ГЛОССАРИЙ
Авторитаризм – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный – 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.
Адаптация – приспособление строений и функций организмов к условиям существования.
Администрация – составная часть управленческой деятельности, занимающаяся: выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т.д.
Альтернатива – 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей.
Антитейлористы – школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная, прежде всего, О. А. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским. Антитейлористы резко выступали против политико-идеологической нейтральности тейлоризма и обращали внимание на недопустимость его отождествления с «научной организацией труда», отмечая ориентированность тейлоровского учения на максимальную, выходящую за пределы возможностей человеческого организма интенсификацию труда, что было несовместимо с ценностями нового строя, утвердившегося в России.
Бихевиоризм – изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.
Бюджет – метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.
Бюрократия – 1) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника; 2) орган государства, организационно оформленный в виде аппарата чиновничества.
|
Вторая Всесоюзная конференция НОТ (1924) – конференция по НОТ, выработавшая окончательную трактовку термина «НОТ», (в отношении которой велись дискуссии о расстановке акцентов в прикладных и теоретических исследованиях) согласно которой НОТ понималась, прежде всего, как практико-организаторская деятельность в области организации труда и управления и определившая главную линию дальнейшего развития организационно-управленческой науки в России, характеризующуюся доминированием прикладных исследований над теоретико-методическими.
Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.
Внешняя среда организации прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственной власти, потребители и конкуренты.
Внутренняя среда организации – это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.
|
Группа – это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
Группы формальные – это группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса.
«Группа 4-х» - школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым. Сторонники этого течения предостерегали от опасности чрезмерного теоретизирования и предлагали заниматься в первую очередь практическими вопросами, рекомендуя начинать всю работу по научной организации труда отдельного человека, с рационализации трудовых операций.
Делегирование полномочий – передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем, права использовать ресурсы организации для выполнения определенных задач.
Департаментизация – процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации (от слова «департамент», или «отдел»).
Децентрализация – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.
Децентрализация управления – передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.
Дзайбану – система отношений между фирмами и банками Японии, в соответствии с которой крупные фирмы организованы в небольшое число групп.
Задача – определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки.
|
Иерархия – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположений служебных званий, должностей в порядке их подчинения (иерархическая лестница).
Индивидуализм – принцип, составляющий основу американской системы управления, предполагающий относительную автономию человеческого индивида в системе общественного бытия.
Исследование операций – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач, главным методом которого является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий. Исследование операций основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистике, теории игр и др.
Кайрацу – в Японии объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы.
Классическая (административная) школа управления – подход в теории менеджмента, исследующий главным образом методы и формы совершенствования системы управления организацией в целом. Классическая школа тесно связана с работами Анри Файоля, Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни, А.К. Рейли.
Количественный подход (школа науки управления) – подход в теории менеджмента, предполагающий применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.
Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
Коммуникационная сеть – соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими.
Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Концепция – 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Кооперация – форма организации труда, при которой большое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда.
Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.
Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту.
Менеджмент – интегрированный социально-экономический процесс исследования, планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение функционирующими в рыночных условиях предприятиями определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности.
Метод «участвующего управления» - один из элементов японского менеджмента, механизм принятия решений «снизу вверх», когда каждый работник несет свою долю менеджерской ответственности, что позволяет наиболее эффективно использовать его способности.
Миссия организации – комплексная цель организации, вызывающая у членов организации состояние устремленности и понимания своей роли и роли организации.
Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Модель Портера-Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожидания и теории справедливости.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.
Мотивация – функция менеджмента, процесс побуждения людей к выполнению какой-либо деятельности.
Научное управление – подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда. Научное управление тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет и Генри Гантта.
Научная организация труда (НОТ) – совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
Неопределенность внешней среды – функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации.
Организация – 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей; 2) функция менеджмента, процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности, создание организационной структуры.
Ответственность социальная – определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации.
Ответственность юридическая – следование организации законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что она может, а чего не может.
Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства (1921) – конференция, на которой поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйственная планомерность, рационализация труда, психофизиология труда, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стимулирование труда, отношение к тейлоризму.
План – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Планирование – процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.
«Платформа 17-ти» - школа НОТ, представленная, прежде всего, П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в работу по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества.
Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
Подразделение – составная часть организации, выполняющая специфические конкретные задания и добивающееся конкретных специфических целей в рамках организационных целей.
Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач.
Потребность – внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостатка чего-либо.
Процесс принятия решений – последовательная реализация этапов: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор.
Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия.
Развитие – совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепляющих жизнестойкость системы, ее способность сопротивляться разрушающим воздействиям внешней среды.
Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.
Рационализация – разработка и осуществление мероприятий интенсивного характера, которые направлены на улучшение, прогрессивное изменение определенных систем, процессов, элементов, операций в интересах повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов деятельности.
Регулирование – функция управления, направленная на поддержание внутренней стабильности, устранение отклонений в тех процессах, которые определяют само существование системы, ее целостность и строение.
Ресурсы управления – основные факторы управления, определяющие необходимые условия его осуществления: людские, информационные, технические, экономические. В качестве ресурсов управления выступают также время и пространство (территории, площади и пр.).
Решение управленческое – процесс и акт решения проблемы (разрешения противоречия) в совместной деятельности людей, ведущие к достижению цели.
Риск – принятие решений, вероятность успеха которых недостаточна высока.
Роль управленческая – вид поведения менеджера в определенных ситуациях управления, комплекс образов менеджера, которые рождаются в результате его поведения в управленческих ситуациях (консультант, концептолог, инноватор, арбитр и пр.).
Система – совокупность элементов, взаимосвязанность которых определяет ее целостность, устойчивость и адаптивность.
Системный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких как совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, система субординации, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта, ориентированных на достижение единой конечной цели в условиях меняющейся деловой среды.
Система управления – совокупность действий, определяющих реальность управленческой деятельности. Звенья и связи, участвующие в процессах управления.
Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.
Ситуационный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации.
Социально-психологические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги, социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности.
Статус организационный – положение человека или группы, определяющееся комплексом функций и полномочий его деятельности.
Стимул – заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижения цели или результата.
Структура системы управления – конструкционная основа системы управления, совокупность связей прямой подчиненности звеньев системы управления.
Субъект управления – часть управляемой (социально-экономической) системы, выделяемая по критериям функций управления, масштаба полномочий, ступени иерархии.
Тейлористы – школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная И. Канегисером, Н. Гредескулом и др., которые были склонны отождествлять тейлоризм с научной организацией труда и управления, утверждавшими, что учение Ф. Тейлора не только принципиально неоспоримо, но еще и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях.
Тектология – методология и доктрина решения организационных задач, сформулированная А. Богдановым (Малиновским), носившая ярко выраженный механистический характер, предполагающая единство строения и развития самых различных систем (ее другое название – «Всеобщая организационная наука»).
Теория «7S» - системная концепция современного менеджмента, предполагающая, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения и остальных шести. Ключевыми составляющими данной теории являются следующие: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделяемые ценности.
Теория «Z» - концепция современного менеджмента, сформулированная У. Оучи, предполагающая, что основой любой организации является человек и для того, чтобы добиться эффективного управления необходимо придерживаться следующих положений и правил управления людьми: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решений; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках.
«Теория хаоса» - концепция современного менеджмента, предполагающая, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но, тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать с помощью статистической оценки вероятности.
Управление – целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.
Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.
Функция управления – обособленное направление управленческой деятельности.
Цель – конкретный конечный результат или желаемое состояние управляемой системы.
Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.
Централизация – процесс распределения полномочий в направлении их концентрации на вышестоящих уровнях системы управления.
Центральный институт труда при ВЦСПС – научно-исследовательский институт, возглавляемый А.К. Гастевым, занимавшийся проблемами научной организации и культуры труда.
Школа поведенческих наук – подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа тесно связана с именами А. Маслоу, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга.
Школа человеческих отношений – подход в теории менеджмента, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы.
Экономические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на экономические рычаги (налог, цена, прибыль, фонды и пр.).
Эффективность управления – соизмерение результата управления с затраченными усилиями или ресурсами. Одна из итоговых характеристик управления.
IX. ПРИМЕРНЫЙ ТЕСТ К КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ»
1. Основателем и основным разработчиком идей научного управления является:
1) М. Вебер;
2) Ф.У. Тейлор;
3) Г. Форд.
2. Школы, основанные в 20–30-е годы ХХ века:
1) школа поведенческих наук и школа человеческих отношений;
2) школа научного управления и школа человеческих отношений;
3) классическая школа и школа человеческих отношений.
3. Создателем школы человеческих отношений является
1) Э. Мэйо;
2) А. Маслоу;
3) Д. Мак Грегор.
4. Представителем какой школы были предложены следующие принципы управления:
-абсолютное следование разработанным стандартам;
-оплата по результатам;
-использование функциональных менеджеров;
-подбор, обучение и расстановка рабочих на те места и задания, где они могут дать наибольшую пользу:
1) школа «научного» управления;
2) классическая школа;
3) школа науки управления.
5. Теория «Х» и «Y» была предложена:
1) А. Файоль;
2) Д. Мак Грегор;
3) У. Оучи.
6. Разработка «пирамиды потребностей» - заслуга:
1) А. Маслоу;
2) Д. Мак Грегор;
3) Макс Вебер.
7. Кем из представителей административной школы были предложены 14 принципов управления?
1) Л. Гьюлик;
2) Дж. Муни;
3) А. Файоль.
8. Улучшение по определенному критерию характеристик системы управления означает:
1) совершенствование управления;
2) развитие управления.
9. Теорию бюрократического построения организации разработал:
1) М. Вебер;
2) П. Дракер;
3) Г. Питерс.
10. Концепция управления по целям (МВО), которая явилась революционным начинанием в управлении, была выдвинута (в 50-е годы ХХ в.):
1) У. Оучи;
2) П. Дракер;
3) А. Файоль.
11. Какая теория в 80-х годах была предложена американским профессором У. Оучи?
1) теория «Х»;
2) теория «Y»;
3) теория «Z».
12. Кто из крупнейших фигур в экономической и политической жизни России начала ХХ в. разработал дифференцированные тарифы на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе?
1) С.Ю. Витте;
2) П.А. Столыпин;
3) министр финансов Е.Ф. Канкрин.
13. Кому из выдающихся деятелей России начала ХХ в. принадлежит идея проведения земельной реформы, принесшей ему всемирную известность?
1) С.Ю. Витте;
2) П.А. Столыпин;
3) министр земледелия А.Н. Наумов.
14. Кем была осуществлена реформа по управлению фабриками, предполагавшая предоставление рабочим приличного жилья, улучшения условий работы?
1) Р. Оуэн;
2) Ч. Баббидж;
3) Г. Гант.
15. Кем в 1929 г. был организован Центральный институт труда?
1) В.И. Лениным;
2) А. Пашковым;
3) А.К. Гастевым.
16. В своей реформе государственного управления П.А. Столыпин предполагал:
1) централизовать управление Россией;
2) децентрализовать управление Россией;
3) существенных изменений не предполагалось.
17. Что в годы советского управления являлось центральным звеном менеджмента?
1) планирование;
2) координация;
3) мотивация;
4) контроль.
18. Директивно-командные методы управления и внеэкономические формы принуждения к труду свойственны:
1) экономической политике «военного коммунизма»;
2) новой экономической политике.
19. Центральным звеном экономической политики «военного коммунизма» было:
1) продналог;
2) продразверстка;
20. В СССР индустриализация началась
1) с сельского хозяйства;
2) легкой промышленности;
3) тяжелой промышленности.
21. Кто создал первую отрасль в математике, названную линейным программированием, которое является основой теории оптимального планирования и управления ресурсами?
1) С.Г. Струмилин;
2) В.С. Немчинов;
3) Л.В. Канторович.
22. Кем впервые было введено в научный оборот понятие «человеческий фактор»?
1) Ф.У. Тейлор;
2) Ф. Гилбрет
3) Э. Мейо.
23. Кто из представителей школы научного управления разработал целую систему «плановых графиков»?
1) Ф. Гилбрет;
2) Г. Гангт;
3) Г. Эмерсон.
24. Кто из представителей школы научного управления упорно искал оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений?
1) супруги Ф. и Л. Гилбрет;
2) Ф.У. Тейлор;
3) Г. Гангт.
25. Кто первым с целью улучшения организации труда применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников?
1) Г. Эмерсон;
2) М.П. Фомметт;
3) Ф. Гилбрет.
26. Этот талантливый человек разработал теорию, нашедшую отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Кто это?
1) А. Файоль;
2) Г. Форд;
3) Л. Урвик.
27. Цель своей предпринимательской деятельности Г. Форд видел в:
1) непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег;
2) достижении власти и высокого положения в обществе;
3) служении обществу.
28. Кто из представителей классической школы управления создал «теоловеческих трации»?
1) А. Файоль;
2) Л. Урвик;
3) Д. Муни.
29. Что можно назвать основной оптимальной характеристикой школы человеческих отношений?
1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
2) перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми;
3) создание систематизированной теории управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
30. Деятельность представителей какой школы управления можно оценить следующим образом?
-они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и основные принципы управления:
1) школа научного управления;
2) школа административного управления;
3) школа человеческих отношений;
4) школа поведенческих наук;
5) школа науки управления.
31. Заслугой этого талантливого человека является: выдвижение идеи гармонии труда и капитала; попытки совместить в единое целое три школы в менеджменте: научного управления, административную и школу человеческих отношений. О ком идет речь?
1) Т. Мюнстерберг;
2) М. Фоллетт;
3) Э. Мейо;
4) А. Маслоу.
32. Кто из представителей школы человеческих отношений провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты»?
1) Э. Мейо;
2) М. Фаллет;
3) Р. Лайкерт.
33. Какая система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире?
1) американская система менеджмента;
2) российская;
3) японская.
34. В чем главная причина успеха японского менеджмента?
1) умение работать с людьми;
2) использование высококачественной техники и технологий;
3) нацеленность на выполнение задач любыми способами и методами.
35. Модель менеджмента, основанная на философии «Мы все одна семья»:
1) американская модель;
2) шведская модель;
3) японская модель.
36. К какой из функций управления относятся следующие характеристики: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы; сравнение их с плановыми показателями; выявление отклонений и анализ причин этих отклонений:
1) планирование;
2) организация;
3) руководство;
4) мотивация;
5) контроль.
37. Что означает термин top management?
1) высшее звено управления;
2) среднее звено управления;
3) низовое звено управления.
38. Важнейшей функцией управления является:
1) плановость;
2) планирование;
3) планомерность;
4) плановые задания.
39. Организация, являющая яркий пример сохранения своих исторических корней (управляется сейчас так же, как и много веков назад):
1) государство;
2) армия;
3) Римская католическая церковь.
40. Родина современного управления:
1) Америка;
2) Англия;
3) Франция;
4) Германия.
41. Второе название школы человеческих отношений:
1) неоклассическая;
2) неокейнсианская;
3) неолиберальная.
42. Какому типу организационных структур присущи следующие недостатки:
-высокие требования к руководителю;
-большая перегрузка информацией;
-обширный поток бумаг;
-множественность контактов с организациями:
1) матричная;
2) линейная;
3) линейно-функциональная;
4) функциональная;
5) отделенческая.
43. В какой стране наблюдается наибольший процент женщин, занимающих руководящие посты?
1) США;
2) Франция;
3) Россия;
4) Германия;
5) Италия.
44. Глубокий анализ недостатков затратных методов хозяйствования и пути создания научной системы управления интенсификацией экономики представлен в трудах:
1) С.Г. Струмилина;
2) В.С. Немчинова;
3) Л.В. Канторовича.
45. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:
1) скорейшего перехода к рыночной экономике;
2) обеспечения рынка налоговых поступлений в казну;
3) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.
46. Кем была предложена система мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования?
1) Горбачевым;
2) Ельциным;
3) Гайдаром.
47. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения
1) финансового благополучия; 2) общей цели;
3) господства на рынке 4) упущенной выгоды.
48. Как называется разделение работы в организации на составляющие компоненты?
1) горизонтальное распределение труда;
2) вертикальное распределение труды;
3) сложное распределение труда;
4) гибкое распределение труда.
49. Какой ученый делил мотивацию на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы?
1) А. Смит; 2) А. Маслоу;
3) Д. Макклеланд; 4) Ф. Герцберг;
5) Ф. Тейлор; 6) Хонда
50. Сколько принципов управления сформулировал Анри Файоль?
1) семь; 2) восемь;
3) четырнадцать; 4) двадцать три.
51. Назовите тип организации, в которой организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур?
1) централизованная; 2) крупная;
3) децентрализованная; 4) мелкооптовая.
52. Подчиненный получает полномочия только от одного начальника и ответственен только перед ним. На каком принципе построена такая организация?
1) иерархия; 2) усиления власти;
3) единоначалия; 4) компенсации.
53. Кем описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самоуважения?
1) А. Смит; 2) А. Маслоу;
3) Д. Макклеланд; 4) Ф. Герцберг;
5) Ф. Тейлор; 6) Хонда
54. Руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой?
1) авторитарный; 2) либеральный;
3) демократичный4 3) предприимчивый.
55. Процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных способностей и общих целей организации?
1) мотивация; 2) напряжение;
3) механизация; 4) культура корпорации.
56. Спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели?
1) сложная организация; 2) формальная организация;
3) неформальная организация; 4) преступная организация.
57. Существует четыре подхода к управлению, назовите лишний.
1) Подход с позиций выделения различных школ.
2) Подход нахождения причинных связей.
3) Отказ от иерархической системы.
4) Отказ от руководителя.
57. Согласно определению Вудворд, мелкосерийная или единичная технология – это производство, ориентированное на одного…
1) заказчика; 2) потребителя;
3) посредника; 4) оптовика.
58. Форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства
1) вертикальные полномочия; 2) горизонтальные полномочия;
3) параллельные полномочия; 4) перпендикулярные полномочия.
59. Менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии
1) авторитарный; 2) либеральный;
3) демократичный4 3) предприимчивый.
60. Способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации
1) франчайзинг; 2) мультифранчайзинг;
3) руководство организацией; 4) риск.
61. Термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Следовательно, людей надо принуждать работать?
1) теория «Y»; 2) теория «X»;
2) теория «Z»; 4) теория «Seven S»
62. Тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации?
1) фильтрация; 2) этика;
3) функциональные; 4) позитивные.
63. Форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может наложить на них вето в пределах своей компетенции
1) структурные; 2) системные;
3) функциональные; 4) позитивные.
64. Влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников…
1) нейтралитет; 2) давление;
3) харизма; 4) пунктуальность.
65. Вертикальное разделение труда, создание уровней управления в крупных организациях используются для
1) дифференциация и координация управленческой работы;
2) усиления власти руководителя;
3) разукрупнения организации;
4) привлечения новых клиентов.
66. Условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение внимания к исследуемому вопросу приводят к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента
1) система Лайкерта 2) эффект Хоторна;
3) эффект Фоллета; 4) система Мэйо.
67. Модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителями и членами коллектива, структура задания и должностная, то есть законная, власть, данная руководителю по должности
1) ситуативная модель Фидлера; 2) модель Маслоу;
3) модель Хоторна; 4) модель Мэйо.
68. Как называлась модель автомобиля Генри Форда, которая считалась самой дешевой, и которую мог позволить себе купить любой работающий человек?
1) Ди; 2) Ти;
3) Пи; 4) Си.
69. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. Переданные лицам, имеющим право распоряжаться, они называются…
1) параллельные полномочия; 2) прямые полномочия;
3) линейные полномочия; 4) косвенные полномочия.
70. Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают в себя. Назовите лишнее.
1) рекомендательные полномочия;
2) обязательные полномочия;
3) параллельные полномочия;
4) функциональные полномочия;
5) косвенные полномочия.