

· тип товара: спрос на наиболее простые и дешёвые товары снижается, а спрос на товары нормального качества растёт по мере роста доходов потребителей.

· спрос на престижные товары, как правило, зависит только от численности слоя общества, демонстрирующего престижное потребление.

Неценовые факторы спроса — факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса.


К неценовым факторам относят:


· доходы потребителей;

· вкусы, мода;

· количество потребителей;

· цены заменителей;

· ожидания потребителя;

· цены дополняющих товаров.


Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.


Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.


Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S.


Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.


Что влияет на формирование предложения?

· число продавцов на рынке;

· важны стоимость факторов производства и используемых технологий(цены на сырье и комплектующие);

· цены на другие товары

· уровень налогов и наличие различных государственных программ (например, поддержки малого бизнеса) и заказов; дотации;

· ожидания производителей относительно динамики цен в будущем;

· интенсивность конкуренции

· уровень технологий

· рост производительности труда


Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).


Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».

 

Конкуренция. Виды конкурентных рынков.

Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов. Рыночная конкуренция служит для производителей мощнейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли.

Конкуренция — форма экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.

Роль конкуренции:

· она прокладывает дорогу всему новому и прогрессивному;

· благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;

· разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства


Функции конкуренции:


1. Регулирующая (конкуренция определяет структуру и объемы производства);
2. Инновационная (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии);

3. Распределительная (конкуренция распределяет созданную собственность).


Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.


Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.

Виды конкурентных рынков.

1. Совершенная конкуренция

2. Несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)

Свободная конкуренция (чистая, совершенная) - это такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения

 

· На рынке чистой (совершенной или свободной) конкуренции соревнуется множество производителей однотипных товаров/услуг. Это могут быть и крупные фирмы, и индивидуальные предприниматели.

· Легкое вхождение и выход новых продавцов на рынок и с рынка

· Никто из них не может захватить такую долю рынка, чтобы навязать остальным участникам свои условия сбыта.

· Рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые вынуждены искать компромисс.

· Чистая конкуренция свободна от вмешательства государства, рынок чист от монополий.


Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.
Свободная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма.

На нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: